КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
В своей работы использую методические приемы, позволяющие повысить мотивационную готовность детей к обучению, дидактические пособия, способствующие комплексному решению коррекционно- развивающих задач с учетом структуры дефекта каждого ребенка, оригинальные наглядные пособия, способствующие осмыслению детьми фонематической системы русского языка.
При построении коррекционного занятия я определяю, на каком уровне дети будут усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции:
на уровне самостоятельной работы.
Очень важный элемент успешности обучения – это эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Поэтому я стараюсь построить процесс обучения таким образом, чтобы он стал для детей увлекательной сказкой, в которой можно жить и играть. Еженедельно с детьми оформляем панно «Буквознайки», куда помещаются рисунки детей, содержащие изучаемый звук, и другие творческие работы. Например, дети совместно с родителями «создают» буквы из разных материалов (палочек, ткани, ваты, фольги, крупы, веревочек, тесемочек).
На логопедических занятиях использую многофункциональную игру «Звукопутешественник». Перед детьми ставится условие, например, пройти по дорожке, которая соединяет картинки, имеющие в названиях одинаковые гласные звуки. На картинках изображены: ЛАК, САД, КОТ, ШАР, ЛУК, МАК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах. Другие варианты задания:
– слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки;
– слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки;
– слова должны иметь одинаковое количество звуков в своем составе;
– слова должны начинаться (заканчиваться) на одинаковые слоги.
Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру «Отгадай звук!», попутно способствующую развитию фонематического восприятия.
Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются
определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно
связаны с символом звука. Например:
О – руки, соединяясь, образуют овал;
У – руки вытягиваются вперед;
Ы руки вытянуты в стороны, кисти опущены вниз;
Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой («молоток»).
Логопед произносит изолированные звуки, слоги, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения.
С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова провожу игру «Звуки на ладошке». В ладошку правой и левой руки произносим по одному согласному звуку. Ладошки сжимаем в кулачки. Логопед показывает ладонь правой руки, дети называют согласный звук. Гласный звук дети отгадывают по беззвучной артикуляции рта. При раскрывании ладони левой руки дети произносят следующий согласный звук. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки.
В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Игра называется «Море волнуется». Дети в парах строят определенную букву, договариваясь, кто показывает какой элемент буквы, а затем могут преобразовать ее в другую.
На занятиях и в повседневной жизни детей использую авторское дидактическое пособие «Страна согласных звуков», которое способствует осмыслению детьми фонетической системы языка . Синий и зеленый замки помогают детям определить твердость и мягкость согласного звука; волшебное дерево с необыкновенными птицам – звонкий или глухой звук; веселая полянка подскажет свистящий или шипящий этот звук, что он умеет делать; на острове непослушных язычков дети узнают о том, какое характерное положение принимают язык (например, поднимается вверх под надутым парусом или пьет чай из чашечки, сидит на вершине горы и дрожит или спускается довольный вниз), губы, зубы при произношении звука; два озорных ветерка попросят детей определить теплый или прохладный воздух они чувствуют на тыльной стороне ладошки ; грустное и веселое сердечки вместе с детьми произнесут звук, слог, слово, предложение в зависимости от их настроения, предложат придумать слова с определенным звуком , которые радуют нас или огорчают.
Авторское дидактическое пособие «Найди преграду» помогает детям проводить эксперименты со звуками, находить препятствие, которое возникает во рту при произнесении звука и в чем оно заключается или никакого препятствия нет, воздух выходит свободно. На основе данных эксперимента делаем выводы: гласный или согласный звук. Если согласный, то в зависимости от возникшей преграды губно-губной, губно-зубной, переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный.
Эти методические приемы и дидактические пособия могут быть использованы на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп и позволяют в полном объеме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
8ђЗаголовок 18ђЗаголовок 28ђЗаголовок 38ђЗаголовок 48ђЗаголовок 58ђЗаголовок 68ђЗаголовок 78ђЗаголовок 88ђЗаголовок 915