Использование методической литературы и интернет-источников преподавателем как фактор самообразования.


Использование методической литературы и интернет-источников преподавателем как фактор самообразования.
Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся.
Л.Н. Толстой
Основной целью профессионального образования сегодня является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях знаний, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В настоящее время возрастает значимость информационной компетентности педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в информационно насыщенной среде.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.
В современном мире во времени информационно-коммуникативных технологий библиотека, как кажется многим, утрачивает свою былую потребность в читателе. В настоящее время для получения, обмена, поиска информации используют более «удобный» способ – интернет. Но порою интернет является ни самым «лучшим» результатом в поиске информации. И зачастую преподаватель, занимающийся самообразованием, прибегает к помощи библиотеки.
Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях...
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
-         научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
-         посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
-         участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
-         посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
-         теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы является первым молодого педагога в работе над самообразованием.
Этапы работы по самообразованию:
Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
·         Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
·         Изучение периодической печати.
·         Посещение библиотек.
·         Знакомство с работами других педагогов.
·         Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.
2.    Практический этап. На данном этапе педагог может:
·         Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
·         Разработать схемы по теме самообразования.
·         Разработка конспектов занятий.
·         Разработать рекомендации, памятки.
·         Подготовить консультации по теме.
·         Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития учащихся.
·         Разработать тесты.
·         Создать фотоальбом, презентацию, видеофильм (фрагмент урока) по проблеме, над которой работает педагог.
·         Создать собственные методические пособия.
·         Участвовать в работе конференций, семинаров.
3.    Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
·         Презентация проекта (темы самообрахзования).
·         Выступления на педсоветах, методсоветах - по обмену опытом и педагогических находок.
·         Открытые уроки.
·         Мастер – классы.
·         Участие в конкурсах городского и областного масштаба.
·         Консультации для педагогов по теме самообразования.
·         Внедрение в педагогический процесс проектов, авторских программ, рабочих учебных программ, методических пособий.
·         Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
·         Неделя педагогического мастерства.
·         Анализ взаимопосещений.
·         Выставки работ преподавателя и учащихся по темам самообразования.
Отсюда можно сделать вывод, что при наличии и возможности использования интернет-материала на современном этапе самообразования, библиотека не утратила своей актуальности и продолжает нести свою значимую функцию. А книга, журнал, пособие - печатный материал – останутся несравнимым показателем качества работы педагога-профессионала.
Свое выступление я хочу завершить словами Урсу: «Нельзя никогда забывать, что книга – это величайшее благо, сгусток умственной энергии, ее никогда не заменит никакая кибернетика».