Коррекционно-развивающая программа групповых занятий с детьми младшего школьного возраста

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №41 г. Ростова-на-Дону















Автор-составитель:
психолог Данелян В.Э.











Ростов-на-Дону

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий с детьми
Цель: преодоление агрессивных тенденций в поведении детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Задачи:
раскрыть сущность полярных понятий «Добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнеся его с конкретной ситуацией;
учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности);
учить социально приемлемым способам выражения гнева
Основные методы: психогимнастика, социально-поведенческий тренинг, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий, ролевые игры, релаксация.
Режим работы: Занятия два раза в неделю: среда, пятница. Длительность программы – 7 недель (14 занятий). Продолжительность первых двух (вводных) занятий – 30 минут, последующие 35 минут.
Форма занятий: групповая (оптимальное количество детей в среднем 10-12 человек).
Условия формирования группы: дети 8-9 лет.

Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Цель: создание положительного эмоционального фона, создание атмосферы доверия, сплочение группы
В разминку включены игры, способствующие разогреву детей, установлению с ними контакта, сплочению группы
Основная часть
Цель: решение задач, заявленных в программе.
Предполагает выполнение психотехнических игр, психогимнастических упражнений.
Заключительная часть
Цель: подведение итогов

Техническое оснащение программы:
магнитофон, аудиокассеты, колокольчик, пиктограмма «Злость», 2 шарфа, маленький мешочек с завязочками, шероховатый коврик, бутылочки с мыльными пузырями, 2 рисунка волшебников «доброго» и «злого», варежка, кукла «Антошка»;
телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты, альбомы для рисования, цветные карандаши. Полотенце, мягкая игрушка в виде сердца, ватман, сердечки из бумаги.
Помещение: программа реализуется в помещение группы\класса и музыкального зала.

Предполагаемый результат:
исчезновение в поведении агрессивных тенденций, появление доброжелательности;
преобладание положительных эмоций;
способность сдерживать нежелательные эмоции (агрессию) или применение приемлемых способов из проявления.

Этапы реализации программы:
I этап Ориентировочный (2 занятия)
Задача: установление контакта с группой, сплочение группы, настрой на работу.
II этап Коррекционно – развивающий (11 занятий)
Задача: коррекция агрессивного поведения, обучение социально приемлемым способом выражения агрессии.
III этап Обощающе – закрепляющий (1 занятие)
Задача: подведение итогов.

Оценка эффективности программы:
Экспертная оценка воспитателя группы по шкале «Агрессивный ребенок/дети (100%)– неагрессивный ребенок/дети (0%)». Воспитатель использует шкалу до занятий и после занятий.
Отзывы родителей
Анкетирование.
Тематический план занятий


Тема занятия
Количество часов


Занятие №1 Вводное.
30 минут


Занятие №2 Вводное.
30 минут


Занятие №3 «Добро и зло»
35 минут


Занятие №4 «Злость»
35 минут


Занятие № 5 «Хорошо ли быть злым»
35 минут


Занятие № 6 «Учимся справляться с гневом»
35 минут


Занятие № 7 «Что делать, если ты злишься»
35 минут


Занятие № 8 «Поговорим о доброте»
35 минут


Занятие № 9 «Ссора»
35 минут


Занятие № 10 «Как справиться с упрямством»
35минут


Занятие № 11 «Учимся доброжелательности»
35 минут


Занятие № 12 «Добрые и злые поступки»
35 минут


Занятие № 13 «Хорошо - плохо»
35 минут


Занятие № 14 Заключительное
35 минут


Итого: 8 часов

Краткое содержание программы
Занятие №1 Вводное.
Цель:
развить чувство принадлежности к группе;
развивать навыки позитивного социального поведения.
Ход занятия:
1.Упражнение «Клубок»
2.Упражнение «Домик»
3. Завершение занятия

Занятие №2 Вводное.
Цель:
дать возможность ощутить свою принадлежность группе;
учить детей ощущать тепло другого, его близость.
Ход занятия:
1.Упражнение «Привет без слов»
2.Упражнение «Волшебный сундучок»
3.Упражнение «Имя шепчет ветерок»
4.Завершение занятия
Занятие №3 «Добро и зло»
Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам.
Ход занятия:
Разминка «Эхо»
Звучит веселая музыка. Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания.
Знакомство со сказочными персонажами.
Беседа о добрых и злых людях. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра мультфильма:
Тренинг эмоций.
6. Упражнение: «Конкурс художников».
7. Завершение занятия.

Занятие №4 «Злость»
Цель:
знакомство с чувством злости;
тренировка умения различать эмоции.
Ход занятия:
1. Разминка «Доброе утро»
2.Пиктограмма.
3.Упражнение «Сердитый дедушка»
4. Упражнение «Шарфы»
5. Упражнение «Доброе животное»
6. Завершение занятия.

Занятие № 5 «Хорошо ли быть злым»
Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; учить детей определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
Ход занятия:
Разминка.
Пиктограмма
3. Игра «Цветик - семицветик»
4.Игра «Гневная гиена»
5.Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (диалог)
6.Завершение занятия.

Занятие № 6 «Учимся справляться с гневом»
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и доброты; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управление ими.
Ход занятия:
Разминка
Психогимнастика.
Игра «Жужа»
Беседа с детьми (диагностика агрессивности)
Упражнение «Коврик злости»
Упражнение - тренинг
Домашнее задание.
Завершение занятия

Занятие № 7 «Что делать, если ты злишься»
Цель: Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения.
Ход занятия:
1. Разминка.
2.Обсуждение Д\З.
3.Закрепление знаний о способах саморегуляции поведения:
4.Упражнение «Релаксация»
5.Игра «Волшебный мешочек».
6.Завершение занятия.

Занятие № 8 «Поговорим о доброте»
Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональном состоянии, который соответствует этому понятию, формировать позитивный образ своего «Я».
Ход занятия:
Разминка.
Игра «Угадай настроение по рисунку».
Упражнение «Помоги волшебнику».
Упражнение «Мягкое сердце».
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони».
Упражнение «Мыльные пузыри».
Завершение занятия.
Занятие № 9 «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтов и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход занятия:
Разминка.
Работа с портретами 2 девочек Оли и Лены.
Тренинг эмоций.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Проблемные ситуации (для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях).
Домашнее задание.
Завершение занятия

Занятие № 10 «Как справиться с упрямством»
Цель: усилить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения.
Ход занятия:
Разминка.
Упражнение «Упрямые козы».
3. Тренинг эмоций.
4. Игра «Сказка наоборот»
5. Правила доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому»
6.Упражнение «Смешной рисунок»
7.Завершение занятия.


Занятие № 11 «Учимся доброжелательности»
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении. Развивать позитивную самооценку.
Ход занятия:
Разминка.
Просмотр мультфильма «Варежка».
Чтение рассказа «Самое страшное»
4.Тренинг эмоций.
5.Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа.
6.Упражнение «Вежливые слова»
7.Домашнее задание.
8..Завершение занятия.
Занятие № 12 «Добрые и злые поступки»
Цель: продолжить разговор с детьми о доброте и эмоциональных состояниях, которые этому соответствуют, вызвать стремление совершать добрые поступки, формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Ход занятия:
Разминка.
Упражнение «Бросок любви»
3. Чтение стихотворения «Доброта» (Р.Сеф)
4.Тренинг эмоций.
5.Упражнение «Добрый - злой».
6.Упражнение «Доброе животное»
7.Завершение занятия.

Занятие № 13 «Хорошо - плохо»
Цель: формировать позицию ненасилия.
Ход занятия:
1.Разминка.
2. В гостях мальчик Антошка, который вместе с детьми смотрит мультфильм «Ну, погоди!» (фрагмент на стройке). Беседа по содержанию.
3.Тренинг эмоций.
4.Сочинение новой версии очередной серии мультфильма.
5.Игра «Хорошо - плохо»
6. Завершение занятия.

Занятие № 14. Заключительное.
Цель: завершение курса занятий, получение обратной связи.
Ход занятия:
Разминка.
В гости к детям приходит Антошка, чтобы сказать спасибо за то, что они научили его правильно общаться с взрослыми и детьми: не обижать, не угрожать, уступать, уважать и т.д.
Повторение правил общения с окружающими (вместе с Антошкой дети повторяют правила общения).
Упражнение «Подари сердечко»
Упражнение «Сердце группы»
Завершение занятия.


Содержание программы

Занятие №1. Вводное

Цель:
развить чувство принадлежности к группе;
развивать навыки позитивного социального поведения.
Материалы: макет дома из картона, цветы, камешки, бусинки, шнурки, пуговицы, магнитофон, кассета со спокойной музыкой, обруч, клубок.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка. В центре зала (группы) лежит обруч. Психолог приветствует детей, представляется сам.
-Здравствуйте, я рада вас видеть! Проходите. Давайте подойдем поближе и посмотрим, на что похож обруч в центре группы.
- А теперь давайте с вами станем в круг, крепко держась за руки, вокруг обруча. Сейчас пусть каждый возьмет свою подушку и отнесет туда, где он стоял в кругу. Это будет ваше место во время нашего занятия. Кто уже нашел свое место, пусть обойдет вокруг подушечки. Хорошо. Теперь, закройте глаза и обойдите вокруг подушечки. Отлично! У вас получилось? Займите свое место.
Психолог знакомит детей с правилами работы в группе:
говорить по очереди.
слушать друг друга
Вводится запрет на выкрикивания типа «Можно я?»
Упражнение «Клубок»
Цель: знакомство, сплочение группы
Процедура проведения: психолог берет клубок, обматывает вокруг пальца, называет свое имя и передает участнику справа, предлагая сделать то же самое (назвать свое имя и передать клубок другому). Затем психолог подводит итог упражнения, обращая внимание детей на то, что ниточка клубка волшебная, она связала, соединила всех в одну группу.
Упражнение «Домик»
Цель:
развивать чувство принадлежности к группе;
развивать навыки сотрудничества.
Процедура проведения: психолог предлагает детям построить домик, где смогут жить все члены группы, общий дом группы. Дети, сообща, начинают собирать макет дома, продолжая свое занятие до сигнала ведущего. Он дает детям 10 минут и предупреждает, что работа должна быть закончена тогда, когда прозвенит звоночек.
Психолог:
- Замечательно! У нас с вами получился красивый просторный дом, где мы будем жить. Теперь давайте украсим наш домик, пусть каждый из вас положит туда что-то свое (накануне воспитателю дается задание поручить детям принести из дома бусинки, пуговицы, камушки, шнурки и пр.). Очень хорошо! Наш дом теперь состоит из множества разных украшений, каждый из вас оставил в нем что-то свое, и у нас всех один большой дом, где все могут жить вместе.
Завершение занятия.
- Давайте встанем вокруг нашего домика, крепко возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за отличную работу, говоря при этом соседям добрые слова и пожимая руку соседа.
- Спасибо, Саша, мне было очень приятно строить с тобой наш домик! (и так до завершения круга).
- А сейчас пришла пора прощаться. До свиданья, мы встретимся с вами на следующем занятии!

Занятие №2. Вводное
Цель:
дать возможность ощутить свою принадлежность группе;
учить детей ощущать тепло другого, его близость.
Материалы: коробка, обклеенная фольгой, прыгалка, обруч, каштаны, бумажные цветы.
Ход занятия:
В центре группы лежит обруч. Психолог приветствует детей:
Здравствуйте, дети. Проходите, пожалуйста. Я рада вас видеть. Возьмите каждый свою подушечку, положите вокруг обруча и займите свое место. Замечательно! А теперь давайте с вами поздороваемся, но не словами, а с помощью рук.
Упражнение «Привет без слов»
Цель: настрой детей на работу в группе
Процедура проведения: Психолог дает детям следующую инструкцию: «Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто находится справа от меня, а он точно также передаст мой привет другому, и так до конца, пока привет не вернется ко мне, только уже с другой стороны.»
Упражнение «Волшебный сундучок»
Процедура проведения: «А сейчас посмотрите, у нас с вами есть волшебный сундучок. Я буду доставать из него предметы, но не их самих, а жестами объяснять вам, что я взяла из сундучка, а вы должны будете угадать, что же это за предметы – невидимки».
Психолог жестами изображает цветок, бабочку, воду, звонок, карандаш.
- Хорошо, а теперь представляете дети, с вами хочет подружиться ветерок.
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Процедура проведения: психолог говорит детям, что ветерок зовет каждого из них по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы, тихонечко, ласково: «Ва-ня-я-я, шур-шур», и так пока все имена не будут названы. Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик.
Психолог говорит: «Замечательно! А сейчас давайте передадим друг другу этот теплый ветерок. Сложим губки трубочкой и плавно выдохнем воздух, чтобы нежный ветерок погладил щечку другого. У всех получилось? Отлично!»
- Дети, посмотрите, на столе у нас лежат разноцветные прыгалки и обруч. Сейчас те, кого я назову (2 человека) возьмут обруч, положат его в центр группы. Следующий человек возьмет прыгалку и положит ее возле обруча так, чтобы получился лепесток. Когда это сделают все, у нас получится цветочек. Первым пойдет укладывать прыгалку Женя , потом следующий.
Заметки для психолога:
Пока дети выполняют это задание, ведущий выкладывает цветной нитью круг, такой чтобы в него могли поместиться все дети.
Завершение занятия: Давайте встанем в круг, который я выложила с помощью цветной веревочки и посмотрим, полюбуемся, что у нас получилось. Теперь каждый положит в свой лепесток цветочки, которые вы дома вырезали с родителями. Красота!
- А сейчас представьте себе, что это наш дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу, ощутите тепло своих соседей.
- Закройте глаза. Тот до кого я дотронусь, может выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти на этом наше занятие заканчивается.
Спасибо всем, до свидания!




Занятие №3 «Добро и зло»

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам.
Ход занятия.
Разминка «Эхо»
Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
Процедура проведения: Дети сидят в кругу на мягких подушечках. Психолог знакомит детей с правилами: «Дети, тот, кто сидит справа от меня называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Све-та», а мы дружно, как эхо за ним повторяем.»
Звучит веселая музыка. Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания.
Психолог обращается к детям:
Опишите настроение музыки. (Веселая, праздничная, ясная)
Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (веселье, радость)
Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, но противоположного характера – «сердитый».
Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы. Психолог просит детей рассказать, что они чувствовали, и какая музыка им больше всего понравилась? Почему?
Знакомство со сказочными персонажами.
Психолог:
- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, но даже может причинять боль и неприятность другим. Вот такой случай произошел с одним из волшебников.
Игровая ситуация.
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки (картинки с изображением волшебников)
Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).
Беседа о добрых и злых людях.
Кого называют добрым? Кого называют злым?
Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
Какие слова говорят добрые люди?
Какие слова говорят злые люди?
Кого из своих родственников вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов?
Почему они злые?
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда».
(Доктор предлагает выпить коту таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить», несносных мышат.)
Обсуждение просмотра мультфильма:
Что случилось с добрым котом Леопольдом?
Как вел себя Леопольд во время действия «озверина»?
Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
Тренинг эмоций.
Детям предлагается показать:
шаловливых мышат;
сердитых мышат;
веселых мышат.
По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:
-Каким лучше быть: добрым или злым?
6. Упражнение: «Конкурс художников».
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Процедура проведения: психолог заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа (например - волк). Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
После упражнения устраивается выставка рисунков и проводится конкурс «Чей персонаж получился добрее всех».
7. Завершение занятия.
В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка».

Занятие №4 «Злость»
Цель:
знакомство с чувством злости;
тренировка умения различать эмоции.
Ход занятий:
1. Разминка «Доброе утро»
Цель: формирование сплоченности группы.
Процедура проведения: дети сидят в кругу, психолог предлагает им крепко взяться за руки и громко дружно сказать друг другу: «Доброе утро».
2.Пиктограмма.
Психолог обращается к детям и просит их посмотреть на выражение лица, изображенного на карточке (пиктограмма «Злость»). Психолог говорит: «Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?.. Да, это – злость».
3.Упражнение «Сердитый дедушка»
Цель: тренировка умения различать эмоции.
Процедура проведения: психолог предлагает вниманию детей одну историю: «А сейчас прослушайте историю про мальчика Петю, которая называется «Сердитый дедушка». После чтения рассказа психолог предлагает детям разыграть эту историю.
Текст
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?
Обсуждение: Как вы изображали, что дедушка сердится? Как мы можно узнать о настроении человека? (лицо, голос, слова и т.д.)
4. Упражнение «Шарфы»
Цель игры – снятие напряжения.
Психолог: А сейчас нам понадобятся 2 шарфа, концы которого завязаны в узлы, и колокольчик.
Процедура проведения: психолог просит детей представить себе, что они с кем-то поссорились и очень сердиты: брови сдвинуты, в руках шарф, которым размахивают, вы наступаете на своего соперника и начинаете с ним сражаться шарфами, но по правилам, которые никто из вас не может нарушать. Правила такие:
можно начинать бой только по сигналу колокольчика;
можно касаться шарфом только тела и ног;
заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.
Психолог предлагает детям выбрать себе противника, начиная справа от него.
Психолог: « Но не забывайте, какое чувство мы с вами изображаем. Какие звуки мы можем при этом издавать?.. Помните правила игры? Начали!»
Игра начинается и оканчивается по сигналу колокольчика
5. Упражнение «Доброе животное»
Цель: сплочение группы.
Процедура проведения: Психолог просит детей встать в общий круг, взявшись за руки и представить, что это доброе животное. Шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох – так дышит животное. Шаг вперед – тук, шаг назад – тук-тук – так бьётся сердце животного.
6. Завершение занятия.

Занятие № 5 «Хорошо ли быть злым»
Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; учить детей определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
Ход занятия.
1. Разминка. Игра «Чапаев»
Цель: настроить ребят на рабочий лад и развить чувство сплоченности в группе.
Процедура проведения: психолог сообщает детям условия игры, которые заключаются в выполнении его команд. Когда ведущий говорит: «пушки» - дети хлопают в ладоши; «конница» – топают ногами; «Чапаев» - кричат «Ура!». Ведущий постоянно увеличивает скорость команд детям.
2. Пиктограмма. Психолог показывает детям пиктограммы с различными оттенками настроений, а затем просит каждого выбрать себе пиктограмму и попытаться объяснить, когда у человека бывает то или иное настроение. Задает вопрос: «Почему у людей бывает плохое настроение».
К детям в гости приходит добрый волшебник и в знак поощрения за их активную работу, дарит им Цветик – семицветик..
3. Игра «Цветик - семицветик»
Материалы: для игры понадобятся цветик – семицветик, который можно сделать по-разному - главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки.
Процедура проведения: каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.
В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей в злых гиен.
Игра «Гневная гиена»
Процедура проведения: Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я – страшная гиена,
Я – гневная гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
По окончании игры дети меняются ролями.
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда были обезьянками?
Что вы чувствовали, когда были страшными гиенами?
Что вам хотелось сделать?
Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (диалог)
Что, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
Пойдем, я твоему горю помогу.
Нет, бык, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать
Нет, выгоню!
После чтения диалога:
- Кто с кем разговаривает? Из какой сказки эти герои?
Вопросы:
Кто помог зайчику?
Как помог петух зайчику?
Кого вам в сказке жалко? Почему?
Психолог предлагает детям обыграть данный отрывок.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)
Завершение занятия.
В конце занятия слушают песню В. Шаинского «По секрету»

Занятие № 6 «Учимся справляться с гневом»
Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и доброты; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управление ими.
Ход занятия.
Разминка
Психогимнастика.
Цель: тренинг эмоций
Процедура проведения: психолог предлагает детям улыбнуться как: веселый ребенок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга; позлиться как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.
3. Игра «Жужа»
Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие напряжения.
Процедура проведения: психолог объясняет детям правила игры. Из числа детей выбирают того, кто будет играть роль Жужи. Жужа сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. Жужа терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
Замечание: психолог следит за формой выражения дразнилок.

4. Беседа с детьми (диагностика агрессивности)
Вам приходилось в жизни злиться?
Из-за чего вы злитесь?
Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
Что вы делаете для того, чтобы не злится?
В гости к детям приходит добрый волшебник и предлагает им способы, которые помогают детям управлять своим эмоциями и поведением:
Потопать ногами: психолог объясняет детям, что для того, чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, которые охватили человека.
«Надуть воздушный шарик злостью»: всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
После этого волшебник предлагает детям сделать в группе «Коврик злости».
5. Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Процедура проведения: в группе детского сада специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Посетить этот волшебный коврик предлагают детям, агрессивно настроенным к окружающим. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
6. Упражнение - тренинг
Процедура проведения: волшебник заколдовывает одного из детей, превращая его в Злюку. Дети стоят в кругу, в центре которого Злюка и читают стихотворение:
Жили - была маленькая девочка.
Маленькая девочка сердита была.
Злюка должна при этом передавать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние. Упражнение повторяется несколько раз и дети повторяют движения и мимику сердитого ребенка.
Обсуждение упражнения:
Что чувствует сердитый ребенок?
Что ему хочется сделать?
Как можно избавиться от злости, не причинив боли и вреда окружающим?
Психолог предлагает детям потопать ногами или надуть воздушный шарик. После чего спрашивает их о чувствах.
Домашнее задание.
Нарисовать «Злость», при этом передать образ с помощью цвета и выражения лица.
8. Завершение занятия.

Занятие № 7 «Что делать, если ты злишься»
Цель: Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения.
Ход занятия.
1. Разминка.
2.Обсуждение Д\З. Дети вместе с волшебниками рассматривают рисунки на тему «Злость». В диалог с детьми вступает добрый волшебник:
А вам нравится злость?
Какого она цвета?
На какую погоду похожа?
Закрепление знаний о способах саморегуляции поведения:
Как мы может помочь себе улучшить свое самочувствие и настроение? (потопать ногами, надуть шарик злостью, рассмешить себя, глядя в зеркало и т. д.)
Упражнение «Релаксация»
Цель: снять напряжение, развивать способность саморегуляции поведения.
Процедура проведения: дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают ребенку расслабиться.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний вербальной агрессии.
Процедура проведения: психолог передает детям подарок доброго волшебника «Волшебный мешочек». Детям предлагается взять волшебный мешочек, отойти в сторону и оставить в нем «плохие слова», можно покричать. После того, как это сделали все дети, психолог завязает мешочек, и прячет, либо выкидывает его.
Завершение занятия.
Дети поют песню «Старый добрый жук».

Занятие № 8 «Поговорим о доброте»
Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональном состоянии, который соответствует этому понятию, формировать позитивный образ своего «Я».
Ход занятия:
1. Разминка.
2.Игра «Угадай настроение по рисунку».
Цель: развивать умение дифференцировать эмоциональные состояния
Процедура проведения: психолог выставляет рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга
Вопросы:
Какое настроение у мальчика?
Как вы догадались, что он сердит?
Какое настроение у девочки?
Почему у нее хорошее настроение?
Как вы определили, что у девочки веселое настроение?
А как чувствуете себя вы?
3.Упражнение «Помоги волшебнику».
Цель: развивать умение дифференцировать эмоциональные состояния
Процедура проведения: В гости к детям приходит злой волшебник и просит помочь, т. к. попал в трудную ситуацию. Сегодня он прочитал два стихотворения об игрушках «Зайку бросила хозяйка», «Уронила мишку на пол». У волшебника есть фотографии трех девочек, и он хотел бы узнать, какая из девочек бросила зайку, какая оторвала лапу мишке, а какая жалеет и мишку, и зайку. Задает детям вопрос: «Как я могу узнать это, ведь здесь не нарисовано, что они делают?»
Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками и дают ответ на вопрос злого волшебника.
4.Упражнение «Мягкое сердце».
Цель: способствовать формированию у детей умение любить окружающих.
Процедура проведения: Для выполнения упражнения нужна мягкая игрушка в форме сердца. Психолог говорит детям, что на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело и предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца (маме, папе, деревьям). После этого все дети закрывают глаза и, держась рукой за игрушечное сердце представляют собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. Из этого сердца они посылают лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить.
5.Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик сажал яблони».
Цель: познакомить детей с понятием «добро»
6.Упражнение «Мыльные пузыри».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Процедура проведения: Для проведения упражнения нужны бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Эта любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырьки разлетаются в стороны и разносят любовь детей.
7.Завершение занятия.

Занятие № 9 «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки; знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтов и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход занятия:
1.Разминка.
2.Психолог демонстрирует детям портреты двух девочек: подруг Оли и Лены.
Дети посмотрите на выражение их лиц, как вы думаете, что случилось?
Поссорились.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга!
Помирится нужно нам.

Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: « Не отдам!»
Вопросы:
Скажите, из-за чего поссорились девочки?
Вы когда-нибудь ссорились? Из-за чего?
Что чувствуют те, кто ссорится?
Можно обойтись без ссор?
Подумайте, как девочки могут помириться?

Психолог, выслушав ответы детей, предлагает способы примирения и говорит о том, как эту историю закончил автор.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Психолог обращает внимание на то, что виновник ссоры должен признать свою вину.
3.Тренинг эмоций.
Давайте, изобразим с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились.
Вам нравятся лица девочек? Почему?
Как вы миритесь со своим друзьями?
Психолог знакомит детей с правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки»
4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками, формированию доброжелательных отношений в группе.
Процедура проведения: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.
5.Проблемные ситуации (для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях).
Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена громко заплакала.
Обсуждение:
Почему заплакала Лена?
Правильно ли поступила Наташа?
Как бы вы поступили на ее месте?
Давайте поможем девочкам помириться?
6.Домашнее задание.
Психолог предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которые они смогут подарить своим друзьям.
7. Завершение занятия.

Занятие № 10 «Как справиться с упрямством»
Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.
Ход занятия.
1.Разминка.
2.Психолог крепит на доске в группе изображение коз, стоящих на узком мостике
Дети, посмотрите на коз, что с ними могло произойти?
Психолог выслушивает ответы детей и рассказывает узбекскую народную сказку. «Упрямые козы».
Вопросы:
Понравилось ли вам, как вели себя козы?
Почему они оказались в воде?
Что чувствовали козы, когда не могли разойтись на узкой доске?
Почему их назвали упрямыми?
3. Тренинг эмоций.
Дети в парах изображают упрямых коз.
4.Игра «Сказка наоборот»
Процедура проведения: психолог предлагает детям игр, играя, дети, придумывают новое название сказки и решают проблемную ситуацию сами.
Вместе с психологом дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь в парах обыгрывают ситуацию «Вежливые козочки».
5. Психолог знакомит детей с правилами доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому»:
Если кто- то озабочен, помоги, чем можешь;
Прежде чем, что- то делать, посмотри, не мешаешь ли ты другому;
Если товарищу нужна, какая то вещь, а ты можешь обойтись без нее, предложи ее ему сам;
Товарища надо выручать.
6.Упражнение «Смешной рисунок»
Процедура проведения: дети выстраиваются в одну линию и с завязанными глазами рисуют то, что говорит психолог (корова, слон, при чем новому игроку дается новая инструкция). В итоге смотрят, какая смешная картина получилась. Упражнение выполняется под веселую музыку.
7.Завершение занятия.

Занятие № 11 «Учимся доброжелательности»
Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении. Развивать позитивную самооценку.
Ход занятия.
1.Разминка.
2.Просмотр мультфильма «Варежка».
Психолог приносит в группу варежку (можно использовать иллюстрацию) и говорит, что эту варежку потеряла одна девочка.
Беседа по содержанию:
О чем мечтала девочка Маша?
Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?
Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?
Какое чудо произошло в мультфильме?
Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?
Как вы думаете, почему говорят: «Собака друг человека?»
3.Чтение рассказа «Самое страшное»
Текст
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек стрелял из рогатки. Взрослым грубил. Обижал и мучил животных: выдергивал усы, бил. Даже бабушку свою обижал. Никого не боялся Вова. Этим он очень гордился, но недолго.
4.Тренинг эмоций.
Давайте покажем, каким был мальчик.
Как вы думаете, что произошло дальше?
5. Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа.
По окончании детских рассказов психолог предлагает детям послушать, как этот рассказ закончил писатель Е. Пермяк (в рассказе говорится о том, что все дети и животные отвернулись от Вовы, и он остался один).
6. Упражнение «Вежливые слова»
Цель: развитие чувства уважения, доброжелательного отношения к людям.
Игра проводиться в кругу с мячом, который дети бросают друг другу, называя любые вежливые слова.
7. Д\З. Нарисуйте страну вежливости.
8. Завершение занятия.

Занятие № 12 «Добрые и злые поступки»
Цель: продолжить разговор с детьми о доброте и эмоциональных состояниях, которые этому соответствуют, вызвать стремление совершать добрые поступки, формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Ход занятия.
1.Разминка.
2.Упражнение «Бросок любви»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Процедура проведения: психолог предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет. Для этого они все кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они задают друг другу вопрос: «Ты получил мою любовь?» и передают ее дальше по кругу.
3. Чтение стихотворения «Доброта» (Р.Сеф)
Процедура проведения: в гости к детям приходит мальчик Антошка (можно использовать куклу). Просит помочь ему разобраться в том, за что он был наказан.

«Доброта»
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку, мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шарф подарил я Гале
И вот за доброту мою меня же наказали!
Обсуждение:
За что был наказан мальчик?
Правильно ли поступили взрослые?
Что, значит, быть добрым?
4. Тренинг эмоций.
Детям предлагается произнести фразы: «Иди сюда!», «Не мешай мне», «дай куклу» сначала грубо со злостью, потом вежливо, спокойно.
Вопросы:
Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?
Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?
5.Упражнение «Добрый - злой».
Дети рассматривают иллюстрации сказочных персонажей и определяют:
Кто из них добрый, а кто злой?
Как вы об этом догадались?
Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
6.Упражнение «Доброе животное»
Цель: сплочение группы.
Процедура проведения: Психолог просит детей встать в общий круг, взявшись за руки и представить, что это доброе животное. Шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох – так дышит животное. Шаг вперед – тук, шаг назад – тук-тук – так бьётся сердце животного.
7.Завершение занятия.


Занятие № 13 «Хорошо - плохо»
Цель: формировать позицию ненасилия.
Ход занятия.
1.Разминка.
2. В гостях мальчик Антошка, который вместе с детьми смотрит мультфильм «Ну, погоди!» (фрагмент на стройке).
Беседа по содержанию:
Что Вам нравиться в мультике? Почему?
3.Тренинг эмоций.
Покажите, как сердиться Волк?
Покажите, как Заяц боится Волка?
Что вы чувствовали, когда изображали Волка, Зайца?
4.Сочинение новой версии очередной серии мультфильма.
Процедура проведения: психолог просит детей представить, что в новой серии Волк должен подружиться с зайцем. Волк долго думает, как подружиться с Зайцем и не знает с чего начать, помогите ему. Затем, выбрав наиболее удачные варианты примирения, дети с помощью психолога проводят «репетицию съемки» новой серии, где отрабатывают сцену примирения.



5.Игра «Хорошо - плохо»
Процедура проведения: детям предлагается оценить поступки и действия с 2 позиций: хорошо это или плохо. «Хорошо» - карточка красного цвета, «плохо» - черного. Для рассмотрения предлагается определенный перечень детских поступков и действий.
6. Завершение занятия.

Занятие № 14. Заключительное.

Цель: завершение курса занятий, получение обратной связи.
Ход занятия.
1. Разминка.
2.В гости к детям приходит Антошка, чтобы сказать спасибо за то, что они научили его правильно общаться с взрослыми и детьми: не обижать, не угрожать, уступать, уважать и т.д.
3.Повторение правил общения с окружающими (вместе с Антошкой дети повторяют правила общения).
4.Упражнение «Подари сердечко»
Процедура проведения: Дети, стоя в кругу, должны подарить друг другу сердечки (для этого психолог готовит по числу детей в группе сердечки) и сказать что-нибудь хорошее. После того как дети обменялись сердечками, психолог предлагает им следующее упражнение.
5.Упражнение «Сердце группы»
Цель: сплочение группы, формирование позитивного восприятия сверстников.
Процедура проведения: психолог заранее готовит большое сердце из плотной бумаги, крепит его к доске и совместно с детьми клеит сердечки на это большое сердце.
Подводя итоги, говорит о том, что все дети – большая дружная группа, у которой большое доброе сердце, состоящее из маленьких сердечек.
6.Завершение занятия.
Стоя в кругу дети, держаться за руки и громко говорят: «Мы очень хорошие, добрые и вежливые» сначала шепотом, потом обычным голосом, потом громко.






















Литература

Данилина Т.А. В мире детских эмоций М., Айрис-Дидактика, 2004.
Залесская О.В. Дошкольники с ЗПР. Уроки общения. М., Школьная Пресса, 2005.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста. М., Генезис, 2002.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2003.
Семенака С.И. Уроки добра. М., Аркти, 2002.
Фопель К. – Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 2 часть. Москва, Генезис, 2004 год.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М., Генезис, 2003.























Приложение к программе «Уроки добра»

Анкета
«Признаки агрессивности»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».


Признаки
Да
Нет

1.
Злость временам одолевает его (вселяется в него)



2.
Он не может промолчать, когда, чем-то недоволен



3.
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же



4.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться



5.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки



6.
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение



7.
Он не прочь подразнить животных



8.
Он очень сердиться, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним



9.
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих



10.
В ответ на обычные распоряжения стремиться все сделать наоборот



11.
Часто не по возрасту ворчлив



12.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного



13.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других



14.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиск виноватых



15.
Легко ссориться, вступает в драку



16.
Старается общаться с младшими и физически слабыми



17.
У него нередки периоды мрачной раздражительности



18.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится



19.
Уверен, что любое задание выполнит лучше других




Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Посчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов;
Средняя агрессивность – 7-14 баллов;
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

* Анкета взята из книги: Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь, 2003












Коррекционно-развивающая
программа групповых занятий с детьми
"Уроки добра"
15