Урок музыки 2класс Изобразительность и выразительность в музыке
План-конспект урока
Учреждение: филиал МБОУ СОШс.Новые Татышлы ООШ с.Старокальмиярово.
Учитель музыки: Мардамшина Светлана Борисовна
Предмет: музыка
Класс 2
Тема урока: Изобразительность и выразительность в музыке.
По программе Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.
Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.
Коммуникативные ууд: использовать полученный опыт общения с музыкой в зиме в досуговой деятельности и личной жизни, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4.Закрепление пройденного материала.
5. Рефлексия.
Цель: - познакомить с изобразитнельностью и выразительностью в музыке. Показать взаимосвязь выразительных средств в музыке, живописи и литературе.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с музыкой П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» ( «Марш», «Вальс снежных хлопьев»), с музыкой Р.Шумана «Дед Мороз», с картинами И.Шишкина «На севере диком», «Зима в лесу», со стихотворением В.Берестова «Мороз».
научить детей прислушиваться к музыке, её выразительным и изобразительным особенностям, рассуждать о музыке;
познакомить с элементами музыкальной грамоты;
закрепить знания о понятиях «средства музыкальной выразительности»;
Разучить песню Г.Струве «Пестрый колпачок».
Развивающие:
учить осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её красоту и глубину содержания;
расширить представление детей о природе;
развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
формировать чувство прекрасного, создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
развивать у учащихся музыкальную память, тембровый и музыкальный слух, творческое воображение, мышление, образную речь учащихся;
развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
развивать вокальные навыки при исполнении песен;
Воспитательные:
воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству;
воспитать музыкальный вкус и культуру учащихся;
воспитать бережное отношение к природе;
воспитывать эстетический кругозор средствами искусства.
Материалы к уроку: П.И.Чайковский «Марш», «Вальс снежных хлопьев», Р.Шуман «Дед Мороз», И.Шишкин «На севере диком», «Зима в лесу», Г.Струве «Пестрый колпачок».
Оборудование к уроку: smart-доска, компьютер, синтезатор, проигрыватель.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, частично-поисковый, метод стимулирования музыкальной деятельности, метод анализа синтеза и сравнения.
Тип и форма урока: урок изучения и закрепления.
Ход урока.
1Учитель:-.Раз уж мы на уроке музыки давайте поздороваемся музыкально.
_Здравствуйте ребята.
Дети: Добрый день.
2Учитель:- Ребята, сегодня в класс вы вошли под музыку. На что она была похожа? Чем она была необычна?
Дети:- Хотелось немного подпрыгивать.
Учитель:- Да это марш, но под него можно и танцевать. А все потому, что эта музыкаиз балета П И Чайковского «Щелкунчик». А что делают герои в балете?.
Дети:- Танцуют.
- А какое настроение у этой музыки? ( дети определяют настроение как радостное, веселое, праздничное, бодрое). Вы наверно знаете, что события происходят в сказочную зимнюю ночь. Вот и мы с вами сегодня будем создавать нашу зимнюю сказку . создавая ее мы будем говорить о выразительность и изобразительности в музыке.И помогать нам в этом будет конечно же музыка.
Слайд.
Зимняя сказка.
Зимняя сказка?
Зимняя сказка!.
Учитель:-Слова одинаковые, а что разное?
Скажите как мы в речи обозначаем знаки препинания?
А как вам кажется в музыке есть интонация?
Чтобы понять интонацию слов нужны знаки препинания, мимика, жесты. А чтобы понять интонацию музыки нужны средства музыкальной выразительности. Давайте вместе вспомним средства музыкальной выразительности.
Слайд.
3.Учитель:-Что такое музыкальная интонация?
Слайд. Муз. Интонация - это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звков.
Слайд
Интонация делиться на изобразительную и выразительную..
У вас на столах эмоциональные словари – они помогу вам в поиске настроения, характера не только музыки но и тех героев, которых мы сегодня встретим. Как вы думаете какого героя особенно ждем мы в сказочную ночь, в главный зимний праздник.
Дети: деда Мороза.
_ Конечно без него не обходится ни один Новогодний праздник. Но что- то долго не идет Дед Мороз. Надо его позвать ,что бы навел порядок. Но позовем мы его по особенному. Музыкально.
Давайте представим, что мы - оркестр. В оркестре есть разные инструменты, и у каждого свой голос, свой тембр, своя партия. Но все музыканты играют по руке дирижёра. Вот и мы с вами сейчас сделаем особую партитуру:
Учитель на smart-доске рисует партитуру
Девочки будут говорить нежно, спокойно, как снегурочки, при этом на короткие длительности (восьмые) хлопаете в ладошки, а на длинную нотку (четверть) ладошки опускаются на колени. Мальчики должны говорить строго, важно, ваши ладошки ровно опускаются на колени.
Дети проговаривают и прохлопывают ритмическую партитуру по руке дирижёра.
Учитель выставляет фигуру Деда Мороза и меняет слайд.
Учитель: - Ребята, вот и Дед Мороз! Ему так понравилось, как вы играли в оркестре этот ритм, что он хочет загадать вам музыкальные загадки на этот ритм.
Какой праздник мы ждём зимой? (Новый год)
Что мы любим водить вокруг ёлки? (хоровод)
Что зимой падает с неба? (снегопад)
Что происходит в сказке? (чудеса, волшебство)
А теперь послушайте этот ритм в звуках на фортепиано. (Учитель играет аккорды из произведения Р.Шумана «Дед Мороз»)
Послушайте, какого Деда Мороза изобразил в музыке немецкий композитор Р.Шуман.
Какое настроение у Деда Мороза? (Звучит музыка)
Учитель: - Какой к нам пришёл Дед Мороз?
Дети: - Угрюмый, ворчливый.
Учитель: - А как вы догадались об этом? Какими звуками рисует нам композитор Деда Мороза? Работа со словарем.
Дети: - Низкими, густыми.
Учитель: - Ребята, обратите внимание, ведь я говорю о музыке, что она рисует, изображает. Значит, в музыке можно рисовать музыкальные картины как в живописи. Только в отличие от художников, которые рисуют красками, можно сказать, что музыканты рисуют звуками. И чтобы изобразить большого Деда Мороза Шуман взял низкие звуки, то есть тёмные краски.
А почему же так ворчит Дед Мороз?
Дети: - Ему тяжело идти, он несёт тяжёлый мешок.
Учитель: - Может быть и так. Вот послушайте стихотворение:
Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!-
Так проворчал Мороз угрюмый,
И речку лёд сковал без шума
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Далее учитель показывает слайды с репродукциями картин И.Шишкина: «На севере диком», «Зима в лесу».
Учитель: - Какая картина больше подходит по настроению к прозвучавшему стихотворению и больше соответствует образу Деда Мороза, которого нарисовал в музыке Шуман? (Дети выбирают «На севере диком»).
Учитель: - Вы не ошиблись, какие краски присутствуют здесь? посмотрите словари и подберите подходящие слова.
Дети: - Темные, густые.
Учитель: - Вспомните музыку Шумана, какие звуки были там? (Дети вспоминают про низкие, густые звуки). А в стихотворении? (Учитель ещё раз зачитывает строчки: «...Так проворчал Мороз угрюмый, и речку лёд сковал без шума. Деревья скрыла седина, и наступила тишина»). Немного даже страшновато ходить по такому лесу, правда? Уж очень тёмный.
А по этому лесу? (Слайд «Зима в лесу»). Какие здесь краски? (Дети отмечают голубые, белые, светлые краски). Какое настроение передают нам эти краски?
Дети: - Настроение радостное, бодрое.
Учитель: - Действительно, так и хочется пробежаться по этому лесу, покататься с горок, поиграть в снежки. Послушайте ещё один музыкальный фрагмент из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Похожа ли эта музыкальная картина на ту, о которой мы только что говорили?
(Звучит фрагмент «Вальса снежных хлопьев»).
Учитель: - Что вы услышали в музыке?
Дети: - Метель, кружатся снежинки.
Физкультминутка
Учитель: - Давайте представим себя артистами балета и немного потанцуем.
Учитель вместе с детьми исполняет ритмопластические движения под «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского.
4.Учитель: - Молодцы, вы были замечательными снежинками. Послушайте ещё раз «Вальс снежных хлопьев» и подумайте, а только ли снежинки присутствуют в музыке?
Дети: - Кажется, что пели дети.
Учитель: - Давайте мы с вами сейчас будем петь так же красиво как эти дети. Сначала «разогреем» наш голосок. Сделаем специальную гимнастику.
Дети выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики
Надули шарик, заткнули свисточком, а теперь из него выпускаем воздух одним выдохом.
Давайте поиграем в «Дюймовочки и пупсики». Набираем воздух и выдыхаем. Одну руку положили на животик вторую на спинку. Плечи при этом не поднимаются.
Артикуляционная гимнастика. Согреем шейку. помассируем лоб, щечки. Сделаем круговые движения на носике.
Распева «Снеговик» (чистоговорка):
Я по-гиб-ну от лучей обя-за-тель-но,
Ой, неси-те мне скорей круг спа-са-тель-ный!
Исполнение песни для распевки «В лесу родилась елочка».
Учитель: давайте вернемся к нашей картине «Зима в лесу». Как вы думаете могут ли в этом лесу жить сказочные персонажи?
Дети: могут, потому что лес сказочно красив и кажется волшебным.
Учитель: Ребята, я тоже с вами соглашусь и подозреваю, что сегодняшний гость тоже из этой сказки из этого леса.
Слайд.
Разучивание песни «Пестрый колпачок» исполнение песни учителем.
Анализ песни .Какой темп в этой песне? Какой характер исполнения? (словари)
Сегодня на уроке мы с вами создали свою зимнюю сказку, знакомясь с изобразительностью и выразительностью в музыке.
5.Рефлексия проводится с применением опоры:
-Сегодня на уроке я узнал…
-Работать мне было…, потому что…
-Больше всего мне понравилось…
_Труднее всего было.
Слад : «Прозвенел для всех звонок, вот и кончился урок».
Использован интернет ресурс:
www.sch799.ru/teacher/mxk/nir/dmn4.docwww.mushared.ru.