«Из чистого источника…» Урок повторения и обобщения знаний в 9 классе по теме: «Виды сложных предложений и пунктуация в них»
«Из чистого источника»
Урок повторения и обобщения знаний в 9 классе по теме: «Виды сложных предложений и пунктуация в них»
Лыжина Л.А., учитель СШ № 43 г. Петропавловска
Цели урока:
1.Повторение и обобщение знаний о видах сложных предложений.
2. Закрепление умений:
- видеть структуру сложного предложений;
- различать виды придаточных предложений в составе СПП;
- грамотно расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
3. Повторения видов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
4. Наблюдение за богатыми выразительными возможностями русского языка на примере «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.
Если стремление происходит из источника чистого, оно всё-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.
И.С.Тургенев
Ход урока
1.Орфографическая пятиминутка.
«Вошл вликан. Вликан с серебряой головой как сказали бы в волшебной сказке. У него были длиые сдые волсы густые сдые брови и большая сдая борода отлвавшая србром и в этой свркающей снежной блзне – доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами. Это была голова Потока струящго свои воды или что ещё вернее голова Предвечного отца настоящий колосс с двжениями ребёнка робкими и острожными». (Ги де Мопассан)
Задания к тексту:
1) Что подчёркивает в облике И.С.Тургенева известный французский писатель? Какие образы он использует для характеристики героя? (великан, поток, Предвечный отец, сочетание колосса и ребёнка)
2) Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.
3). Объяснить постановку пропущенных знаков препинания.
2. Повторение видов сложных предложений
1)Фронтальный опрос (с опорой на интерактивный плакат)
Какие виды сложных предложений вы знаете? Назовите особенности этих предложений.
3. Повторение видов ССП ( с опорой на интерактивный плакат)
Рассказать о 3 видах сочинительных союзов. Какие отношения передают союзы каждой группы?
4. Актуализация знаний
Тургенев жил в Париже а многие французские литераторы почитали за честь знакомство с ним. Писатель хорошо знал все книжные новинки и модные направления и в своих исканиях он обратил внимание на стихотворения в прозе французских поэтов. Тургенев пришёл к этому жанру в последние годы жизни в пору предсмертной болезни, однако мы не чувствуем обречённости автора. Это взгляд на жизнь пожилого страдающего человека и в то же время мы видим человека интересно живущего ярко мыслящего глубоко чувствующего.
Задания к тексту:
1).Расставить знаки препинания, объяснив их постановку.
2). Задание по вариантам: 1 вариант – найти ССП с соединительными союзами, построить их схемы (2, 4); 2 вариант - найти ССП с противительными союзами, построить их схемы.(1,3)
5. Повторение видов СПП (с опорой на интерактивную таблицу)
Какие 3 группы придаточных предложений вы знаете? (определительные, изъяснительные, обстоятельственные) К чему они относятся? Как присоединяются?
6.Самостоятельная работа
Задание: определить разряды придаточных в афоризмах И.С.Тургенева. Начертить схемы 1, 4 предложений.
1) Если стремление происходит из источника чистого, оно всё-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.
2)Жалок тот, кто живёт без идеала.
3) Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
4) Неувядаемый лавр, которым увенчивается великий человек, ложится также и на чело его народа.
5) Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.
6) У нас у всех есть один якорь, с которого никогда не сорвёшься, чувство долга.
7) Может быть, вся тайна молодости не в возможности всё делать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь.
8) Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
9) Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
10) Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком; но человеку бывает особенно хорошо, когда он даже его не замечает.
1 условие
2 местоименно-определительное
3 изъяснительное
4 определительное
5 местоименно-определительное
6 определительное
7 изъяснительное
8 время
9 местоименно-определительное
10 время
7. Знакомство со «Стихотворениями в прозе»
«Два богача»
Выразительное чтение стихотворения.
Какова основная мысль этого стихотворения? В чём, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (его помощь ценнее, он отдаёт последнее, и для него его действия обыденные)
Каковы особенности формы стихотворения? (лаконичный рассказ, почти без комментариев)
Анализ 1 предложения:
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых я хвалю и умиляюсь. (СПП с последовательным подчинением)
·«Памяти Ю.П.Вревской»
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения (заранее подготовленное задание)
Юлия Петровна Вревская (1841-1878) была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе. В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. В 1873 году Тургенев познакомился с Юлей в Петербурге. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Ей посвящено стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской»). По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.
Основная тема стихотворения И.С.Тургенева: нравственный подвиг Ю.Вревской.
Главный герой в этом стихотворении – Лирический герой. В заключительной фразе явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»
Мы узнали из текста И.С. Тургенева о том, что Юлия Вревская была
(«молода, красива», «Жизнь ей улыбалась», «с лишком две недели умирала она от тифа.», «она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.
В стихотворении нет сюжета, но части текста объединяет единое настроение, которое пронизывает текст, создается оно благодаря тому, что в центре произведения – воспоминания и чувства лирического героя.
Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.
Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее».
Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились».
Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!»
Умиление – «Нежное кроткое сердце»
Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо».
Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу»)
Автор использует прием умолчания, для того, чтобы передавать чувства лирического героя, позволяет задуматься читателю - наличие тире и многоточий – позволяет почувствовать настроение текста.
И.С.Тургенев использует в своем стихотворении
Метафоры: клады в глубине души
Эпитеты: нежное кроткое сердце, неугасимой веры
Олицетворение: счастье прошло мимо
3) Разбор предложения с разными видами связи.
Она была в беспамятстве и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.(СМП, состоящее из 2 частей:
ССП; 2) СПП с 3 придаточными; между ними бессоюзная связь)
«Русский язык»
Выразительное чтение стихотворения.
Чему учит нас автор? Чем для него является родной язык?
В этом стихотворении в прозе И.С. Тургенева нет сюжета, но есть композиция и ярко выраженная авторская позиция. Его можно разделить на несколько частей: первая – условия, время, причина обращения к языку как к жизненной опоре («Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора»); вторая – характеристика языка («о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»); третья – риторический вопрос, повторное утверждение того, что единственной опорой и надеждой на лучшее в критические для родины дни является язык («Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»); четвертая – рассуждение о том, что великий язык дан великому народу и другой мысли автор не допускает («Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»).
8 Подведение итогов урока
Мы сегодня прикоснулись к творчеству И.С.Тургенева, который в совершенстве владел русским языком. Долгие годы живя за границей, он находил поддержку и опору в русском языке, а его произведения могут быть тем образцом, на который стоит равняться.
Домашнее задание: написать эссе на тему: «Как я владею русским языком?»
15