Конспект урока по русскому языку на тему Простое и сложное предложение (3 класс)

Простое и сложное предложения
Цели: развивать умение распознавать простые и сложные предложения
1. Орг.момент
2.Сообщение целей урока
-Что мы изучали на прошлом уроке? ( прост. И сложн. Пр.)
- Давайте вспомним. Какие предложения мы называем простыми? Какие предложения мы называем сложными? (Проговор хором)
-Ребята, а зачем мы изучаем такие предложения, где это нам пригодится?
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать простые и сложные предложения.
-Работать мы будем по такому плану.
3.Основная часть
1) Чистописание .
Сегодня на уроке мы пропишем буквосочетания, они встретятся в словах , которые мы будем писать.
-оло- оро-
2) Словарь: з..лтая, Х.Л . ДНЫЙ, ос..нь , вет..р, обл.ка (на доске)
Прочитайте слова. Какие буквы надо в них вставить?
ПРЕДЛАГАЮ: ПОДУМАЙТЕ, КАКИЕ СЛОВА можно объединить в словосочетания НАПИШИТЕ ИХ
осень (какая?)золотая
ветер (какой?) холодный
без пары осталось слово облака

3)-Составьте предложения и запишите.
Наступила золотая осень. (устно даем хар-ку предл.)-повеств., невоскл.,распр.
-Подчеркнуть грам. основу. Сделать схему.
Дует холодный ветер. (аналогичн. Разбор)
Кто все сделает раньше, может подписать части речи в словах.
Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите.
Предложения которые мы записали простые или сложные? Докажите.
-Составьте из данных предложений сложное. ЗапишЕМ ЕГО ВМЕСТЕ, ПОДЧЕРКНЁМ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. Сколько получилось основ?
СОСТАВИМ ВМЕСТЕ схему предложения.
Как мы на письме отделяем простые предложения, входящие в состав сложного?
4) работа с карточкой- правилом.
1. Дополни правило
Простое предложение состоит из _______ грамматической основы.
Сложное предложение состоит из __________или _________________________грамматических основ.
5)Работа в парах. Составим из предложений алгоритм , как определить сложное предложение.
Алгоритм
Читаю предложение.
Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.
Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше-сложное предложение.
Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.
6) Найди сложное предложение.
Тетр. на печатной основе.с.16 №34
Озаглавь. Найди сложное предложение. Подчеркни в нём грамматические основы. Подчеркни в словах второго предложения изученные орфограммы.
*В первом предложении подели слова на слоги и найди правило оро.
7)Найдем сложное предложение. Орфографическая работа с текстом.
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Осе(н,нн)ий ветер жалобно шумит, лист..я на дрвьях пож..лтели. Весь день ш..л х..л..дный до(ш,ж)дь. На б..льшом дереве было гн..здо, в нём сидел мален..кий с..вёнок.
Мокрый лист упал в гн..здо. Наступила м..р..зная снежная з..ма.
-Можно назвать это текстом? Почему? Зачеркните лишнее предложение.
ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ НАПРИМЕР С ЭЛ ДОСКИ
Спишите из текста сложное предложение. Подчеркните грамматическую основу.
7)Итог
Какая была цель урока? (Узнать, что такое сложное предложение?)
-Что такое сложное предложение? (ответы детей)
-Как определить сложное предложение?
Д.з.














·














1. Дополни правило
Простое предложение состоит из _______ грамматической основы.
Сложное предложение состоит из __________или _________________________грамматических основ.
2. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Осе(н,нн)ий ветер жалобно шумит, лист..я на дрвьях пож..лтели. Весь день ш..л х..л..дный до(ш,ж)дь. На б..льшом дереве было гн..здо, в нём сидел мален..кий с..вёнок.
Мокрый лист упал в гн..здо. Наступила м..р..зная снежная з..ма.
-Можно назвать это текстом? Почему? Зачеркните лишнее предложение. Спиши текст. В сложных предложениях подчеркни грамматическую основу.

1. Дополни правило
Простое предложение состоит из _______ грамматической основы.
Сложное предложение состоит из __________или _________________________грамматических основ.
2. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Осе(н,нн)ий ветер жалобно шумит, лист..я на дрвьях пож..лтели. Весь день ш..л х..л..дный до(ш,ж)дь. На б..льшом дереве было гн..здо, в нём сидел мален..кий с..вёнок.
Мокрый лист упал в гн..здо. Наступила м..р..зная снежная з..ма.
-Можно назвать это текстом? Почему? Зачеркните лишнее предложение. Спиши текст. В сложных предложениях подчеркни грамматическую основу.

1. Дополни правило
Простое предложение состоит из _______ грамматической основы.
Сложное предложение состоит из __________или _________________________грамматических основ.
2. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Осе(н,нн)ий ветер жалобно шумит, лист..я на дрвьях пож..лтели. Весь день ш..л х..л..дный до(ш,ж)дь. На б..льшом дереве было гн..здо, в нём сидел мален..кий с..вёнок.
Мокрый лист упал в гн..здо. Наступила м..р..зная снежная з..ма.
-Можно назвать это текстом? Почему? Зачеркните лишнее предложение. Спиши текст. В сложных предложениях подчеркни грамматическую основу.
Читаю предложение.

Читаю предложение.

Читаю предложение.



Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.

Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.

2. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.



Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше-сложное предложение.

Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше-сложное предложение.

3. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше-сложное предложение.



Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.

Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.

4. Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.

















15