Система работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих эмоциональные проблемы в условиях реабилитационного центра с использованием методов арттерапии. Коррекционно-развивающая программа АНДРОГАЛАКТИКА
Министерство социальной защиты населения
Тверской области
ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Старицкого района
Рассмотрено на педсовете Согласовано Утверждаю
протокол № ____ от «______» 20 г. зам.директор по ВР Директор Центра
__________ / __________ / «______» 20 г. «_____» 20 г.
( подпись) (расшифровка) ___________ / __________ / ____________/ ___________/
( подпись) (расшифровка) (подпись) (расшифровка)
Программа
«АндроГалактика»
(Система работы педагога-психолога Кубрак Н.М. с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих эмоциональные проблемы в условиях реабилитационного центра с использованием методов арттерапии)
г. Старица
Краткое описание программы
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арттерапии строилась с учетом накопленного опыта работы педагога-психолога ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района.
Воспитанники реабилитационного центра на разных этапах онтогенеза пережили множество психологических травм: утеряны родители, дом, семья, близкие. Среди воспитанников центра встречается много детей с эмоциональными нарушениями: высокой тревожностью, низкой самооценкой, агрессивностью, неустойчивым настроением, с несформированными социальными эмоциями. Поэтому возникла необходимость разработать такую программу, в которой сочетались бы разнообразные методы и приёмы арттерапевтической работы и, которая была бы направлена на коррекцию вышеизложенных нарушений.
Данная программа направлена на работу с эмоциональными проблемами, возникающими у детей старшего дошкольного возраста и основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога. Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.
Мы полагаем, что именно на арттерапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка. Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами.
Работа ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в социальных учреждений, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Цель программы – развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через творческую деятельность.
Основные задачи программы:
Снятие психического и эмоционального напряжения ;
Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я»;
Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.
Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
Способствовать творческой самореализации.
Этапы:
1 этап – диагностический
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей
2 этап – информационный
Цель: информирование педагогов о имеющихся эмоциональных нарушениях в развитии детей старшего дошкольного возраста
3 этап – практический
Цель: коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста через творческую деятельность.
4 этап – контрольный
Цель: определение эффективности коррекционной работы
Время проведения занятий
Программа представляет цикл из 8 занятий. Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю. Каждое занятие длится 20-30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.
Принципы создания коррекционных групп
Группа была сформирована на основании результатов, полученных в ходе обследования и информации о детях, полученной от воспитателей.
Состав группы
Коррекционная группа состоит из 4-7 детей. Группы составляются не по одному какому-то признаку, напротив дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе. Опыт общения с социальными сиротами показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из семи человек. Тогда ребёнок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость.
Специально-организованная среда
Занятия проходят в кабинете психолога, где имеются необходимые условия для реализации программы. Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.
В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс. Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой воспитанник практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс. Каждый сеанс имеет свой особый запах (используется аромалампа с набором ароматических масел), который обсуждается после каждого занятия.
В кабинете имеются мягкие игрушки, куклы, различные изобразительные материалы (пластилин, карандаши, мелки, акварель, глина, фломастеры), которые помогают снять эмоциональное напряжение.
Оформлены дидактические игры, направленные на эмоциональное развитие детей. Имеется необходимая литература по данной теме.
Правила проведения занятий:
Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений ведущего, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит.
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.
Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.
Нужно заранее обговорить, что любой из участников всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным.
Учитывая возрастные особенности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, рисование
Материалы к занятиям
Выбор ребёнком материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.
У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем детям, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.
Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами. Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.
Содержание программы
Занятие 1. Волшебный сон.
Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Развитие способности слушать волшебную музыку.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. «Знакомство с Феей Космоса и детей планеты Земля»
Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребёнка.
Дети сидят на ковре по кругу.
На первом занятии происходит знакомство и представление Феи Космоса и детей планеты Земля друг другу. Ведущий: «Представьте себе, что мы находимся в гостях у Феи Космоса. У меня в руках волшебный шар. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня». Далее заключается контакт Феи с детьми, в котором главная задача детей слушать волшебную музыку Феи Космоса, нюхать запах этой музыки и рисовать.
Этап 2. Рисование.
Цель: развитие творческих способностей; успокоение, расслабление.
Под музыку ведущий предлагает с помощью красок нарисовать всё, что захочет рука. Далее проводится беседа по содержанию рисунков:
Придумай название своему рисунку.
Что тебе нравится больше всего на этом рисунке? Что не нравится?
Где бы ты хотел находиться на этом рисунке? Какое место на рисунке тебе не нравится?
Этап 3. Игра «Волшебство Феи».
Цель: установление длительного контакта.
Дети разбиваются на пары. Играя с партнером в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь и не разговаривая. Затем партнеры меняются друг с другом.
Этап 4. Ритуал прощания. Игра «Хоровод»
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 2. Волшебное превращение.
Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Знакомство со способами релаксации для снятия напряжения.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие со свечой
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий: «Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и глядя на него, улыбнитесь и скажите: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня».
Этап 2. Рисование «Жители планеты Космоса»
Цель: развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; успокоение, расслабление.
Предлагается капнуть гуашью на бумагу, свернуть лист пополам, развернуть. Предложить увидеть образы жителей планеты Космоса, дать возможность дорисовать. Обсуждение запаха капелек, оставшихся на листе бумаги.
Далее проводится беседа по содержанию рисунков:
Придумай название своему рисунку.
Что тебе нравится больше всего на этом рисунке? Что не нравится?
Где бы ты хотел находиться на этом рисунке? Какое место на рисунке тебе не нравится?
Этап 3. Игра «Волшебное превращение»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Дети превращаются в жителей планеты Космоса. Под весёлую музыку совместно с ведущим они исполняют танец.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 3. Волшебные тучки планеты Космоса.
Цель: развитие эмоциональной адекватности, мотивации на принятие и поддержку другого.
Задачи:
Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
Обучение детей пониманию своих чувств и чувств других.
Развитие способности слушать волшебные музыку Феи Космоса, нюхать запах музыки и играть в игры.
Знакомство со способами релаксации для снятия напряжения.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие
Цель: создание настроя на совместную работу. Сплочение группы.
Дети сидят в кругу, руки на коленях ладошками вверх. Ведущий поворачивается к соседу слева, кладёт его ладошки на его и приветствует со словами «…, мне приятно тебя видеть». Упражнение выполняется по кругу.
Этап 2. Рисование.
Цель: обесценивание страхов; эмоциональная разрядка.
Под музыку ведущий предлагает с помощью красок нарисовать всё, что захочет рука. Далее проводится беседа по содержанию рисунков:
Придумай название своему рисунку.
Что тебе нравится больше всего на этом рисунке? Что не нравится?
Где бы ты хотел находиться на этом рисунке? Какое место на рисунке тебе не нравится?
Этап 3 Подвижная игра « Все катаются на тучках»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.
Ведущий: На планете, где живёт Фея, как и на планете, Земля бывает дождик. После дождя образуются волшебные тучки. (Обсуждение запаха тучек после дождя). Давайте и мы сегодня покатаемся на волшебных тучках. Каждый ребёнок садится на волшебную тучку и под весёлую музыку катаются на них.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 4. Праздник жителей планеты Космоса
Цель: коррекция агрессивного поведения; снятие нервно-психического напряжения
Задачи:
Стабилизация нервных процессов.
Развитие способности слушать волшебную музыку Феи Космоса, нюхать запах историй и играть в игры.
Знакомство со способами релаксации для снятия напряжения, успокоения.
Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие со свечой
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий: «Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и глядя на него, улыбнитесь и скажите: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня».
Этап 2. Рисование
Цель: развитие творческих способностей; раскрытие ресурсного состояния; расширение кругозора детей; успокоение, расслабление.
Коллективная работа коллаж «Праздник жителей планеты Космоса».
Ведущий предлагает под музыку создать общий рисунок с помощью красок на тему «Праздник».
Далее проводится беседа по содержанию рисунков.
Обсуждение запаха волшебной музыки.
Этап 3. Дыхательное упражнение
Цель: снятие напряжения, успокоение.
Проводится дыхательное упражнение в виде надувания воздушных шаров и полёты на воздушных шарах.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 5. «Волшебный цветок дружбы»
Цель: улучшение социальной адаптации, накопление эмоционально-положительного опыта; гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Обсуждение экологических проблем и проблем ответственности.
Обучение взаимодействию с другими людьми.
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Развитие способности слушать волшебную музыку Феи Космоса, нюхать запах волшебной музыки и играть в игры.
Развитие творческого потенциала, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие «Волшебный клубочек»
Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребёнка.
Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий: «У меня в руках волшебный клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня».
Этап 2. Лепка «Волшебный цветок дружбы »
Цель: развитие творческого потенциала; развитие мелкой моторики рук.
Работа с пластилином и картоном.
Психолог предлагает каждому ребёнку трафарет лепестка и предлагает нанести пластилин на картон и украсить лепесток. Работа выполняется под музыку. Можно предложить детям придумать название цветку.
Обсуждение запаха волшебного цветка.
Этап 3. Танец «В небесах хорошо»
Цель: снятие напряжения
Дети выполняют танцевальные движения под песню Кота Леопольда
«В небесах хорошо»
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 6. «Купание с дельфинами»
Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Обсуждение экологических проблем и проблем отношений с дельфинами, проблемы отношений с мамой.
Регулирование эмоционального состояния, накопление положительного эмоционального опыта.
Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Развитие способности слушать волшебную музыку Феи Космоса, нюхать запах музыки и играть в игры.
Развитие творческого потенциала, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие
Цель: создание настроя на совместную работу. Сплочение группы.
Дети сидят в кругу, руки на коленях ладошками вверх. Ведущий поворачивается к соседу слева, кладёт его ладошки на его и приветствует со словами «…, мне приятно тебя видеть». Упражнение выполняется по кругу.
Этап 2. Рисование.
Цель: развитие творческих способностей; развитие умения расслабляться и восстанавливать внутренне равновесие.
Под музыку с морской тематикой ведущий предлагает с помощью красок нарисовать всё, что захочет рука. Далее проводится беседа по содержанию рисунков. Обсуждение запаха музыки.
Придумай название своему рисунку.
Что тебе нравится больше всего на этом рисунке? Что не нравится?
Где бы ты хотел находиться на этом рисунке? Какое место на рисунке тебе не нравится?
Этап 3. Игра « Превращение в дельфинов»
Цель: снятие напряжения, развитие воображения
Ведущий предлагает детям превратиться в дельфинов и представить, что они купаются в море.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 7. «Волшебный мир»
Цель: развитие рефлексивной культуры личности; стимулирование познавательной активности; гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Актуализация проблемы грусти, регулирование эмоционального состояния.
Развитие умения слушать другого и умения ждать.
Развитие способности слушать волшебные истории Феи Космоса, нюхать запах историй и играть в игры главных героев историй.
Развитие творческого потенциала, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие «Волшебный клубочек»
Цель: создание настроя на совместную работу. Сплочение группы.
Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий: «У меня в руках волшебный клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня».
Этап 2. Рисование «Следы невиданных зверей»
Цель: развитие тактильно-чувственного восприятия, моторики кистей рук, воображения, креативности, умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Ведущий предлагает с помощью красок нарисовать «Следы невиданных зверей». Можно использовать предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков, использовать предметы, найденные на природе. Ведущий предлагает создать целостную композицию из отпечатков, работая индивидуально или вместе на большом листе бумаги.
Обсуждение и выставка работ.
Этап 3. Упражнение "Превращения"
Цель: умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Психолог предлагает детям: нахмуриться как туча; рассерженный человек;
позлиться как злая волшебница; улыбнуться как солнышко; хитрое животное.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Занятие 8. Жители планеты Космоса загадывают желания
Цель: Стабилизация психических процессов, гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Осознание проблемы выбора и ответственности за своё поведение.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
Развитие способности слушать волшебную музыку Феи Космоса, нюхать запах музыки и играть в игры.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие творческого потенциала, познавательного интереса.
Сплочение группы.
Этап 1. Приветствие «Волшебный клубочек»
Цель: создание настроя на совместную работу. Сплочение группы.
Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий: «У меня в руках волшебный клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, приветствуя друг друга словами: «…, я рад (а) тебя видеть». Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня».
Этап 2. Рисование.
Цель: развитие тактильно-чувственного восприятия, моторики кистей рук, воображения, креативности, умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Ведущий предлагает с помощью красок под музыку нарисовать рисунок на тему «Загадай желание». Обсуждение запаха музыки.
Далее проводится беседа по содержанию рисунков:
Придумай название своему рисунку.
Что тебе нравится больше всего на этом рисунке? Что не нравится?
Где бы ты хотел находиться на этом рисунке? Какое место на рисунке тебе не нравится?
Этап 3. Дыхательное упражнение «Желание»
Цель: развитие воображения, умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.
Ведущий предлагает надуть воображаемые воздушные шары и запустить их с желаниями в небо.
Этап 4. Прощание.
Цель: завершение работы в группе, сплочение группы.
Дети сидят в кругу, берут друг другу за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
Литература:
Азовцева Г.А. Имаготерапевтическая программа для детей «Волшебные истории планеты Магнолия». СПб 1992г.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебное пособие для студентов. М.2001 г.