Эссе «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
ГУ «Первомайская начальная школа»
с. Первомайское Каргалинский район
Актюбинская область
ЭССЕ
учителя начальных классов
Сарсенбаевой Райляш Маженовны
2015 год
Эссе
учителя начальных классов
Сарсенбаевой Райляш Маженовны
«Учитель - это жертвенная профессия,
это человек, способный спуститься
с высот своих знаний до незнания
ученика и вместе с ним совершать
восхождение».
Авиценна
Моё призвание – учитель. Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Нет, не потому, что это сейчас непрестижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не работа и не хобби. Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Я люблю свою работу и считаю, что школа – это удивительная лаборатория, в которой создается будущее. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» - говорил Аристотель. Мне нравится быть учителем, и я счастлива. Конечно, каждый человек по своему вкладывает смысл в слово «труд», «работа» и каждый по своему понимает и принимает его. Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу.
«Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает. Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”. Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”. Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело». Я считаю, что в школе должны работать Учителя с Большой Душой.
С детства мечтала об этой профессии, но по велению судьбы не сразу пришла в школу. После окончания школы получила специальность, по которой не смогла работать, понимая, что это не моё. Меня всегда тянуло к детям, в школу. Как говорится, что начертано судьбой от того не уйти. И вот в 1990 году я пришла в Первомайскую начальную школу.
Мне не терпелось начать свой первый урок. Я думала, что чем больше расскажу и покажу на уроке, тем лучше будут знать мой предмет дети. Но постепенно убеждалась, что это только иллюзии. Оказалось, что ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться. Мне нравится ощущение того, что ты являешься первооткрывателем каких-то простых истин, иногда ты просто ведешь детей, направляешь их, и они сами осознают необходимость, важность и значимость нашей совместной деятельности. Глаза их горят, так же как и мои, они открыты для знаний, как и я для них, они жаждут получить знания, а я поделиться с ними. Только теперь-то я точно знаю, что нужно увлечь, любыми способами заинтересовать детей.
Вот уже двадцать пятый год я работаю в школе. Все было за эти годы: слезы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда было, да и сейчас бывает очень трудно, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем. Годы работы в школе меня “закалили” и многому научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. В своей работе я всегда придерживаюсь правила: «Не требуй того, чего не требуешь с себя». Если я позволю себе, не готовится к урокам то, как я могу быть категорична в отношении невыполнения домашнего задания со стороны детей. Если сама буду груба с детьми, буду разговаривать с ними на повышенных тонах то, как я буду прививать доброжелательность и доверие. Если все время буду указывать только на отрицательные моменты, разве я научу их видеть положительное, позитивное вокруг; если сама буду не организованна, лжива и неопрятна, то о какой ответственности, исполнительности, правдивости и аккуратности может идти речь как проявлении этих качеств с их стороны? И таких противоположностей можно перечислять до бесконечности. Да, невозможно быть всегда на высоте, ведь все мы живые люди со своими склонностями, привычками и правом на ошибку. Мы ведем детей по дороге знаний, учимся сами и учим учиться.
Естественно, это постоянный труд над самим собой, путь через анализ и корректировку своих ценностей, качеств и убеждений. В какой-то момент понимаешь, что ты на «волне», чувствуешь, как легко и приятно, получаешь удовольствие от того, что приложил много усилий, и они не прошли даром — это значит, что ты в верном направлении и важно удержаться на плаву, а, не обрадовавшись успеху, расслабиться и вновь очутиться в начале пути. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового. «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» утверждал Лао-Цзы – поэтому стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать знания.
Существует такая современная фраза: «Чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать». Настоящая жизнь так быстротечна и настолько быстро внедряются инновационные технологии, что порой не успеваешь их осваивать. Только, казалось бы, освоишь одну технологию, а она уже устарела и на смену ей пришла другая еще более усовершенствованная. Поэтому, не только детям, но и учителям необходимо постоянно развиваться, т.е. заниматься самообразованием, совершенствовать свое педагогическое мастерство. «Обучение не на всю жизнь, обучение в течение жизни». Данная фраза наталкивает на осознанный переход от традиционного обучения к обучению, основанному на необходимости и желании постоянно развиваться и совершенствоваться. А для того, чтобы перейти к обучению, основанному на новых принципах, и учителю необходимо меняться. Потому что все меняется вокруг нас — это и появление интернета, в котором обилие доступной информации, это и овладение нашими детьми навыками работы с электронными носителями. Наши дети стали более продвинутыми в этом направлении и порой даже учат нас. Поэтому мы должны меняться, вооружаться технологическими знаниями и учить детей выбирать главное из огромного потока информации. Мы должны пересмотреть взаимоотношения с детьми, быть для них более открытыми, подсказывать и направлять на верный путь по дороге к знаниям. Учить детей самих искать истину, добывать знания через различные доступные источники, а не получать готовые знания от учителей. А. Дистерверг однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», стараюсь строить свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: «школа + дети + родители». Обо всех достижениях своих учеников рассказываю родителям не только на родительском собрании, а приглашаю их на дни открытых дверей. Родители стараются не упустить возможность вместе с детьми побывать на уроках. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка. «Учитель - профессия дальнего действия», - эти слова я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях своих учеников в учебе, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе.
Быть учителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, «делать прививку» на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности - это не профессия, это состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.
Следую завету В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
И все время я говорю себе: « Не ропщи на судьбу, и если избрала эту дорогу, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость» .
Перелистав известные тома,Мы учим жить сердцами и словами,Мы знаем, наша помощь вам нужна,Ребятам с любопытными глазами.И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,Кусочек сердца отдавать кому-тоТакая, брат, у нас с тобой работа!
С. Белякова