Творческий проект по краеведению. Ученический проект под руководством педагога. История храма Александра Невского
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Введенская средняя общеобразовательная школа №3
г.о.Звенигород
Творческий проект по краеведению:
«История храма Александра Невского города Звенигорода».
Выполнила ученица 7 «А» класса
Маркосян Армине
Руководитель: Мамедова Т.И.
ЗВЕНИГОРОД -2013
Содержание:
Введение………………………………………………………………….3
1.Немного истории…………………………………………………...4
2.Начало строительства…………………………………………….5
3.Храм (постройка, описание стиля, отличительные черты)…….6
4. «Забвение церкви»……………………………………………….8
5. Центртелеком передает здание храма……………………….….9
5. «Возрождение»………………………………………………….10
7.Значение церкви в жизни звенигородцев………………………11
6.Интервью с настоятелем церкви ………………………………..12
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………..17
Приложения………………………………………………………..18
Введение
-44451454150Прежде чем начать работать над проектом по краеведению, мы с руководителем решили проанализировать, какое архитектурное здание в Звенигороде имеет наибольшее значение для меня. Просмотрев много фотографий зданий исторического значения, мы остановились на храме Александра Невского.
Если спросите «почему», то я могу ответить так: этот храм связан с жизнью многих горожан, в прошлом, настоящем и надеемся в будущем. А с моей жизнью он связан с момента таинства моего крещения.
Крещение 2000г.
-444510795 Мой отец в августе 1999 года, являлся одним из членов бригады по реконструкции храма. Моя семья посещает службы.
Целью нашей работы является: проследить историю храма Александра Невского в Звенигороде, от планирования строительства и по настоящее время.
Реконструкция храма. 1999 г.
Задачи для достижения цели:
Проанализировать интернет источники.
Обратиться в детскую и городскую библиотеку им.А.П.Чехова.
Обратиться в архив историко-архитектурного музея.
Встретиться и пообщаться с настоятелем храма.
Немного истории.
Николай II (Николай Александрович Романов) (19.05.1868-17.07.1918) -во время царствования империей отдал приказ построить в Подмосковном городке Звенигороде часовенку в память о своём умершем отце Александре III.
-260355080
Нуждам Православной Церкви Император уделял огромное внимание во все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей.
Иван Крамской. Портрет императора Александра III.
Руководством для Императора Николая II было политическое завещание отца: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся самого себя и своей совести.
Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться.
378371-4253
Из выше сказанного следует, что Николай II чтил православные традиции и после кончины своего батюшки дал указ построить часовню в честь усопшего отца.
Николай II.
Начало строительства.
В 1895 г. собранием городских уполномоченных Звенигорода было решено в память почившего императора Александра III построить, на кладбище Вознесенского храма часовню, во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство предполагалось осуществить на средства, добровольно пожертвованные жителями города и купцами, а также полученные от продажи пяти десятин леса. 16 декабря 1897 года была избрана строительная Комиссия в составе городского старосты Егора Егоровича Мигачёва и уполномоченных: Н.И. Клешевникова, С.Ф. Пискарева, Т.Н. Купцова. Строительство было начато в 1898 году. Кроме средств, выделенных городом, пожертвования на постройку были сделаны многими горожанами, а на колокол было пожертвовано 100 рублей А.В. Андрияновой. Поскольку средств собрали больше, чем на постройку часовни, то решено было строить храм.
Чтобы поставить в нем образ святого покровителя государя –благоверного князя Александра Невского. Святой благоверный князь Александр с необычайным смирением, мужеством, терпением нес крест служения родной земле в тяжелейшие годы татаро-монгольского ига.
Шарабаров А.В. Александр Невский.
Дорога в будущее.
Храм.
(постройка, описание стиля, отличительные черты).
Храм построен в 1898-1902 годах по проекту Льва Николаевича Шаповалова в стиле эклектики из кирпича. Четверик храма завершен восьмигранным барабаном с шатром, обитым жестью. С запада примыкают трапезная и двухъярусная прямоугольная в плане колокольня.
А так он несёт в своём облике черты русской архитектуры 17 века: кокошники, наличники окон, ширинки, поребрик. Это обращение к исконным традициям древнего русского зодчества характерно для эпохи Александра III.
Первым из известных нам настоятелей храма был Николай Розанов.
Священномученик Николай родился в 1867 году в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Петра Алексеевича Розанова. Николай поступил в Вифанскую Духовную семинарию, но окончил только два класса; в 1890 году он был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Куликово Дмитровского уезда, а в 1905-м — во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда. С 1914 года он стал служить в Москве в храме Михаила Архангела при Солодовнической богадельне, с 1920 года — в Митрофаниевской церкви в Петровском парке, с 1921 года — в Вознесенской церкви в городе Звенигороде. Во все время своего служения с 1901 года он преподавал церковно-славянский язык в Куликовской церковно-приходской школе, а затем Закон Божий в земских школах. В 1928 году отец Николай был возведен в сан протоиерея и затем награжден митрой. 18 марта 1938 года некий инспектор финансового отдела направил в НКВД заявление, в котором писал: «Прошу принять соответствующие меры и не допустить явлений со стороны служителя культа (фамилия мне неизвестна, но из города Звенигорода), который имел разговор о конституции. Ехали вместе из Москвы в одном вагоне...» На следующий день инспектор был вызван следователем на допрос. Он показал: «Я ехал из города Москвы, в одном вагоне со мной ехали два старика. Один из них оказался священником Розановым, который распространял контрреволюционную клевету в отношении советской власти, говорил: “Священников арестовывают неправильно, так как конституция говорит за полную свободу и неприкосновенность личности. Конституция фальшивая, она издана для обмана рабочих и крестьян. Сталин надумал конституцию для втирания очков, написана в конституции свобода, а на деле насилие”». Протоиерей Николай, которому исполнилось тогда семьдесят два года, был арестован 21 марта 1938 года, помещен в Звенигородскую тюрьму и в тот же день допрошен.
Отрывки из допроса: — Ваше социальное положение после революции 1917 года? — спросил его следователь. — Служил священником по день моего ареста, то есть до 21 марта, в продолжение сорока восьми лет без перерыва. Вскоре следователь, ведший дело, был арестован, и 8 мая уже другой следователь вновь допросил священника. Однако, несмотря на арест следователя за совершенные им беззакония, пришедший на его место, делал то же самое: он привлек к следствию штатного свидетеля, который подписал необходимые протоколы допросов, и затем заявил отцу Николаю: — Вы обвиняетесь в высказывании клеветы в отношении советской власти... — Виновным себя в этом не признаю. Но, действительно, я высказывал недовольство относительно советской власти за непосильные налоги, которые были наложены на меня, как на священника, районным финансовым отделом, — ответил священник. 7 июня 1938 года тройка НКВД 2406653137535приговорила отца Николая к расстрелу, и 10 июня в Таганской тюрьме в Москве с него была снята фотография для палача. Протоиерей Николай Розанов был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. А в 2002 году священномученик Николай Розанов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Вторым настоятелем был Нестор (Жиляев) (1998 - ?).
И третьим настоятелем который и по сей день является Александр Карлюк (с 18 декабря 2009).
Протоиерей Николай Розанов. Москва, Таганская тюрьма.
1938 год. Фотография с сайта fond.ru
Забвение церкви .
В 1938 г. храм был закрыт. В нем находились различные учреждения: от женского общежития до Звенигородского узла связи.
57151270А так же в некоторое время помещение храма использовалось, как склад. В результате здание было перестроено и потеряло первозданный вид: на месте центрального купола находилась антенна радиотрансляционной связи.
К сожалению, в 30-е годы прошлого столетия храм сильно пострадал и потерял былую привлекательность. Много лепнины было утрачено, так же пострадала облицовка храма.
ЦентрТелеком передает Православной церкви здание храма Александра Невского.
-32575592329018 декабря 2009 года состоялась официальная церемония передачи верующим здания церкви св. Князя Александра Невского, принадлежащего Московскому филиалу ОАО «ЦентрТелеком».
В мероприятии приняли участие: заместитель главы Администрации городского округа Звенигород Дмитрий Попов, советник главы городского округа Звенигород Наталья Куликова, настоятель храма протоиерей Александр Карлюк, заместитель Генерального директора – директор Московского филиала ОАО «ЦентрТелеком» Константин Кравченко и др.
Храм св. Князя Александра Невского в Звенигороде, построенный на рубеже XIX–XX веков, был закрыт в 1938 году, а здание передано местному узлу связи, в пользовании которого находилось до 1992 года. Затем, распоряжением Министерства культуры Российской Федерации, здание храма, являющееся памятником архитектуры, было передано приходу. В 1995 году в нём возобновилась богослужебная деятельность. Однако до настоящего времени храм находился в собственности Московского филиала ОАО «ЦентрТелеком». В сентябре этого года, в рамках благотворительной деятельности, руководством компании было принято решение о передачи храма его истинным владельцам.
Церемонии передачи предшествовал Благодарственный молебен, затем последовало подписание Договора дарения. В своём выступлении настоятель храма протоиерей Александр Карлюк сказал: «Слава Богу, что, несмотря на трагическую историю, наш храм сохранился. Мы благодарны, что наше обращение в ЦентрТелеком нашло человеческий отклик. Все мы участвуем в том, чтобы положить в фундамент возрождения России краеугольный камень веры».
Высокую оценку решению компании о передачи храма верующим дал заместитель Главы Администрации Звенигорода Дмитрий Попов. Он отметил: «Руководство ЦентрТелекома поступило так, как поступил бы каждый нормальный гражданин страны. Этому рады руководители и жители города».
Возрождение
В 1990-е годы он начал восстанавливаться. При этом храм был оштукатурен, что немного исказило его первоначальный облик. В 1991 г. здание возвращено Церкви, и вскоре в нем начались богослужения.В 1998 г. в храм был назначен настоятелем архимандрит Нестор, и при нем начались большие работы по воссозданию внешнего облика здания. В том же году, по благословению митрополита Ювеналия, в храме был устроен второй престол в честь преподобного Саввы Сторожевского.А так же 1998 г. стал и годом открытия детской воскресной школы.В 1999-2002 гг. продолжались реставрация и устроение внутреннего убранства. Что дало церкви полностью возродится. В 2002 г. в помещении воскресной школы начала работу библиотека православной литературы.В храме хранятся частицы мощей святого Александра Невского, великомученика Феодора Тирона, мученицы Татианы, мученика Иоанна Воина, преподобного Евфимия Афонского, преподобного Ферапонта Можайского, преподобного Никиты Столпника, преподобного Амвросия Оптинского, преподобного Анатолия Оптинского, преподобноисповедника Георгия Даниловского, праведного Алексия Бортсурманского, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священномученика Александра Вышегородского и священномученика Романа.В 2003 г. начались занятия православного лектория для взрослых. Храм открыт ежедневно. Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, а также дням особых праздников.
Значение церкви в жизни звенигородцев.
Значение церкви в жизни человека.
Церковь всегда, а особенно дореволюционное время играла очень большую роль в жизни людей. Без её участия не обходилось не одно событие. Родился человек - его крестили в церкви, но церковными святцами в большинстве случаев выбиралось имя. Женился - венчание проходило в церкви.
Умирал - опять же отпевание, предавание земле проходило с её непосредственным участием. Со всеми бедами и радостью люди шли к батюшке, исповедаться, получить совета. Даже князь Юрий Звенигородский имел своего духовника, которым являлся Савва Сторожевский. Он получал у него благословления на свои походы.
Даже когда власть церкви ослабилась за годы Советской власти, люди все равно стремились в храм, как сейчас. Здесь они, как и прежде могут излить свои беды и облегчить свою душу. Церковь, не остаётся равнодушной ни к каким событиям, происходящим в стране. Она служит внеплановые службы, если случаются всенародные беды: Беслан, подлодка «Курск», засуха и т. д..
Про главные церковные праздники такие, как Пасха и говорить не чего. Люди отстаивают не малые очереди, чтобы освятить кулич и яйца в Светлый праздник. Усилиями церкви в нашем городе проводят Рождественские представления для детей, которые заканчиваются хороводами и подарками. Не могу не вспомнить и такой замечательный праздник как Троица, который проходит ежегодно рядом с храмом Успения Богородицы на Городке, при непосредственном содружестве всех городских храмов. Посетив его ни один человек не останется равнодушным, ни к детским спектаклям поставленные воспитанниками воскресных школ, ни к аттракционам, хороводам, старинным играм, где в одном кругу веселятся и стар и млад. Перед началом учебного года всегда служится Молебен об успешной учебе.
Интервью с настоятелем храма протоиереем Александром Карлюком.
Готовя свой доклад я обратилась к настоятелю храма Александру Карлюку, и он любезно согласился дать интервью:
Вопрос 1:
В каком стиле построен храм Александра Невского?
Ответ:
Она построена в пекулярном стиле конца 19 века начала 20 века псевдорусском. Связано это с использованием древних мотивов. В архитектуре, иконописи. Он имеет в себе элементы деревянного зодчества. Барабан устроен четырехугольным квадратом, на котором находится восьмерик. Восьмерик на четверике типично для деревянного зодчества. Также в элементах декора можно встретить деревянное зодчество конца 17 века.
Архитектура храма полностью описана в книге «История развития русского православного храма» Вереск Светланы Васильевны.
Вопрос 2:
Кто занимался росписью храма?
Ответ:
К сожалению неизвестно.
Вопрос 3:
Имели ли место случаи возврата икон находившихся в храме до закрытия?
Ответ:
К сожалению нет.
Но были другие неимение интересные случаи обретения икон.
Вопрос 4:
Кто настоял о возврате здания обратно церкви?
Ответ:
Повлияло обращение прихожан к настоятелю храма Успения Боже матери на Городке единственному действующему храму. В 1980 годах настоятелем тогда был архимандрит Иероним. Они обратились в исполком с просьбой о передачи здания церкви . просьба была удовлетворена. И в 1992 году 15 февраля, на праздник Сретенья Господне было издан приказ о передаче здания церкви и с этого момента началось возрождение храма.
Вопрос 5:
Известно, что недавно открылась гимназия, сколько детей там учатся и какие классы там открыты?
-20701050800Ответ:
В прошлом году зарегистрировано, во имя преподобного Саввы Сторожевого гимназия на 36 человек. Это муниципальная школа. Преподавание ведется по усложненной программе. В перспективе в ней будет учиться с первого по одиннадцатый класс. В настоящее время в ней учатся два класса первый и второй.
Учатся в ней дети Звенигородцев и окрестных поселков. Гимназия возникла по инициативе наших прихожан.
В дореволюционное время в теперешнем здании ДДТ, находилась церковная гимназия. Мы не делаем ничего нового, а стараемся возродить то хорошее, что было утрачено. Выпускницы дореволюционной гимназии впоследствии стали учителями Звенигородских школ. Об этом было сказано на юбилее первой школы. В наших планах расширение гимназии, под неё уже выделено за чертой города несколько гектаров земли.
Для церкви Александра Невского - это большой прорыв т.к. изначально это была кладбищенская церковь. За ней, где магазины: «Культтовары», «999 мелочей», бывшая фабрика «Прима» - это всё было территория кладбища до конца 1830 годов. Называлось оно - кладбище Вознесенской церкви города Звенигорода. Раньше кладбище было не само по себе, а приписано к какой-нибудь церкви. Так вот это кладбище было приписано к церкви Вознесения, которая находилась на месте теперешней одноименной церкви.
В 1898 году было принято решение городскими властями увековечить память покойного императора то решили построить кладбищенскую церковь. Она была без прихода и подчинялась храму Вознесения. Т.к. церковь Александра Невского была приписная. То службы в ней совершали священники из основного храма. Ежедневных служб не было, а совершались отпевания и молебны по праздникам.
В Советское время из-за того, что в центре города основной храм был разрушен, церковь Александра Невского становится единственным духовным центром.
В 1930 годах кладбище сравняли с землей, перезахоронений практически сделано не было, поэтому, когда началось строительство корпуса гимназии, министерство культуры отдало распоряжение о перезахоронение всех найденных останков. Найдено было не мало. Люди были самых разных сословий, от простых крестьян до дьяков.
Вопрос 6.
Расскажите, пожалуйста нам случаи обретения икон?
Ответ:
Икону Святителя Николая пожертвовала одна старушка из города ШАХОВСКАЯ, которую я причащал перед смертью. По просьбе ее родственников, которые являются моими прихожанами. Я поехал в такую даль и, войдя в дом на кухне обратил внимание на закопченную икону большого размера. Мой интерес к образу не ускользнул от внимания старушки она попросила родственников после ее смерти передать образ в храм, что они и сделали. После реставрации стало видно, кто изображен на иконе.
А еще был вот такой случай. Во время службы в больничном храме ко мне обратились супруги с просьбой забрать у них по просьбе их матери икону. Я очень осторожно отношусь к подобным просьбам т.к. зачастую отдают иконы не пригодные даже к реставрации. Приехав к ним, я увидел настоящее сокровище. На иконе сохранилась надпись «СЕЙ ОБРАЗ НАПИСАН В 18… НА СВЯТОЙ ГОРЕ Афонорусском Андреевском скиту», с обратной стороны она имеет хорошо сохранившееся клеймо Андреевского скита. Этот скит был основан русскими священниками в Греции на горе Афон. Скит был огромный имел четыре больших корпуса. Там была иконописная мастерская, где работало около ста иконописцев. Их иконы отличались определенным стилем.
Я не мог просто взять и увести такую красоту, мне захотелось сделать это торжественно. Я им предложил приехать в храм в воскресенье в конце службы, чтобы объявив верующим о подаренной иконе, мы все вместе совершили бы благодарственный молебен. Приехав в храм, я увидел в календаре, что сегодня мы должны служить молебен иконе Божий Матери Скоропослушнице. У меня мелькнула мысль, что они знали об этом и приурочили передачу иконы к ее празднику. Не дожидаясь воскресенья, я вернулся к ним мои предположения были развеяны, они не знали о празднике. В этот же день икона заняла свое место в храме. У нас было отмечено не мало, случаев когда икона помогала людям, обратившимся к ней за помощью.
Заключение
Работать над данным проектом было очень интересно. Мы практически достигли цели: проследили историю храма от основания и до сегодняшнего дня.
Выполнили следующие задачи:
Проанализировать интернет источники.
Обратиться в детскую и городскую библиотеку им.А.П.Чехова.
Обратиться в архив историко-архитектурного музея.
Встретиться и пообщаться с настоятелем храма.
Положение и жизнь храма в наше время мы изложили в виде интервью с настоятелем. Он нам очень подробно рассказал даже о будущих планах, с ним было очень приятно общаться, полтора часа нашей беседы прошли как 10 минут.
Надеемся, что значение храма в жизни звенигородцев с каждым днём будет выше. С этим храмом я как прихожанка связана с рождения, меня крестили в этом храме. Мой отец участвовал в реконструкции церкви в августе 1999 года. Надеюсь, все дальнейшие этапы моей взрослой жизни будут связаны с храмом Александра Невского.
Список литературы и источников:
1). 100 Великих князей.
Авторы- составители Е. Авадяева, Л. Зданович.
-М.Вече 2000 г. с. 439.
2). Большая российская энциклопедия. Г.изд. 2005
3). Звенигород: город- музей.- М. : Пашков дом,
З-43 2003. – 30 с.
Автор- составитель д. и. н. А. К. Станюкович.
4). Записки Н. М. Романова // Красный архив.
Т. 47-48. М.1931. С.162
5). РГАЛИ. Ф. 680 оп 2 д. 451
6). РГИА. Ф . 831,д 242,л. 58.
7). ЦИАМ. Ф. 2121,оп.1, д. 1873,1916 г.
8). ГАРФ.Ф 10035,д 24210
9).С. В. Фомин Золотой клинок Империи // Граф Келлер М.: НП «Посев»,
2007 стр. 429
10). Государственная Дума Российской империи 1906—1917: энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия,
2008, стр. 670.
11).http://zvencity.ru/dostoprimechatelnosti/khram-a-nevskogo12).http://sobory.ru/article/?object=00495
13). http://mits.mosreg.ru/news/442.html14). «История развития русского православного храма» С.В. Вереск
Приложения
Автор: Маркосян Армине. Церковь Александра Невского. Апрель 2012.
Автор: Маркосян Армине. Гимназия при церкви Александра Невского. Апрель2012