КОНСПЕКТ УРОКА по математике ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ: СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)


КОНСПЕКТ УРОКА
"ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ: СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)"
4 класс
Тема: "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. (Закрепление)" – 4 урок по теме.
Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания:
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /[Анащенкова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.] – М: Просвещение, 2011.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014.
Нефёдова М.Г. Рабочая тетрадь по математике. Задачи на движение. 3-4 классы: к учебникам Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 3-4 классы, Петерсон Л.Г. «Математика» 3-4 классы, Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. «Математика» 3-4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Давыдкина Л.М., Максимова Т.Н. Математический тренажёр: текстовые задачи. 4 класс: к учебнику Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. «Математика» 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Керова Г.В. Сборник текстовых задач: тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс: к УМК Школа России Моро М.И. и др. – М.: ВАКО, 2014.
Цель урока:
создать условия для осознанного использования понятий «скорость», «время», «расстояние» при составлении и решении простых, составных и обратных задач на движение.
Задачи, направленные на формирование
предметных знаний, умений и способов деятельности:
обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязи между величинами «скорость», «время», «расстояние», решать задачи с данными величинами с опорой на эту взаимосвязь, составлять взаимообратные задачи с данными величинами по данным из таблиц, составлять задачи на движение по схематическому чертежу.
Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:
Метапредметных:
обучающиеся будут учиться делать выводы, строить рассуждения, совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, с чертежами, при составлении взаимообратных задач; контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Личностных:
создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в паре.
Тип урока:
урок применения предметных ЗУНов и УУД (урок закрепления) - по форме организации учебных занятий
урок креативного типа (урок составления и решения задач) - по типологии нестандартных уроков (по А.В.Хуторскому)
Необходимое оборудование:
компьютер, проектор, презентация,
раздаточные карточки «Цепочка рассуждений»,
таблицы и чертежи к задачам (выполненные дома учащимися на листах форматом А 2),
сигнальные карточки самопроверки и взаимопроверки для обратной связи (знаки «!», «+», «-»)Организационный этап
Приветствие
Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу с помощью стихотворения:
Учитель:
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой, пожмём друг другу руку, подарим хорошее настроение, пожелаем успехов на уроке. Постараемся провести урок математики так, чтобы он получился интересным и познавательным.
- Садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа.
Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.
Дети с улыбкой жмут руку соседу по парте, желают успехов на уроке.
Дети записывают в тетрадях:
число
Классная работа.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме
1. Проверка домашнего задания (Учебник стр. 7 № 24. Вырази величины в указанных единицах измерения).Задание № 24 стр.7 из учебника.
Учитель ставит перед детьми вопросы, выясняющие проблемы при выполнении домашнего задания:
1) Вызвало ли домашнее задание из №7 затруднения? Если были, то какие? И как справились с трудностями?
2) Как вы выразили 267 дм 2 в кв. метрах и дециметрах?
3) Есть ли случаи, которые у вас до сих пор вызывают сомнения?
4) Помогите перевести сутки и часы в часы.
5) Какие ещё единицы времени встретились? И какие результаты получились?
6)Найдите единицы длины, что у вас получилось при их переводе?
7) В задачах какого вида встречаются величины время и расстояние?
8) Какая третья величина встречается в задачах на движение?
Дети отвечают на вопросы учителя, приводят доказательства.
1).Варианты ответов детей:
Нет, у меня не было затруднений. Я сам справился с заданием.
У меня возникли сложности с переводом единиц площади. Я воспользовался подсказкой справочника.
Мне помогла одноклассница.
Я выполнял это задание с мамой.
2) Ответ ребёнка:
1 м2 = 100 дм2
В числе 267 2 сотни, значит, 267 дм2 = 2 м267 дм2
3)Ответ ребёнка:
Я забываю, как надо переводить единицы времени. Сомневаюсь, правильно ли перевёл 2 сут 12 ч в часы. Уменя получилось 212 часов, а у Сони 60 часов.
4)Ответ ребёнка:
1 сут.= 24 часа
2 сут. – это 24 ´2=48 (ч)
48ч + 12 ч = 60 ч, значит,
2 сут. 12 ч = 60 ч.
5)Ответ детей:
Надо перевести 1 мин 25 с в секунды
1мин = 60 с
60 + 25 = 85 (с), значит,
1 мин 25с = 85 с2) Надо перевести 5 мин в секунды
1мин = 60 с
60 ´ 5 = 300 (с), значит,
5 мин = 300 с6) 3075м = 3 км 75 м,
т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 3075 – 3 тыс.
23568м = 23 км 568 м,
т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 23568 – 23 тыс.
7) В задачах на движение.
8) Скорость.

2. Тестовые задания
Учитель выводит на экран изображение первого слайда презентации урока.
После ответа детей на 8 вопрос на экране появляется слайд № 1 с вопросом «Что такое скорость?»
Слайд №1 (первоначальный вид)
Учитель ведёт беседу с учащимися по вопросам
9)Что же такое скорость? Прочитайте про себя предложенные варианты и выберите тот, который считаете верным.
На слайде № 1 по щелчку мыши появляется первое тестовым заданием с выбором ответов.
Слайд № 1 (продолжение)
При проверке на слайде № 1 остаётся только верное утверждение.
Слайд №1 (окончательный вид))Дети читают про себя задание и варианты ответов со слайда №1 и выбирают один из предложенных вариантов.
Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с утверждением.
Один ученик произносит вслух определение скорости.

После проверки первого ответа на экране появляется слайд № 2 с заданием «Выпиши единицы измерения скорости»
Слайд № 2
При проверке ответов на слайде № 2 остаются только единицы измерения скорости (единицы длины и времени растворяются по одному щелчку мыши).
Слайд №2 (законченный вид)
Дети читают задание и записывают выбранные из предложенных единицы измерения скорости в свою тетрадь.
Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с ответом экрана.

После проверки единиц скорости на экране появляется слайд № 3 с заданием «Дополни предложения. Запиши число и наименование»
Слайд № 3
При проверке на слайде № 3 поочерёдно по щелчку мыши появляются недостающие числа с наименованиями единиц измерения.
Слайд № 3 (окончательный вид)
Самооценка тестовых заданий
-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки допустили? Кому нужна помощь?
Дети читают задание с экрана и записывают недостающие слова в тетрадь.
Дети сигнальными карточками «+» или «-» демонстрируют своё согласие или несогласие с ответом экрана.
Дети оценивают свою тестовую работу (самооценка)
На полях рядом с ответами заданий трёх слайдов №№ 1-3 дети ставят значки самооценки: «!» - всё понимаю, ошибок нет, «+» - материал понимаю, но ещё допускаю незначительные ошибки (1-2), «-» - много ошибок, нужна помощь.

3. Устное решение задач на движение, составленных самими детьми дома (по желанию) с опорой на таблицы
Учитель ведёт беседу по вопросам, направ ляет мыслительную деятельность детей
- А какое задание вы выполняли дома по желанию?
Рисунки со стр. 10 учебника
-Для чего вам было задано такое задание?
-А для чего вам нужно уметь делать всё то, что вы перечислили?
-Как вы думаете, чем мы займёмся сейчас?
Повторение «Цепочки рассуждений» и формул
-Рассуждать при решении задач будем по знакомому плану «Цепочка рассуждений».
(На доске по щелчку мыши появляется слайд №4 с планом, но без формул).
Слайд №4
- Какие величины надо найти в ваших задачах?
Вспомним формулы нахождения этих величин. (На слайде № 4 по щелчку мыши последовательно в ходе беседы учителя с учащимися появляются формулы нахождения расстояния, скорости и времени движения)
Слайд №4 (законченный вид)
Решение составленных детьми задач
Учитель направляет работу детей.
-Оцените себя, как вы справились с предлагаемыми заданиями
Отвечают на вопросы учителя.
Ответ детей: «Составляли свои задачи на движение, используя иллюстрации разворота учебника стр. 10 – 11 «Странички для любознательных».
Рисунки со стр. 11 учебника
Варианты ответов:
Чтобы лучше разбираться в понятиях «скорость», «время», «расстояние».
Чтобы хорошо уметь находить эти величины.
Чтобы представлять, какой объект, с какой скоростью может двигаться.
Ответ ребёнка:
«Я думаю, что мы в жизни передвигаемся пешком, на каком-либо транспорте. Мы должны уметь планировать свои передвижения, прикидывая какой путь пройдём, за какое время, с какой скоростью. Это нам необходимо, чтобы не опоздать на урок, на приём к врачу, на поезд и т.д.
Ответ ребёнка: «Будем решать задачи на движение, которые мы составили сами».
Дети повторяют с опорой на слайд №4 «Цепочку рассуждений» и формулы нахождения s, v, t.
Ответы детей:
«Скорость, время, расстояние»
Чтобы найти расстояние (s) надо скорость (v) умножить на время (t) – на слайде №5 появляется формула
s = v ´ t
Чтобы найти скорость (v), надо расстояние (s) разделить на время (t) – на слайде №5 появляется формула v = s : t
Чтобы найти время (t), надо расстояние (s) разделить на скорость (v) – на слайде №2 появляется формула
t = s : v
Одни дети проговаривают свои задачи, другие рассуждают по плану «Цепочка рассуждений». План находится на слайде №4 презентации.
Задача №1 (с подачи ребёнка классу) «Рыбак плывёт на лодке со скоростью 5 км/ч. За какое время рыбак проплывёт 15 км?» (при проговаривании и при решении задач дети опираются на составленные дома схематические чертежи или таблицы на листах формата А2).
Скорость v
Время t
Расстояние s
5 км/ч
?ч15 км
Рассуждение второго ребёнка: «В задаче известны скорость 5 км/ч и расстояние 15 км. Надо узнать время движения рыбака на лодке. Чтобы узнать время, надо расстояние разделить на скорость. Решение: 15 : 5 = 3(ч). Ответ: рыбак плыл на лодке 3 часа»
Проверка с помощью оценочных карточек
Первый ребёнок задаёт вопрос классу: «Кто не согласен?». Класс поднимает оценочные карточки: «!» - с ответом согласен, ошибок нет, «-» -я не согласен). Первый ребёнок даёт оценку отвечавшему ученику: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно».
Задача №2 (с подачи классу следующего ребёнка): «Космический корабль летит со скоростью 28000км/ч. Какое расстояние он пролетит за 2 часа?» (Текст задачи дети воспринимают с опорой на таблицу.)
Скорость v
Время t
Расстояние s
28000 км/ч

? кмРассуждение второго ребёнка: «В задаче известны скорость 28000 км/ч и время 2ч. Надо узнать расстояние. Чтобы узнать расстояние, надо скорость умножить на время. Решение: 28000 ´ 2 = 56000 (км). Ответ: космический корабль пролетит 56000 км»
Первый ребёнок: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно».
Задача №3 «Мотоциклист за 4 часа проехал 280 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?»
Скорость v
Время t
Расстояние s
?км/ч

280 км
Рассуждение второго ребёнка: «В задаче известны расстояние 280 км и время 4 часа. Надо узнать скорость движения мотоциклиста. Чтобы узнать скорость, надо расстояние разделить на время. Решение: 280 : 4 = 70 (км/ч). Ответ: мотоциклист ехал со скорость 70 км/ч».
Соотносят задачу с чертежами
Первый ребёнок: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно. У меня для вас подготовлено задание:
Выбери подходящий чертёж для только что решённой задачи. Почему ты так считаешь?» (Чертежи заготовлены ребёнком дома заранее на листах форматом А2.
А)
Б)
Ответы детей: «К задаче №3 подходит чертёж А), т.к на нём 4 равных отрезка показывают 4 часа – это время движения объекта».
Дети оценивают себя с помощью карточек !, +, - Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Путём нажатия кнопки мыши на экране появляется таблица (без решений и формул) на слайде №5.
Слайд №5
Рассмотрите таблицу.
Учитель задаёт вопросы и предлагает задания по слайду №5::
- Какие задачи можно составить по данной таблице?
- Почему так решили?
-Составим задачи по краткой записи и решим их. О каком объекте может идти речь?
- Какую составим первую задачу? И как её решим.
На слайде № 5 под таблицей поочерёдно в ходе решения задач появляются записи решений.
Дети составляют задачи по данным в таблице
Ответы детей:
Взаимообратные.
Здесь использованы одинаковые данные. В 1-ой и 2-ой задачах известны расстояния, равные одному и тому же числу 400 км. В 3-ей задаче эту величину надо узнать. В 1 и 2 задачах известны скорости, равные 80 км/ч. в 3-ей – эту скорость надо узнать. Время, 5 часов, известно во 1 и 3 задачах. Во второй– это искомое число.
Ответ ученика: «Задачи можно составить о поезде, автомобиле или о катере, т. к. на развороте учебника 10-11 (изображение страниц выше) есть такие данные о скоростях этих объектов».
Дети составляют задачу и решают её по первой строке таблицы.
Ответ ученика: «Задача №1. Катер плыл 5 часов со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проплыл за это время?» «В задаче известны скорость и время. Надо найти расстояние. Для этого надо скорость умножить на время. Решение: 80 ´ 5 = 400 (км). Ответ: катер проплыл за 5 часов 400 км.» (при проговаривании и при решении задач дети опираются на таблицу, помещённую на слайде №5)(Решение задачи №1 появляется на слайде №5)
Дети составляют и решают задачу по второй строке.
Ответ ученика: «Задача № 2. Катер двигался со скоростью 80 км/ч. За какое время катер проплывёт 400 км?»
«В задаче известны скорость 80 км/ч и расстояние 400 км. Надо узнать время движения. Чтобы узнать время, надо расстояние разделить на скорость. Решение: 400 : 80 = 5(ч). Ответ: катер проплыл 400 км за 5 часов»(Решение задачи №2 появляется на слайде №5)
Дети составляют и решают задачу по третьей строке.
Ответ ученика: «Задача № 3. Катер двигался по заливу 5 часов с одинаковой скоростью. За это время он проплыл 400 км. С какой скоростью плыл катер?» «В задаче известны расстояние 400 км и время движения 5 часов. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. Решение: 400 : 5 = 80 (км/ч). Ответ: катер плыл со скоростью 80 км/ч.»(Решение задачи №3 появляется на слайде №5)
- Посмотрите на решения трёх задач. Какую закономерность заметили?
На какую связь похожи составленные решения?
На какую связь похожа закономерность в решениях этих задач?
Чем являются в задачах числа решений?
На слайде № 5 появляются формулы
Слайд №5 (законченный видСформулируйте эту же зависимость для данных величин.
Для чего мы рассмотрели эту связь между скоростью, временем и расстоянием?
-Какая задача стоит сегодня перед нами?
На слайде №5 остаются только формулы.
Изображение презентации на экране закрывается
Ответы детей: «В первой задаче умножали 80 на 5 и получили 400. Во второй этот результат 400 разделили на множитель 80 и получили второй множитель 5. В третьем решении результат первой задачи 400 разделили на второй множитель 5 и получили первый множитель 80»
На связь чисел при умножении и делении: «Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель».
Ответ: Величинами: скорость, время, расстояние.
Формулируют зависимость между величинами, опираясь на формулы
-Умножая скорость на время, мы находим расстояние. Если расстояние разделить на скорость, то получится время. Если расстояние разделить на время, то получится скорость
-Чтобы доказать, что скорость, время, расстояние зависят друг от друга. Чтобы мы лучше запомнили формулы нахождения этих величин. Чтобы мы могли решать задачи, с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Чтобы с помощью обратных задач проверять решение данных.
Формулируют задачу урока
Научиться составлять и решать задачи на движение с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием.
Дети записывают формулы в тетрадь с целью дальнейшей опоры на них в ходе урока.. Первичное закрепление в знакомой и в изменённой ситуации
Составление и решение взаимообратных задач (работа в парах).
Задание № 27 со стр. 8 учебника
В парах по данным таблицы учебника дети составляют и решают взаимообратные задачи. Решение и ответ записывают в тетрадь. Перед записью решения проговаривают друг другу условие и решение по вышеуказанному плану «Цепочка рассуждений» и с опорой на формулы (записаны в тетради). «Цепочкой рассуждений» в распечатанном виде на отдельных карточках пользуются те учащиеся, кто затрудняется рассуждать без зрительной опоры на него.
Работа ребёнка по этому заданию в тетради:
Задача № 1.
60 · 2 = 120 (км)
Ответ: 120 км проехал автобус.
Задача № 2.
120 : 60 = 2 (ч)
Ответ: автобус был в пути 2 часа.
Задача № 3.
120 : 2 = 60(км/ч)
Ответ: автобус шёл со скоростью 60 км/ч.
Самопроверка и взаимопроверка.

Решение составной задачи на движение № 31 (фронтальная работа)
Задача №31 стр. 8
Знакомство с текстом задачи.
2) Анализ задачи:
О чём задача?
О каких величинах идёт речь в задаче?
Что известно и что надо узнать в задаче?
Запишем задачу кратко.
Как предлагаете решить задачу?
- Во сколько действий решалась задача?
Какой вывод можно сделать?
Что общего между простыми и составными задачами на движение?
Работают над задачей
Чтение про себя.
Чтение вслух (один из детей)
О грузовой машине.
О v, t, s.
В задаче известно, что машина прошла 240 км. Время и скорость неизвестны. Но о времени в задаче сказано, что машина вышла в 7 часов и прибыла в 13 часов. Найти надо в задаче скорость.
Один ученик выполняет краткую запись на доске, остальные в тетради:
s = 240 км
t = ? ч (с 7ч до 13 ч)
v = ? км/ч
Дети повторяют задачу по краткой записи.
Предлагают план решения.
Рассуждение ученика: «В задаче требуется найти скорость. Сразу мы не можем это сделать, т.к. не знаем время движения машины. Время найти можем, т.к. в задаче сказано, что машина вышла из посёлка в 7 часов и прибыла в город в 13 часов. Надо из 13 вычесть 7, будет 6 часов – время движения машины. Теперь можно найти скорость, зная расстояние и время. Итак, первым действием находим время, вторым - скорость».
Дети самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь:
13 – 7 + 6 (ч) – время движения.
240 : 6 = 40 (км/ч) – скорость машины.
240 : (13 - 7) = 40 (км/ч)
Ответ: скорость грузовой машины 40 км/ч.
Проверка. Проверку вслух осуществляют 2 ученика: один произносит решение, другой говорит правильно или нет. Остальные учащиеся делают пометки зелёной ручкой (+ или -) и исправления неверных решений и ответов в своей тетради.
В два.
Задачи на движение могут быть не только простыми, но и составными.
И в тех, и в других есть взаимосвязанные величины: скорость, время, расстояние.

Физкультминутка
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раза, два,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Дети произносят слова и выполняют движения

Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Составление задачи № 29 (3) стр. по готовому чертежу.
Задача 3 29 (3) стр. 8
Рассмотрите чертёж.
Что нового появилось?
О ком или о чём может быть задача?
Какую задачу можно составить по этой краткой записи в виде чертежа?
Как предлагаете решить такую задачу?
Запишите решение.
-Как вы думаете, почему за такие же три часа второй всадник прошёл меньше км, чем первый.
Какой вывод можно сделать?
Анализируют чертёж по вопросам учителя. Составляют задачу и решают её.
Ответы детей:
На чертеже указаны две скорости, очевидно, двигаются 2 предмета.
Стрелочки на чертеже направлены друг на друга. Видимо предметы движутся навстречу друг другу.
На чертеже есть флажок, наверное, место встречи предметов.
Время показано для каждого предмета.
По чертежу известны две скорости (18 км/ч и 15 км/ч). Один предмет двигался 3 часа до встречи и другой – 3 часа. Расстояние не указано.
- Например, о двух всадниках. (вывод сделан по развороту с. 10- 11 – изображение на стр. 13 конспекта)
- Навстречу друг другу двигались два всадника. Один был в пути 3 часа и скакал со скоростью 18 км/ч. И другой шёл 3 ч со скоростью 15 км/ч. Сколько км прошёл каждый. Сколько км прошли они вместе?
Можно узнать расстояние, пройденное первым всадником: «18 · 3». Затем узнать расстояние, пройденное вторым всадником: «15 · 3». Чтобы найти общее пройденное расстояние надо сложить результаты первых двух действий.
Дети самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь:
18 · 3 = 54 (км) – прошёл первый всадник.
15 · 3 = 45 (км) – прошёл второй всадник.
45 + 54 = 99 (км) – прошли два всадника вместе.
Ответ: 54 км, 45 км, 99 км.
У второго всадника была меньше скорость, значит, он каждый час проходил меньше км, чем первый. Поэтому и за 3 часа он прошёл меньшее расстояние.
Если скорости разные, а время движения одинаковое, то большее (меньшее) расстояние пройдёт тот, у кого скорость больше (меньше).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание по выбору:
Учитель даёт инструктаж к дом. заданию
Я предлагаю вам дома выполнить те, задания, которые вам больше нравятся.
Прочитайте предлагаемые задания (номера и стр. записаны на доске.)
Стр. 8 № 32 (решить задачу с помощью рисунка на полях) или стр. 10 № 2 (составить и решить три задачи по данным таблицы).
Стр. 8 № 32
Дети знакомятся с предлагаемыми заданиями, читая их текст.
Задают вопросы учителю, если они возникают по ходу выполнения этих заданий.
Записывают в дневник выбранный вариант задания
стр. 10 № 2
Рефлексия (подведение итогов урока))Математический диктант
Учитель читает утверждения.
Чтобы найти расстояние, надо разделить скорость на время.
Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени.
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Километры в час, метры в минуту – это единицы измерения расстояния.
Чтобы узнать скорость, надо время умножить на расстояние
Расстояние измеряется в км, метрах
Если расстояние разделить на время, то можно узнать скорость движения объекта
Пешеход может двигаться со скоростью 60 км/ч.
Со скоростью 800 км/ч может двигаться самолёт.
Время движения объекта можно выразить в часах, минутах, секундах
Учитель задаёт вопросы, направленные на рефлексию.
Какая задача сегодня была самой интересной?
Какое задание вызвало затруднение.
Кто доволен сегодня собой?
Над чем надо поработать?
Учащиеся проставляют в тетрадях последовательность утверждений от 1 до 10 в строчку и рядом с номером знаки «+» или «-». Если согласны, они ставят в тетрадях знак «+», если не согласны «-».
В тетрадях детей постепенно появляется запись:
Ответ: 1) -, 2)+, 3)+, 4)-, 5)-, 6)+, 7)+, 8)-, 9)+, 10)+.Проверку вслух осуществляют 2 ученика: один называет последовательно знак, другой говорит правильно или нет. Остальные учащиеся делают пометки зелёной ручкой (точки, если правильно выполнили задания) и исправления неверных ответов в своей тетради. Неправильный (или спорный вопрос) повторяется ещё раз и дети рассуждают: «С утверждением “Чтобы найти расстояние, надо разделить скорость на время” я не согласен, потому что для нахождения расстояния надо скорость умножить на время». В случае всех верных ответов, дети разъясняют, почему они не согласны с утверждением.
На полях рядом с ответами «Математического диктанта» дети ставят значки самопроверки: «!» - всё понимаю, ошибок нет, «+» - материал понимаю, но ещё допускаю незначительные ошибки (1-2), «-» - много ошибок, нужна помощь.
Дети оценивают свою работу на протяжении всего урока с помощью знаковой системы
Обдумывают ответы на вопросы
Итог Урока.