Урок алгебры на тему Арифметическая и геометрическая прогрессия ( 9 класс)
План урока (9-й класс, алгебра)
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Цель:
Систематизировать знания учащихся по теме. Закрепить навык идентификации формул в соответствии с текстом заданий;
Обучать наблюдательности, анализу, сравнению, сопоставлению;
Развивать математическую речь;
Воспитывать чувство контроля, самоконтроля, чувства взаимоподдержки.
Задачи:
Повторение теоретических аспектов темы.
Построение алгоритмов решения заданий.
Познакомить учащихся с заданиями в 3-4 логических шага по изучаемой теме.
Вовлечь учащихся в различные виды деятельности.
Наглядные пособия: компьютер, проектор, таблицы, листы самооценки.
Ход урока:
Организационный момент (3 мин.)
Сообщение учителем темы урока, ее значении и месте в изучении предметного раздела материала.
Учащиеся формулируют цели и задачи урока, пользуясь ориентированным перечнем.
Цели и задач фиксируются и проектируются на экран.
Инструкция по заполнению листа самооценки.
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания (проектируется на экран спланированный текст) (5 мин.).
В формате фронтальной беседы учащиеся:
- комментируют этапы перехода от одной строки рассуждения к другой, называя соответствующие правила;
- указывают в решениях места возможных типичных ошибок;
- выставляют в листы самооценки баллы (получен верный ответ без промежуточных ошибок – 1 б., допущена ошибка в применении формулы по теме – 0,5 б., допущена ошибка вычислительного характера – 0,2 б.).
Повторение формул изучаемой темы (10 мин.).
Работа осуществляется в двух «кустах» одновременно: учащиеся первых 6 парт (по две из каждого ряда, всего 12 учащихся), выполняя интерактивное упражнение «Карусель» проговаривают перечень формул темы:
Арифметическая прогрессия:
d = an-an-1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Геометрическая прогрессия:
13 INCLUDEPICTURE "http://www.grandars.r
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
где |q| <1
Учащиеся последних 6 парт объединяются в три группы по 4 человека и выполняют проектную работу: Изобразить опорный конспект темы «Прогрессии».
Учащиеся, выполнявшие упражнение «Карусель», пишут математический диктант по материалам темы «Прогрессии»:
а) найти неизвестные элементы арифметической прогрессии: а7 и S15, если известны а3 и а2
б) найти неизвестные элементы геометрической прогрессии: b7 и S12, если известны b3 и b2
На экран проектируются баллы для самооценивания работы.
Тренировочные упражнения
С записью на доске коллективно выполняются задания. План решения строится с помощью «Мозгового штурма» (все предложения записываются на доске, затем из них выстраивается алгоритм решения)
На выполнение заданий 1-4 -15 мин.
(an */*)
a4=16
а12=88
S9 - ?
(an */*)
18;4;
an = -38
n - ?
(bn) **/**
b3 = 1/25
b4 = 1/125
S4 - ?
Между числами 1/9 и 27 вставьте 4 числа так, чтобы они вместе с данными числами составили геометрическую прогрессию.
(2 мин.). Решите уравнение 3+7+11+ + х = 289. Процесс решения начинается выполнением упражнения «Броуновское движение», учащиеся могут перемещаться по классу с целью сбора информации по предложенному примеру. Идеи озвучиваются. На экран проектируется решение. Изъявившие желание, комментируют этапы решения.
(3 мин.) На экран проектируется текст нового задания для самостоятельного решения.
Реши уравнение:
8+5+2++ -х = 270
На экран проектируются этапы решения уравнения с указанием баллов за каждый этап (оценить себя).
Подведение итогов урока.
Три группы учащихся презентуют свои проекты, подготовленные на II этапе урока (по критериям: удачный для запоминания сюжет, четкость представления материала).
Другие три группы ставят оценку за работу. Учащимся предлагается высказаться в форме упражнения «Неоконченное предложение» (на экране информационные таблицы, где представлено начало предложения):
Сегодня на уроке:
новым для меня было
я прочно усвоил (ла)
я умею находить значение
мне нужно еще решать задания
мне необходимо закрепить понимание
я теперь лучше
я научился (лась)
я увереннее стал (ла)
я сегодня повторил (ла)
Запись домашнего задания.
Учитель комментирует причину именно такого выбора текста (по результатам работы на уроке, рефлексия);
Предлагает индивидуальные задания (по желанию);
Напоминает учащимся о сдаче листов самооценки.
Лист оценки работы на уроке по теме
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
ученика ______________ класса
I. Проверка домашнего задания
баллы
Названы необходимые формулы
1
Указан путь поиска неизвестного
1
Отмечено в примере место возможной ошибки
1
II. Повторение формул по теме
Красочность, рациональность «сюжета» проекта
3
Четкость представленных записей
2
или
При выполнении заданий математического диктанта найдено верно
в17
1
S15
1
в7
1
S12
1
S
1
III. Тренировочные упражнения
Участие в «Мозговом штурме»
0-5
Поэтапные оценки правильности решения уравнения
0-5
Всего