Урок русского языка на тему Простое и сложное будущее время глагола (3 класс)

22.12.2015. Русский язык

Тема: «Простое и сложное будущее время глагола»
Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.
Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
Деятельность учеников.
- сравнивать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.
- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.
Материалы к уроку: учебник Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. РУССКИЙ ЯЗЫК, учебник для 3 класса, часть I; карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.


2. Объявление плана работы, мотивация к учебной деятельности

Учитель объявляет, что урок будет посвящен исследовательской деятельности, по результатам которой ученики вспомнят пройденное и откроют новые знания. Учитель предлагает план урока.
Лингвистическая разминка.
Формулирование темы и цели урока.
Проведение лингвистических исследований.
Озвучивание результатов исследования.
Решение лингвистических задач.
Подведение итогов урока.
Откройте тетради, запишите число.
Пожелание удачи.
Регулятивные УУД:
1. Планировать деятельность на уроке.

3. Актуализация знаний через лингвистическую разминку.

Лингвистическая разминка.
-С чего вы начнёте работу? (Примерный ответ: « С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания»).
Дети работают по карточкам:
От данных имён существительных образуй глаголы, запиши их в единственном числе прошедшего времени.
Свет, говор, мороз, дело, бег, боль.
Распредели глаголы по группам в три столбика:
Закрывает, бросает, сделала, забросит, говорили, запоёт, блестит, бежала, занесёт.
(Взаимопроверка, обсуждение выполненной работы)
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний.
2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки.
3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее.
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Выведение темы и целей урока.

Формулирование темы и целей урока.
Мы все любим мечтать. А как называется то время, о котором мы мечтаем? (Ответ: будущее время).
Сегодня на уроке мы и поговорим о будущем времени глагола.
Диалог:
- Теперь вы знаете предмет нашего исследования.
-А какие цели мы будем преследовать на уроке? (Ответы: нужно вспомнить то, что мы знаем о форме будущего времени глагола; научиться определять формы будущего времени).
-Вспомните, на что вы обращали внимание при изучении формы прошедшего и настоящего времени? (Ответ: Мы определяли, какие формы есть у прошедшего и настоящего времени глагола, и мы учились эти формы образовывать).
- Логично будет предположить, что и в будущем времени у глагола есть всевозможные формы, за которыми нам необходимо понаблюдать?
- А для чего нам это нужно? (Ответ: Чтобы правильно эти формы образовывать).
-Чему вы сегодня на уроке хотите научиться? (Ответ: Мы хотим научиться определять формы будущего времени глагола и правильно их образовывать).
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (тему) урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, группировать.
3. Умение реализовывать полученные результаты исследования в графических схемах.

Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2.
· Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


5. Построение исследовательской деятельности
-Работа с текстом.
-Выполнение заданий.
-Наблюдение за глаголами в форме будущего времени.
-Установление закономерностей в образовании этих форм.
-Формулировка выводов, сверка с учебником, создание эталона.

-Вспомнить устно, что такое время глагола. (Ответ: Время – это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.)

Установить отношение действия к моменту речи. На основе этого дать задание для лингвистического исследования.

Проведение лингвистических исследований.
Упр. 271, стр. 162 (по заданию)
-Найдите в тексте глаголы, которые следуют за моментом речи (Найдёт, будет бежать)
-Запишите предложения, в которых глаголы употреблены в форме будущего времени.
-Выпиши глаголы будущего времени в 2 столбика.
-Чем глаголы отличаются друг от друга? (Ответ: количеством слов, участвовавших в образовании формы глагола будущего времени)
-Продолжи каждую группу на 2 глагола.

Озвучивание результатов исследования.
-Назови глаголы, которые стоят в форме простого будущего времени? На какие вопросы они отвечают? (Ответ: что сделает? что сделают?)
-Назови глаголы, которые стоят в форме сложного будущего времени? На какие вопросы они отвечают? (Ответ: что будет делать? что будут делать?)
Упр. 272, самостоятельная работа
(Мальчики и девочки получают разное задание и выполняют его самостоятельно)
У доски работают 2 человека (мальчик и девочка)
Выполненная работа проверяется и оценивается.




6. Первичное закреп-ление во внешней речи.

Образуйте форму будущего времени от глаголов:
Становиться –
Установиться –
Шуршать –
Прошуршать –
Отработка умения образовывать форму будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида.

Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


7.Самостоятельная работа с самопровер-
кой
Далее задание выполняется письменно, один человек выполняет на доске для последующей проверки.
Клеить –
Проклеить –
Заселять –
Заселить –
Писать –
Написать –

Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, группировать.


7. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.
Учителем строится диалог:
- Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Ответ: Этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно образовывать формы будущего времени глагола).
- Что вы должны сделать дальше? (Ответ: Мы должны потренироваться применять свои знания, но уже в более трудных ситуациях).
Работа в парах (листочки с заданием на партах)
Установите соответствие (соедините линиями)
наст. вр
Прыгаю


Запомнил

буд. вр.
Остановлюсь


Подсох

прош. вр.
Откроешь


решаем

В каком ряду все глаголы будущего времени?
Отступил, принёс, написать;
Избрал, отвёз, засох;
Постараюсь, увезу, замечу, буду читать;
Буду работать, смогу, говорить, сделаю.
Соседи по партам обмениваются карточками, проверяют, выставляют отметки. (Учитель собирает карточки и проверяет качество работы, позже выставляет отметки в журнал)
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний.
2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки.
3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее.
Коммуникативные УУД:
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


8.Рефлексия учебной деятельности.

Возвращение к слайду 1
-Что узнали?
-Что поняли?
-Чему научились?
- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

9.Домашнее задание
работа над ошибками, упр. 273, словарь


























15