Рабочая учебная программа по русскому языку Это не простое простое предложение (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Рабочая учебная программа
групповых занятий по русскому языку
«Это непростое простое предложение»
для обучающихся 8 класса
(35 часов)
Составитель:
Шайдулова Ирина Владиславовна,
учитель русского языка
МБОУ СОШ № 11
Рассмотрено на заседании
МО учителей русского языка и литературы
Протокол № __ от «____»________2015 г.
Руководитель МО _________ И.Н. Аньшина
Утверждено Методическим Советом
Протокол № ___ от «____» _______2015г.
«Согласовано»
Директор школы: ________Г.Ф. Страхова
Кемерово, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.Пояснительная записка…………………………………………3
2. Учебно-тематический план..…………………………………..4
3. Литература для учителя………………………………………...6
4. Литература для учащихся………………………………………6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтатус документа
Данная рабочая программа разработана на основе книги для учащихся И.И.Постниковой, Т.Н.Зинченко, М.П.Мораньковой, И.М.Подгаецкой «Это непростое простое предложение». – М. / Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический план с содержанием учебного предмета, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика элективного курса
Главная цель обучения родному языку в школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, успешное овладение основными видами речевой деятельности в ихединстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь (умениеслушать)и печатное слово(умениечитать);грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (уменияговорить и писать).
В соответствии с целью обучения в данной программе усилена речевая направленность курса. Это проявляется прежде всего в том, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, речевое высказывание.
В связи с этим в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковое явление: анализ его значения, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, выяснения «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления.
Зависимость формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание учеников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.
Последовательное применение в обучении принципа триединого взгляда на явления языка помогает по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, т.е. в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями.
Особенно ярко раскрываются причинно-следственные связи разных сторон одного и того же явления, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство.
Идея трехмерного анализа языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывает весь курс обучения русскому языку в целом, что нашло отражение даже в необычной форме подачи материала в программе, где предусмотрена не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Таким образом, в настоящей программе усилено внимание к проблеме поиска правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи.
Свободное и уместное использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения, поэтому программа уделяет большое внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Главнаяцель курса - усиленное внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, гордости за родной язык, интереса к его изучению.
Решению этой задачи, в частности, служит систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
знать основы синтаксиса, связанные со словосочетанием и простым предложением
знать основные лексики, грамматики, морфологии
В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:
уметь работать со словарями и справочной литературой
Уметь систематизировать полученные знания
уметь применять на практике теоретические знания:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, односоставных предложений;
- составлять односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся Вид контроля
1 Введение.
1 Конспектирование лекции учителя. II Слова. Сочетания слов. Словосочетание 6 1 Рассказ о распространённом… слове 3 Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Участие в дискуссии.
2 Рассказ о подчинительных отношениях 3 Конспектирование лекции учителя. Анализ худ.произведений: Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; К.Паустовский «Мещерская сторона». Сочинение - рассуждение
III Простое предложение 28 1 Рассказ о Подлежащем (короткий, но важный) 2 Конспектирование лекции учителя. Составление рассказа по картинкам. 2 Рассказ о Сказуемом (длинный и особенно важный) 3 Конспектирование лекции учителя.
Участие в дискуссии. Викторина
3 Рассказ о предикативных отношениях (вытекающий из предыдущих рассказов о предложении) 3 Конспектирование лекции учителя.
Составление вопросника по теме. Сочинение - рассуждение
4 Рассказ о второстепенных членах предложения ( вовсе не второстепенных по своему значению) 4 Конспектирование лекции учителя.
Подбор материала к викторине по теме. 5 Рассказ об односоставных предложениях (полных и неполных) 3 Конспектирование лекции учителя.
Составление таблиц, схем «Выражение главного члена в односоставных предложениях». Викторина
6 Рассказ, отвечающий на вопрос о том, всегда ли просто узнать тип простого предложения 3 Конспектирование лекции учителя.
Лингвистические игры.
Викторина
7 Рассказ об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях 2 Конспектирование лекции учителя.
Орфоэпические упражнения. Сочинение - рассуждение
8 Рассказ об обособленных второстепенных членах предложения 3 Конспектирование лекции учителя.
Подготовка сообщений по теме занятия. 9 Рассказ об уточняющих членах предложения, служащий дополнением к предыдущему рассказу 3 Конспектирование лекции учителя.
Составление тематических таблиц и схем. Тест
10 Рассказ о словах, не являющихся членами предложения 2 Конспектирование лекции учителя.
Работа с текстами разных стилей. Тест
Итого: 35 часов.
2. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. И.И. Постникова, Т.Н. Зинченко, М.Н. Моранькова, И.М. Подгарецкая. Это непростое простое предложение. –М. : Просвещение, 1985. -127 с. с ил.
3. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. М., 1967.
2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.. 1983.
3. Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980.
4. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. 2-е изд. М., 1982.
5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1979.
6. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М., 1983.
7. Формановская Н.И. Вы сказали: « Здравствуйте!» М., 1982.
8. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М. – Л. 1969.