Методическая разработка на тему Освоение новых форм внеклассной работы как способ общения в творческом диалоге между преподавателем и учащимися.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему: «Освоение новых форм внеклассной работы как способ общения в творческом диалоге между преподавателем и учащимися»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………… 4
Введение…………………………………………………………………….. 5
Основная часть…………………………………………………………….... 8
Заключение.…………………………………………………………………. 14
Список использованных источников…………………………………….... 15
Аннотация
Методическая работа посвящена вопросам развития творческой личности ребёнка в рамках обучения в детской школы искусств.
Музыкально- эстетическое образование и воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребёнка. И детская школа искусств успешно справляется с этой задачей. На примере данной работы можно увидеть, какими методами и приёмами решаются вопросы развития личности, развивается творческий потенциал ребёнка. Как обеспечивается рост активности ребёнка в процессе ведения внеклассной работы, какие направления внеклассной работы, ведущие к развитию творчества детей, использует наша школа искусств. В работе указываются основные формы организации внеклассной работы, описываются современные подходы. К методической работе прилагаются сценарии праздничных и тематических мероприятий, конкурсов, темы музыкальных лекториев, которые, несомненно, могут оказать большую помощь преподавателям детских школ искусств в организации и ведении внеклассной работы.
Введение
Актуальность
Данная методическая работа является обобщением опыта внеклассной работы, проводимой в нашей школе искусств. Надо отметить, что за многие годы, благодаря творческому подходу преподавателей к этому виду деятельности, накопился объемный багаж сценариев, тематических бесед, лекций и иных форм внеклассной работы. В единстве учебной, внеклассной и внешкольной работы заложены огромные потенциальные возможности, позволяющие увлечь детей, расширить рамки уроков, пробудить интерес к самому процессу художественного творчества. Кроме того, такие формы внеклассной работы, как, например, тематические концерты, вызывают огромный интерес у зрителей присутствующих на них, что обеспечивает стопроцентную наполняемость зрительного зала, а это, в свою очередь, является одним из путей приобщения к искусству наибольшего числа как взрослого населения так и подрастающего поколения. Поэтому, предложенные методические материалы коллективного опыта преподавателей по внеклассной работе, мы считаем вполне актуальными, способствующими нахождению новых путей приобщения к искусству.
Новизна
Новизна методической работы заключается в приобщении всех детей без исключения к внеклассной работе. Уровневый метод внеклассной работы позволяет творчески развиваться ребенку даже с низкими способностями переходя с одного уровня на более высокий. Разнообразные формы внеклассной работы (от чаепития, концертов для разных аудиторий, игр, викторин, КВН-ов, конкурсов,дискотек) направлены на то, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои творческие способности и найти им применение, ощутить себя частицей общего дела, необходимым и нужным.
Цель:
Освоить новые формы творческого общения между преподавателем и учащимися.
Задачи:
Воспитание самобытной творческой личности в условиях детской школы искусств.
Развитие уникальных личностных качеств, творческого потенциала каждого обучающегося, его способности к самовыражению и самореализации.
Обучение основным навыкам поведения на сцене, умению установить контакт с аудиторией различных уровней, правилам общей и сценической культуры.
Обеспечение общего культурно-эстетического развития учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями.
Пробуждение собственной активности учащихся в творческом процессе.
В школе искусств учащиеся проводят 5-7 лет своей жизни, и задача преподавателей состоит в том, чтобы это время не прошло просто так, без пользы для дальнейшего развития личности ребёнка. Ведь за такой период можно познакомиться не только со знаниями, но, и это главное, познать самого себя, определить свои возможности и способности, чтобы найти им наилучшее применение в дальнейшей жизни. Самое трудное – познать самого себя. Ещё в начале нашей эры римский философ Сенека указывал пути самопознания: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись их применить на деле». Каждый человек обладает какими-то способностями и каждый учащийся в школе искусств должен иметь свой шанс для того, чтобы изучить себя, свои способности. Однако рамки учебного времени существенно ограничивают инициативу, как учащихся, так и преподавателей. Широкие возможности для реализации творческих способностей даёт внеклассная работа. Внеклассная работа, с одной стороны, оказывает влияние на ученика: воспитывает в нём чувство ответственности, приучает к самостоятельности, вносит элементы творческой деятельности. С другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает, как она полезна и для преподавателя: помогает лучше узнать индивидуальные способности учащихся, развивает организаторские способности преподавателя, дает возможность проявления творческой инициативы. Кроме того, многие формы организации внеклассной работы переносятся на урочные занятия. Следовательно, внеклассная работа дает возможность творческого роста не только для ученика, но и для преподавателя, позволяет разнообразить и обогатить формы организации и проведения учебного процесса. Исходя из выше изложенного, внеклассную работу, можно сформулировать следующим образом:
Обучение детей и подростков организации интересного и полезного досуга для себя и окружающих.
Воспитание сценической выдержки, лидерских качеств, культуры поведения обучающихся.
Освоение детьми основных моделей поведения в обществе через исполнение различных ролей – от солиста до участника коллектива – на сцене. («Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»).
Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащегося.
Рост инициативы, самостоятельности и чувства ответственности.
Создание условий для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся.
Расширение внешних связей школы искусств.
Привлечение родителей к учебно-воспитательной и внеклассной работе.
Решение этих задач способствует развитию воспитательной системы в школе искусств и систематизации внеклассной работы.
Перспективы дальнейшего развития
В ходе подготовки к новому учебному году в школе проводится анализ учебно-воспитательной, внеклассной работы, выявляются проблемы и определяются задачи школы на учебный год, перспективы ее дальнейшего развития.
Организация внеклассной деятельности требует:
- расширения социально-культурного пространства, введения разнообразных форм внеурочной работы, результатом которого должно стать повышение интеллектуального уровня учащихся, их стремления к прекрасному.
В проекте работа школы по следующим направлениям:
- организация работы по изданию своей информационной газеты;
- «уроки наоборот»;
- концерты преподавателей для учащихся;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу через реализацию нового проекта «Ты плюс Я»;
- развитие эстетической культуры учащихся, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине, ознакомление с историей, культурой и национальными традициями в проекте «Люблю тебя, мой край родной» (совместная работа с Детским Домом творчества);
- проект «Музыкальная гостиная» с учреждениями дошкольного образования и воспитания детей;
- рождественские встречи (организация праздничных мероприятий с бывшими выпускниками).
Возможность распространения в других образовательных учреждениях
Любое образовательное учреждение может приобрести данную методическую работу с приложениями и использовать её для работы с учащимися своей школы.
Основная часть
Формы внеклассной, внеурочной работы
Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.
Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.
Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.
Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.
Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.
Дозировка учебного материала. При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.
Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.
Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.
Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.
Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:
• разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;
• использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;
• контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);
• общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;
• моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;
• анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;
• количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.
Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).
Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).
Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.
Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.
Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.
В образовательном пространстве исключительно важная роль принадлежит системе дополнительного образования детей, а именно, детской школе искусств, которая успешно выполняет две наиважнейшие образовательные функции. С одной стороны детская школа искусств является первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства, с другой – представляет собой вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций творческих способностей, социального и профессионального самоопределений детей и подростков. Непосредственно реальная жизнь в искусстве, соприкосновение с народным творчеством, постижение основ музыки, живописи, хореографии и других видов искусства даёт детям возможность увидеть мир во всём его многообразии, суметь оценить себя в этом мире. Та школа, которая «не живет после уроков», не может гарантировать правильного развития детей. Хорошая школа – это целый мир совместного накопления педагогического опыта, центр организованного общения. А в детской школе искусств, всё направленно на воспитание творческой личности: условия для учёбы, эстетическое оформление классов, большой выбор направлений художественной деятельности, что даёт любому ребёнку успешно реализовать свои природные способности, развивать свой творческий потенциал, высококвалифицированный педагогический коллектив, все силы которого направлены на развитие творчества детей и подростков. Внеклассная работа, с одной стороны, оказывает влияние на ученика: приучает его к самостоятельности, вносит элементы творческой деятельности. С другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает, что она полезна и для преподавателя: помогает лучше узнать индивидуальные способности не только учащихся, но и свои собственные. Внеклассная работа способствует развитию организаторских способностей преподавателя, даёт возможность проявления его творческой инициативы. Кроме того, некоторые формы внеклассной работы переносятся на урочные занятия. Следовательно, внеклассная работа позволяет разнообразить и обогатить формы организации и проведения учебного процесса. Организация внеклассных занятий должна осуществляться с учётом рационального использования времени учеников и преподавателей. Необходима координация работы всех направлений внеклассной работы. И это является одной из основных задач администрации и педагогического коллектива.
Нельзя не отметить тот факт, что общеобразовательная школа также ведёт внеклассную работу по различным направлениям творческой деятельности ребёнка. И эта работа, безусловно, даёт свои положительные результаты. Но необходимо помнить о том, внеклассная работа в детской школе искусств ведётся профессионалами, специалистами в области дополнительного образования и воспитания детей, поэтому результативность, качество внеклассной работы в детской школе искусств ни в коей мере не идут в сравнение с кружковой работой в общеобразовательных учреждениях.
Обобщая и анализируя педагогический опыт внеклассной работы в нашей детской школе искусств можно сделать следующие выводы:
внеклассные мероприятия значительно влияют на развитие эстетического вкуса детей;
развивают и воспитывают творческую личность в каждом ребёнке;
внеклассные мероприятия помогают эмоционально- нравственному воспитанию детей и подростков;
ведут к внутреннему и внешнему раскрепощению детей.
- предложенная методическая работа подтверждает тот факт, что детская школа искусств является основой музыкально-эстетического образования и воспитания детей и подростков и полностью реализует предложенную формулу «урок – внеклассная работа» в рамках детской школы искусств.
При организации внеклассной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива на:
разносторонность содержания внеклассной работы;
использование её массовых форм;
творческое развитие учащихся.
С учетом этих основных положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной работы, а администрация школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.
Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направление этих занятий. Успеху внеурочной работе содействует четкая организация. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум задач. При выборе содержания внеклассной работы всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов внеклассной работы является обеспечение единства, взаимодействия трёх составляющих: преподаватель-ученик-родитель. Совершенно ясно, что без участия в организации внеклассной работы родителей невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает во внеклассной работе детской школы искусств определённое место. Она не ограничивается проведением родительских собраний. Родители активно и с интересом участвуют в подготовке и проведении праздничных концертов и прочих мероприятий: помогают в работе по пошиву сценических костюмов, рекламе, проведению репетиций и т.д.
Хочется сказать о том, что все без исключения дети, а их более 200 человек приобщены к внеклассной работе и это одно из достижений нашей работы. Внеклассная работа в школе ведется системно и имеет несколько уровней:
I уровень – работа внутри класса (конкурсы, чаепития к праздничным датам, дни именинника, игры, викторины). Проведение вышеуказанных мероприятий в своем родном классе позволяет раскрыться даже самым застенчивым детям, детям с низкими творческими способностями. Анализ многолетней работы позволил сделать вывод, что такой подход к внеклассной работе развивает творческий потенциал ребенка и выводит его на более высокий уровень (пример: если в 1 классе конкретный ребенок ни как себя не мог проявить, то в 4-5 классах он активный участник районных мероприятий);
II уровень – внеклассная работа проводимая внутри и между отделениями (конкурсы, КВН, лекции-концерты для воспитанников детских садов, музыкальные лектории для учащихся начальной школы). На протяжении многих лет в детской школе искусств работает музыкальный лекторий «Из истории музыкальных инструментов». Преподавателями школы разрабатывалась тематика и программы лекций-концертов, проверялась их доступность и близость интересам детей, исходя из их возраста; выяснялась степень влияния установленного слова (беседа, пояснение к концерту) на глубину и эмоциональность восприятия музыки, на формирование эстетического отношения к ней. Мы искали наиболее эффективные пути организации внеклассной работы во внеурочное время. Задача цикла – дать детям представление о музыке, о различных жанрах музыки, о богатстве ее содержания и выразительных средств.
В доступной игровой форме учащиеся детской школы искусств сами рассказывают о музыкальных инструментах, исполняют маленькие пьесы, поют, танцуют. Такая работа, несомненно, повышает у наших учащихся заинтересованность к занятиям, развивает их кругозор, творческий потенциал, воспитывает чувство ответственности и является пропагандой музыкального и хореографического искусства среди самых маленьких зрителей. Конкурсы, организованные преподавателями в своих классах развивают интеллектуальный уровень, расширяют их кругозор. Сравнительно новая форма внеклассной работы – КВН между отделениями, организовывает, сближает учащихся, они живут жизнью школы, а непросто отбывают время на уроках. В проекте – организация работы по изданию в школе своей информационной газеты со своим редактором, корреспондентами и прочими работниками-учениками отвечающими за выпуск газеты.
III уровень – внеклассная работа проводимая в районе, республике и за ее пределами (музыкальные лектории для учащихся старших классов общеобразовательных школ, праздничные районные мероприятия, отчетные концерты детской школы искусств, эстрадно-развлекательные шоу программы, районные, республиканский, всероссийские конкурсы по всем видам искусства). Это самый высокий профессиональный уровень внеклассной работы с участием самых лучших учащихся, творческих коллективов. Музыкальные лектории для учащихся старших классов общеобразовательных школ проводят преподаватели, музыкальное оформление – учащиеся детской школы искусств.
Как и в любой школе искусств у нас традиционны отчетные концерты, где задействованы более 80 % всех обучающихся. Ведущие концерта – учащиеся детской школы искусств на каждом концерте разные. Такой метод позволяет раскрыть в качестве ведущих как можно больше детей и это у нас успешно получается. В школе систематически ведутся занятия на уровне бесплатного факультатива по сценической речи, где дети учатся правильно читать стихи, импровизируют, сочиняют сценические этюды, учатся вести диалог с партнером по сценарию того или иного концерта, работают над интонацией, выразительным чтением. На сегодняшний день наша школа воспитала детей умеющих вести грамотно и интересно концерты не только на школьном уровне, но и на уровне района. Это дети, которые регулярно ведут мероприятия, концерты, конкурсы. И первые зернышки этой деятельности получили свое развитие у нас, в нашем учреждении.
Особое место в нашей внеклассной работе занимают «юбилейные» мероприятия (это – юбилеи школы; юбилейные мероприятия к празднику победы в ВОВ и т.д.). Проведение, подготовка таких масштабных мероприятий, безусловно, занимает много времени, энергии, сил и физических, и эмоциональных как у преподавателей, так и у учащихся. Ведь вся работа проводится во внеурочное время. Но, несмотря на большие нагрузки в общеобразовательной школе и детской школе искусств, наши учащиеся с большим желанием принимают участие в таких мероприятиях, и считают участие в них – высшей оценкой.
Одним из новых направлений внеклассной работы школы - это объединение работы творческих коллективов школы (а их в любой школе немало) в единое целое на примере постановки новогоднего спектакля «Новогодние приключения». Так, у нас в школе – это совместная работа учащихся младших классов декоративно-прикладного отделения, учащихся инструментального отделения (общий хор) и учащихся хорового класса. Все спектакли проходили при полных залах.
К сожалению, многие родители не понимают важности музыкального воспитания, не стремятся обучать своих детей в различных музыкальных студиях, школах, не посещают концерты, музыкальные спектакли и т. д. А ведь отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Я считаю, что мы как преподаватели, непосредственно связанные с музыкой, обязаны сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе, музыкальную культуру, ведь музыка является одним из активных средств воздействия на современного ребёнка. У него совершенствуется мышление, развивается память, речь, обогащается эмоциональная сфера, словом, формируется гармоническая личность.
Не важно, что после окончания музыкальной школы дети не станут музыкантами, главное, что они поднимутся на новый культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие, научатся различать хорошую и плохую музыку, ценить красоту в искусстве и жизни.Наполнение новым содержанием воспитательно-образовательного процесса выявило необходимость разработки инновационных форм и методов внеклассной работы.
Ведущим принципом внеклассной работы является интеграция, которая обеспечивает формирование у детей представление о целостной картине мира, объединяя музыкальные и гуманитарные знания, развивая творческий потенциал личности. Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даём им возможность ощутить радост ь общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности. Таким образом, умения и навыки учащихся интегрируются в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Заключение
На примерах внеклассной работы мы можем сделать следующие выводы:
внеклассная работа в рамках детской школы искусств является одним из важных и значимых направлений деятельности учреждения и является основой музыкального воспитания и образования детей и юношества;
трехуровневый подход к внеклассной работе способствует 100 % охвату этой работой детей;
детская школа искусств полностью выполняет одну из главных задач своей деятельности – это развитие творческого потенциала детей, раскрытие его творческих способностей;
для реализации предложенных в работе методов, приемов по ведению внеклассной работы не требуется длительной подготовки по времени;
культурно-просветительская работа детской школы искусств посредством новых форм внеклассной работы охватывает музыкально-эстетическим воспитанием большой процент взрослого населения.
Список использованных источников
Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
Каменская Е.Н.. Педагогика. Учебное пособие. – М.: «Издательство Дашков и К», 2008.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
Подласый И.П. Педагогика. Том 1. – М.: 2009
Сычева М.А. О воспитательной работе в мажоре. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004. – 160 с.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: «Педагогика», 1975. – 200 с.
Сценарии праздничных, тематических мероприятий МУДОД «Ярская детская школа искусств» за 1986-2010 г.г.