Урок русского языка в 11 классе Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Русский язык в 11 классе
Тема урока: Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения.
Цель урока: обобщить и закрепить изученное о сложном предложении, выработать навыки синтаксического и пунктуационного разбора, развивать речь, воспитывать бережное отношение к природе, вызвать интерес к ЭКСПО – 2017.
Вид урока: урок - практикум
Тип урока: урок – обобщение
Методы: наглядный, словесный
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная
Оборудование: классная доска, таблицы, схемы, раздаточный материал, эмблема
Ход урока:
Организация класса. Подготовка рабочих тетрадей. Запись на доске. Запись в тетради. На партах оценочный лист, раздаточный материал, технологические карты, карточки. В каждой рабочей тетради эмблема ЭКСПО – 2017.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? У вас хорошее настроение? Оно нам сегодня очень понадобится, потому что в русском языке, в синтаксисе, мы дошли с вами до самой вершины. Нам нужно закрепиться, твёрдо стоять на ногах, не волноваться. А затем, спокойно осмотревшись вокруг, узнать, к чему же готовится наша страна, чтобы быть на высоте.
II. Проверка домашнего задания. С какой темой мы знакомились на предыдущих уроках? (сложное предложение, ССП, СПП, БСП). Если эти темы пройдены, а сегодня завершающий урок, то как мы с вами определим тему? ( Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения). Исходя из темы, какие у нас вами будут цели? (обобщить и закрепить изученное о сложном предложении, выработать навыки синтаксического и пунктуационного разбора).
Учитель: К этому я хочу добавить: мы проведём работу с текстом, будем работать над развитием речи, формированием функциональной грамотности воспитанием бережного отношения к природе, интереса к ЭКСПО – 2017.
Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тему урока.
Разминка. Работа со схемой.
Игра «Узнай меня»
1. Схемы ССП [ ], и [ ]. [ ], а [ ]. [ ], но [ ]. То[ ], то[ ].
2. Схемы СПП [], (где). (Пока...), [...]. (Коль...), [ ...]. [ гл.], (как)
3. Схемы БСП [ ], [ ]. [ ]; [ ]. [ ]: [ ]. [ ] - [ ].
Аргументируйте выбор.
Чем отличаются предложения ССП, СПП, БСП?
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
III. Работа по теме урока. Синтаксический и пунктуационный разбор. Работа с технологической картой.
Письменно (у доски). ССП, СПП
Устно. БСП (учащиеся поясняют, когда в предложении ставится -,:,;)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Схема разбора сложносочинённого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное).
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4. Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада. (А.Ахматова) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь. (Л.Н. Толстой) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
Мелькают женщины в палатках, и тявкают дворняжки шалые, и самоваров розы алые горят в трактирах и домах. (О. Мандельштам). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соедительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Схема разбора сложноподчинённого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное).
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить главное и придаточное предложение, найти их границы.
4. Составить графическую схему сложноподчинённого предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.)
5. Объяснить расстановку знаков препинания.
Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (А.П.Чехов) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.
Чтоб быть современнику ясным, весь настежь распахнут поэт. (А.Ахматова) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.
Я люблю всё, чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет. (И. Анненский) Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоимённо – определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является коссвенным дополнением.
Учитель. Ребята, когда вы открыли рабочие тетради, что вы необычное нашли на страничке? (эмблему ЭКСПО - 2017). Наступил 2017 год – год проведения грандиозного мероприятия в Казахстане. Теперь мы твёрдо стоим на вершине синтаксиса. Это поможет нам лучше узнать об ЭКСПО – 2017, а кроме этого сделать ещё один шаг к итоговой аттестации.
Ученик на доске пишет предложения и разбирает их. 1.Сложное. 2.Простое. Третье предложение осложнено однородными членами предложения. Проведение международной специализированной выставки EXPO-2017 в Астане является одним из ключевых проектов Казахстана. Инициатива организации такого масштабного мероприятия, которое будет проходить в столице нашей страны, принадлежит Главе государства. Тема EXPO-2017 - «Энергия Будущего» - позволит привлечь лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования существующих альтернативных энергоисточников.
Учитель. Ребята, мы на доске писали текст или предложения? (предложения). А если предложения объединены темой, идеей, связаны между собой по смыслу, это? (текст). А если перед вами будет прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, будет содержать тезисы и аргументы, это (эссе). Ребята, я не случайно сказала об итоговой аттестации. Какая тема нашего письменного экзамена? (Эссе). Правильно. А к сегодняшнему уроку эссе «ЭКСПО - 2017» написала ., которая готовится для поступления на филологический факультет.
Ученица читает эссе (использован материал из интернета) Я гражданка Казахстана. Я учусь в 11 классе. Меня, как и многих казахстанцев, интересует всё, что связано с моей страной. Как и любой гражданин, я хочу, чтобы моя страна процветала, государство шло в ногу со временем.
Сейчас много говорят об ЭКСПО – 2017. Что это? Это, действительно, что-то важное для страны? По словам Н.А.Назарбаева, ЭКСПО-2017 – «это величайшая возможность для нашей страны получить новые энергетические и «зелёные» технологии. Это миллиарды долларов инвестиций, которые поступят в Казахстан за время подготовки к выставке, а также дальнейшее использование её объектов». Да, теперь я понимаю, что это очень важное мероприятие для Казахстана. В чём его значимость? Эта международная специализированная выставка станет дополнительным стимулом для экологического и инфраструктурного развития и Астаны, и Республики Казахстан в целом.
Тема будущей выставки – «Энергия будущего» - несомненно, привлечёт лучшие мировые технологии энергосбережения, новые разработки и технологии использования энергии солнца, воды, ветра. Невольно возник вопрос: « Почему именно такая тема выставки?» Я думаю, пришло время задуматься о том, что, во-первых, природные ресурсы – нефть, газ, уголь, - которыми богата наша страна, исчерпаемы; во-вторых, выбросы в атмосферу после использования этих материалов очень вредны и приносят огромный вред окружающей среде. Мне кажется, что на выставке будут представлены проекты, которые помогут решить эту глобальную экологическую проблему. Завершился 2016 год. Через несколько месяцев наша столица будет принимать огромное количество гостей. И сейчас подготовка к этому мероприятию практически завершена. Организаторы разработали всё до мелочей, и у нас, я уверена, всё будет на высшем уровне.
Выставка ЭКСПО – 2017 – возможность показать наше знаменитое казахское гостеприимство. Огромное количество гостей нужно достойно встретить, разместить так, чтобы всем было комфортно и удобно, а это, конечно, немалые затраты. Но это, я думаю, того стоит. Ещё одна немаловажная сторона этого мероприятия – занятость населения. На время строительства выставочных павильонов, дорог, озеленения территории необходимо большое количество рабочей силы, и, мне кажется, что найдутся желающие поработать, потому что это будет личным вкладом каждого в большое общее дело.
Очень жаль, что у меня нет возможности лично в этом поучаствовать, но я слежу и буду следить за тем, как идёт подготовка к выставке. Мне очень интересно, как всё это будет выглядеть, насколько ещё приукрасится Астана. Я горжусь тем, что живу в такой прекрасной стране, я горжусь нашим Президентом. Я уверена, что под его руководством наше общее дело будет иметь успех.
Работа с текстом. 1. (средний уровень, вставить пропущенные буквы, объяснить выбор) Сейчас много гворят об ЭКСПО – 2017. Что это? Это, действительно, что-то важное для стрны? По словам Н.А.Назарбаева, ЭКСПО-2017 – «это величайшая взможность для нашей стрны получить новые энергетические и «злёные» технологии. Это милиарды доларов инвстиций, которые поступят в Казахстан за время подготовки к выставке, а также дальнейшее использование её объектов».
2. (высокий уровень, выписать сложные предложения, определить тип предложения, начертить схему). Да, теперь я понимаю, что это очень важное мероприятие для Казахстана. В чём его значимость? Эта международная специализированная выставка станет дополнительным стимулом для экологического и инфраструктурного развития и Астаны, и Республики Казахстан в целом. Мне кажется, что на выставке будут представлены проекты, которые помогут решить эту глобальную экологическую проблему. Завершился 2016 год. Через несколько месяцев наша столица будет принимать огромное количество гостей. И сейчас подготовка к этому мероприятию практически завершена. Организаторы разработали всё до мелочей, и у нас, я уверена, всё будет на высшем уровне. Проверка работы.
IV. Учитель. Я получила телеграмму. «Уважаемая Вера Филипповна, просим Вас подготовить на ЭКСПО – 2017 диктора и экскурсовода».
Да, задача нелёгкая. Комиссия серьёзная. Я думаю, что кандидатуры вы назовёте сами. Вам нужно будет выполнить задание. На карточках опорные слова. Составить текст и выбрать того, кто будет читать данный текст.
(По сигнальным карточкам делю класс на две группы).
1 группа. Дикторы. Внимание, важное сообщение, открытие, страна, приветствуем, достойно
Внимание, внимание! В эфире Астана! Важное сообщение! Сегодня в 12.00 открытие ЭКСПО – 2017. К этому важному мероприятию наша страна ответственно готовилась три года! Мы приветствуем представителей и гостей более чем из ста стран! Астана достойно встречает гостей!
2 группа. Экскурсоводы. ЭКСПО – 2017, экспонаты, павильоны, аналога, смартфон, растение
Уважаемые гости столицы Казахстана, мы приветствуем вас на ЭКСПО – 2017! Перед нами павильоны, которые распахнут свои двери для миллионов посетителей и участников! Эта грандиозная стройка длилась три года. Данному сооружению нет аналога в мире. А сейчас я вас приглашаю в павильон, где нам продемонстрируют зарядку смартфона от растения. Спасибо за внимание!
Обращение к комиссии. Достойны ли наши представители принять участие в ЭКСПО – 2017?
V. Урок подошёл к концу. Чем мы с вами занимались на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Что удивило? Что огорчило? Выставление оценок. Заполнение оценочного листа.
VI. Домашнее задание. СУ – учебник, страница 90 – 91, 4-5 задания
ВУ – выписать из художественного текста 5-6 сложных предложений, синтаксический и пунктуационный разбор 2-3 предложений.
Спасибо за урок!
БСП
ССП
СПП
15