Поурочный план к уроку истории: Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад- Цицкиев Ваха Хусейнович
Урок мастер-класс на тему:
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Пояснительная записка.
Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.
Планируемые результаты
предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических ценностей;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных
методов.
Оборудование: карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; и иллюстрации учебника; мультимедийная презентация. карточки с заданиями,
Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.
В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.
Проверка домашнего задания (§8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Что такое религия?
Когда и почему она зародилась?
Когда появилось христианство?
Какую роль оно сыграло в жизни античного мира? (Ответы учеников.)
Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.
Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.
IV.Постановка целей и задач урока
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия
(презентация)
Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).
План
1) Аравия
2) Судьба пророка (c.а.с.)
3) Ислам и его распространение
4) Арабский халифат и его распад
Знакомство с темой и планом урока, делают соответствующие записи в тетради
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так
легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?
Мотивация УД
Ислам самая молодая из мировых религий, возникшая и VIIв. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеиединобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья. О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.
Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.
А теперь отправимся в виртуальное путешествие во време1на Аравийский полуостров.
Аравия (слайд 2).
Работа с картой.
Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба – черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.
Беседа с учащимися:
Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
(Ответы учеников.)
Физминутка
Продолжение изучения нового материала
Текст учебника прочитать (стр.75) факт разложения родового строя у арабов.
(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?
К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:
- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.
- появляется очень много бедняков
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:
1.Прекращение вражды племён между собой.
2.Борьба с внешними врагами.
3.Упадок торговли.
4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
Судьба Пророка.
Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).
Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).
Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.
- Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда(с.а.с). (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.
Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.
Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) – мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождениие классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы ислам?
(Ответы учеников.)
Ислам.
- Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).
(Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского «предание себя Богу». (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит «чтение»). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда(с.а.с.) и его изречения. Основное положение Ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) - пророк Его». Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:
Запись в тетради:
-Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
-Намаз (пять раз в день)
-Закят (пожертвование)
-Пост в месяц Рамадан
-Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название «шариат» (в переводе «правильный путь»).
Запись в тетради:
Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.
Перед арабами после смерти Мухаммеда(с.а.с.) встала задача распространение «истинной веры» среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.
- Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)
В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.
(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.
Арабский халифат и его распад
Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.
(Слайд 25) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.
(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.
Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.
Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов.
С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман – должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.
(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.
Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.
Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники – эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Распад халифата
(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.
(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).
(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.
(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.
Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) – совершенный человек, и жизнь Его – наилучший пример для подражания.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Что общего в причинах распада империи Карла Великогои Арабского халифата? В чем различия?
Почему такие огромные государства были непрочными?(ответ учеников).
V. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие умения и навыки отрабатывали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учеников § 9, подготовить проект на тем «Мировые религии».
Для средних учеников - § 9, написать рассказ на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия».
Для слабых учеников § 9, задания и вопросы к параграфу
Подготовил учитель
истории и обществознания
Цицкиев Ваха Хусейнович.
Заголовок 115