Организация оценочной деятельности на уроках русского языка на примере изучения раздела «Простое и сложное предложение»


Организация оценочной деятельности
на уроках русского языка
на примере изучения раздела
«Простое и сложное предложение»
(4 кл, образовательная система «Школа 2100», первая четверть)
Цель деятельности: рассмотреть темы раздела «Простое и сложное предложение»; разработать виды оценочной деятельности на уроках русского языка на примере изучения раздела «Простое и сложное предложение»; проанализировать контрольно – оценочную деятельность изучаемого раздела.
Практическая часть:
Главная задача любого образовательного учреждения – обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования. Важным и чрезвычайно тонким моментом для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им является контроль за знаниями учащихся. Контроль – неотъемлемая часть обучения. Он обеспечивает обратную связь в процессе обучения, является средством его корректировки и регулировки. Также контроль – объективная часть процесса обучения, это своего рода прибор, измеряющий результаты учебной деятельности.
В соответствии с ФГОС контрольно-оценочную деятельность можно представить в трёх направлениях:
контрольно-оценочная деятельность учителя;
контрольно-оценочная деятельность учащегося в отношении самого себя (самоконтроль, самооценка);
контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).
Функцию контроля учитель частично может передать самим ученикам, формы контроля разнообразны: взаимопроверки, взаимооценивание, задания на рефлексию своей деятельности, самооценку. При таком подходе меняется отношение ребенка к ошибке: ученик понимает, что в любой нормальной познавательной деятельности ошибки неизбежны, и осознание и исправление своих ошибок есть основа глубокого усвоения изучаемого материала.
На уроках использую различные виды контроля (устный опрос, самостоятельные работы, тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы), формы организации учебной деятельности (коллективную, индивидуальную, парную).
Рассмотрев темы раздела «Простое и сложное предложение»(см. таблицу),
1. Как отличить простое предложение от сложного
2. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом «и»
3. Р.О. Обучающее изложение «Что я люблю»
4. Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»
5. Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но»
6. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
7. Р.О. Обучающее сочинение «Что я люблю»
8. Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»
9. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
10. Развитие пунктуационных умений
11. Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»
12. Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
13. Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение»
14. Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»
15. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»
16. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»
17. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»
18. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но»
19. Р.О. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»
20. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант
21. Запятая в сложном предложении
22. Обобщение, подготовка к проверочной работе
23. Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»
мы пришли к выводу, что образовательной системой «Школа 2100» уже заложены такие виды проверочных работ, как: обучающие сочинения, изложение, контрольный и свободный диктанты, проверочные работы по микротемам. Значит, наша задача состоит в том, чтобы разработать такие виды оценочной деятельности на уроках русского языка, которые бы работали на достижение поставленной перед детьми цели по изучению слишком сложной темы «Простые и сложные предложения».
Тема урока. Место в уроке.
Виды оценочной деятельности
1*. Как отличить простое предложение от сложного.
Формируемые УУД.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог.  Этап подведения детей к самостоятельному выводу.
Работа группах. 
Проверка с/р в группах, обобщение работы. 1 группа
Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению.Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.
2 группа:
Исследовать текст. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению.В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 3 группа:Исследовать текст. Найти и выписать сложное и простое предложения. Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого
Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.
Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.4группа
Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу.
Наступила осень, лес окрасился в разные цвета.
Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится.
2. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом «и»
Формируемые УУД.
Предметные:
Понимать, что такое однородные члены предложения.
Познавательные:
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные:Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Этап пробного учебного действия.
Обсуждение в микрогруппах.
Выступление лидера микрогруппы. Сейчас нам предстоит применить изученное правило, найти однородные члены в предложениях. Текст у каждой микрогруппы един.
Нелюдим.
Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории.
Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.
Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова она поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.
Ребята удивились. И вот что рассказал учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый день приходил к ее старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.
Каждый заботится, как умеет.
5. Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но»
Формируемые УУД.
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.
Работа в парах. Заполнить таблицу “Знаки препинания при однородных членах”. (Дети работают в парах, вставляя пропущенные слова.)
Ставиться Не ставиться
Если однородные члены соединены союзом…
или … .Если между однородными членами … … … … .Если однородные члены соединены повторяющимся союзом … .Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом … .Самопроверка по образцу.
9. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.
Формируемые УУД.
Предметные:
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Работать по коллективно составленному плану в парах и группах;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Этап закрепления пройденного
материала.
Блиц - опрос по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». 
Класс разбивается на две команды. Контрольные вопросы для блиц - опроса по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». 1. Что такое предложение? 2. Как определить предложение с однородными членами? 3. Каким членом предложения могут быть однородные? 4. Какую роль выполняют однородные члены предложения? 5. Что такое союзы?
6. Какую роль выполняют союзы
7. Назовите соединительные союзы.
8. Какие союзы относятся к противительным? (а, но) 9. Какую роль выполняют противительные союзы а, но?
10. Можно ли один союз заменить другим союзом, если да, то какой? 11. В каких случаях ставится запятая в предложениях с однородными членами? 12. В каких случаях не ставится запятая в предложениях с однородными членами? 
12. Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.
Формируемые УУД.
Личностные. Продолжить формировать умение
оценивать поступки
осознавать важность выполнения работы.
Регулятивные Тренировать
умение определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы.
Коммуникативные. Тренировать умение:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
 Понимать другие позиции.
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Предметные.
Умения различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов) и объяснять различие.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.
Кому надо поработать над выделением грамматической основы, возьмите карточку «А».
- Кому надо поработать над определением вида предложения по его структуре, возьмите карточку «Б».
- Кому надо поработать над постановкой запятых в предложениях, возьмите карточку «В».
- У кого все правильно, ошибок нет, возьмите карточку « Г».
- Проверим результаты тренировочных упражнений.
Карточки для индивидуальной работы.
Карточка А:
Определи о ком (о чём) говорится в предложении. Кто действующее лицо (герой). Слово должно отвечать на вопрос КТО? (ЧТО?) Это подлежащее. Подчеркни.
Подумай, какое действие совершает этот предмет? Слово должно отвечать на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Это сказуемое. Подчерни двумя чертами.
Проверь, действие совершает именно этот предмет? Исправь, если нужно.
Проверь, нет ли еще действующих лиц. Если есть. Повтори все действия еще раз.
      А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.
Карточка Б:
Подчеркни грамматическую основу.
Посчитай, сколько их. Если одна – предложение простое. Если больше – предложение сложное. Выбери ответ из тех, что предложены в скобках.
Обрати внимание на наличие однородных членов предложения. Выбери ответ из тех, что предложены в скобках.
      А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (Предложение простое/сложное, однородные члены есть/нет)
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (Предложение простое/сложное, однородные члены есть/нет)
Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (Предложение простое/сложное, однородные члены есть/нет)
Карточка В:
1.Подчеркни грамматическую основу.
2.Посчитай, сколько их. Если одна – предложение простое. Обрати внимание на наличие однородных членов предложения. Если они есть - нужны запятые (кроме случая с одиночным союзом И). Поставь их.
3. Если больше – предложение сложное – нужны запятые. Поставь их.
А злая стрекоза садилась на тарелку пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись что стрекоза прилетит опять.
Карточка Г:
Прочитайте продолжение текста.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.
Придумайте, что могло случиться дальше. Как разворачивались события, чем все закончилось. (Можете работать в паре, группе)
17. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»
Формируемые УУД.
Познавательные:
учиться использовать знаково-символические схемы; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные:  
самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.
Коммуникативные:
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные:  дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;   стремиться к совершенствованию собственной речи.
Этап открытия нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)
1.Наблюдение с.68
Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.
1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….
- Какие это предложения? (сложные).
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
( с помощью союзов и, а, но)
- Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа?
А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт
1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом  предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах     Защита проекта – схемы.    
Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах.   
1.Нахожу и подчёркиваю………2. Считаю…………………3. Если основ две или больше, то……4.Нахожу  границы……………5. Выделяю…………………6.Ставлю…………………
7. Проверяю……..
18. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но»
Формируемые УУД.
Личностные. Продолжить формировать умение
оценивать поступки
осознавать важность выполнения работы.
Регулятивные Тренировать
умение определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы.
Коммуникативные. Тренировать умение:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
 Понимать другие позиции.
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Предметные.
Умения различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов) и объяснять различие.
Этап контроля и самоконтроля.
Работа в микрогруппах. Перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО.
I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания: «Поставьте пропущенные запятые».
Задание 1-го уровня.
Мороз ленивого за нос хватает а перед проворным шапку снимает.
Началась гроза и дети бросились домой.
Мы очень ждали прогулку в зимнем лесу и катание на санках.
Ученики выполняли трудное но очень интересное задание.
Задание 2-го уровня.
Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. Вот подул ветер и туман рассеялся. Стали видны и пихты и ели и берёзы. А лесные цветы стали издавать не резкий а очень нежный запах.
Задание 3-го уровня. 
«Впечатление от Айвазовского»Легли на холст небрежные мазкиИ побежала вдаль волна морская.И след простыл печали и тоски.Душа вспорхнула, волны догоняя.Вода меняет цвет она горитИ сотни лун куда-то мчат потоки.Вот-вот проглянет солнце на востокеИ океан покорно замолчит.(А. Веселова)
Оцените свою работу (Лист оценивания )*Порядковый номер урока сохранён.
Методические рекомендации:
Любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена. Оценка должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться и желание узнать больше. Контролирующие функции оценка приобретает только на итоговом уроке. Оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим, она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные.
Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии. Оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная. Оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ученику надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество.
Оценку должен давать не только учитель, но и ученики самим себе и друг другу. ВЗАИМООЦЕНКА. Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.
Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения