Доклад «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса».
Доклад «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса».
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные узоры, хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас.
Ученые считают, что личность представляет собой систему наследственно заданных и производных от них разнонаправленных стремлений. Все стремления, из которых только и состоит личность, имеют изначально полярную природу. Каждому из них противостоит противоположное по направлению стремление (например: стремление жить – умереть). Полярность свойств проявляется и в психике человека, об этом говорили еще китайские мыслители, усматривая двойственную сущность в любом проявлении природы, частью которой и является человек.
Фундамент личности – личностный потенциал – это система наследственных, нереализованных стремлений, личностные задатки, содержащие в себе возможность к реализации. Исключение составляет стремление к сохранению жизни, которое реализуется с момента зачатия и активно действует уже в утробе матери. Таким образом, личностью не рождаются, ею становятся.
Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства и преобразования этой среды личностью.
Велика роль семьи, воспитательно-образовательных учреждений в формировании индивидуально-психологических и личностных особенностей человека, которые могут способствовать, помогать, создавать условия для личностного роста, а также личностный рост стремлений:
1. Желание сохранить и продолжить жизнь (или саморазрушение).
2. Стремление к силе личности – высокой самооценке, уверенности в себе (слабости – заниженной самооценке, неуверенности).
3. К свободе личности – самостоятельности, опоре на себя (к зависимости, опоре на других).
4. К самореализации, к развитию ценностей (отсутствие данных стремлений).
В процессе жизнедеятельности может изменяться актуальность любых жизненных стремлений, поскольку «отрицательные» факторы личности также стремятся к своей реализации; и тогда положительный полюс может смениться на отрицательный (особенно в ситуациях хронической дезадаптации личности, систематическом ее неуспехе) В такой ситуации блокируется процесс самореализации и говорить о личностном росте не приходится.Личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.
Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозящих рост личности.
Это психофизиологические факторы – особенности строения и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психических процессов.
Социальные факторы к которым относятся:
– личностные и социальные установки, сформированные с помощью взрослых и включающие накопленные в ходе развития нравственные и этические нормы социального поведения;
– сформированные личностные комплексы (вины, неполноценности);
– повышенная личностная и ситуативная тревожность (и как следствие, мотивация избегания неудач, ожидание неприятностей, постоянное нервно-психическое напряжение);
– наличие страхов, связанных с публичным высказыванием своих суждений, возможным неприятием другими людьми этих суждений;
– навязчивые состояния;
– истеричный склад характера, мешающий адекватному восприятию и оценке своего поведения и взаимоотношений с окружающими.
Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания обучения.
Главная цель школы – создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:
– интеллекта;
– эмоциональной сферы;
– устойчивости к стрессам;
– уверенности в себе и самопринятие;
– позитивного отношения к миру и принятие других;
– самостоятельности, ответственности;
– мотивации, самоактуализации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации).
В связи с этим в учебной деятельности педагог должен:
– создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;
– стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуицию, озарение, предвосхищение;
– стимулировать потребность личности в творчестве;
– изменять принципы организации усвоения предмета (если это необходимо);
– формировать самостоятельность учащихся в учебной деятельности как показателя личностного роста;
– быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося. С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.
Подчеркивая необходимость и ценность воспитательного процесса, следует сказать о том, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, объектом воспитания, но и обязательно – субъектом самовоспитания, активным субъектом саморазвития и самосовершенствования. Эти процессы неразрывны. Любой эффективный воспитательный момент всегда предполагает запуск процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Таким образом, задачей учебно-воспитательною процесса как раз и является запуск механизма субьектности воспитания, процесса самостроительства личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает ребенка к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, а также к избавлению от недостатков.
Школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности.
Для развития личностного потенциала требуются определённые условия. Я предаю слово своему содокладчику Э.В.
Гуманистическое отношение к ребёнку в школьном сообществе /педагог-психолог Надолько Э.В./
Очень значимо ,как ученик начинает свой школьный путь ,ведь именнноучитель начальной школы создаёт предпосылки для развития личностного потенциала учащихся.
Развитие личностного потенциала ребенка в процессе учебной деятельности . (Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей.) /учитель начальной школы О.А.Миниярова/
Для личностного роста и развития очень важно в каком классном коллективе прибывает ребёнок ,насколько умело управляет коллективом классный руководитель ,какие формы работы он выбирает и как их реализует
4.Становление личности учащихся в классном коллективе /Оразметова И.И., классный руководитель 8в класса/
Думаю, вы согласитесь со мной,что рассмотреть в ребёнке личность ,затронуть струны души,зажечь факел сможет только небезразличный, творческий учитель,который чтит традиции своей семьи,с любовью относится к родному краю. Слово предоставляется именно такому учителю
Филюсу Фанисовичу.
5.Личностный рост учащихся при организации внеурочной деятельности./ учитель труда Ф.Ф.Каримов/
Ну а сейчас пришло время работы в педагогических мастерских.У каждого учителя есть свои секреты раскрытия потенциала личности. У нас сегодня работают три мастерские.
Учителя предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов и общественных дисциплин.
Роль предметов художественно-эстетического и гуманитарного цикла в становлении личности учащихся./ Трофимова Л.Д./ о формах и методах
Учителя предметов предметов естественно- научного цикла ,математики и физики.
Роль предметов естественно- научного цикла в становлении личности учащихся./ Биккулова Л.В./
Учителя начальной щколыСтановление личности учащихся во внеурочной деятельности /начальная школа/.
Выступление представителей групп.
Главным результатом нашей педагогической деятельности по развитию личностного потенциала учащихся должен стать выпускник способный социализироваться в обществе, способный принимать решения, приносить пользу окружающим и жить соизмеримо с требованиями времени.
Послушаем наших выпускников:
Ролики со словами учеников.
Примерное решение педагогического совета:
1.Опираться на личностный и деятельностный подходы в планировании и организации учебно-воспитательного процесса.
2. Использовать список литературы по данной проблеме и довести до сведения педагогов.
3. Постоянно использовать информацию родителей об учащихся для полноты картины о личностном росте школьников.
4. Регулярно вести карту личностного роста учащихся .
5. Ежегодно информировать администрацию, родителей о личностном росте учащихся.
Итог