Методическая разработка по истории на тему Возникновение ислама. Арабский халифат (10 класс).


Департамент культуры города Москвы
___________________________
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Театральный художественно-технический колледж»
ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.
Разработала:
Авдеева Т.В., преподаватель истории
Москва
2016
ПЛАН УРОКА

ЦЕЛИ:
Образовательные:
расширить знания обучающихся о мусульманской религии и нравственных ценностях ислама;
сформировать понимание особенностей становления и причин распада Арабского халифата;
дать представление о своеобразии византийской цивилизации как наследнице империи римлян и как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации.
Воспитательные:
воспитание толерантного отношения к другим народам;
воспитание самостоятельности суждений, осознанности поведения и самоконтроля, навыков общения через развитие интереса к изучаемому предмету;
способствование воспитанию личностных качеств: коммуникабельности, познавательного интереса к историческому прошлому, критического отношения к действительности.
Развивающие:
расширение кругозора обучающихся, формирование умений работать с исторической картой;
развитие речи и рациональных приемов мышления: умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и оценивать исторические факты.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА: Комбинированный урок.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент: 5 мин. Приветствие. Проверка присутствия студентов.
II. Опрос: 15 мин.
Вопросы: 1. Когда возникли античные цивилизации? 2. Какой город называют город-полис? 3. Кто такой Александр Македонский? Почему его так называют. 4. Какие две войны пережила античная цивилизация? 5. Перечислите имена известных деятелей политики и культуры в античном мире.
III. Изучение нового материала: 70 мин.
План работы на уроке:
1. Судьба пророка Мухаммада.
2. Распространение ислама.
3. Арабский халифат и его распад.
Запись на доске – новые слова: Кааба, хиджра, Медина, мечеть, ислам, Коран, суры, Сунна, намаз, закят, хадж, шариат, халиф, Халифат Омейядов, Дамаск, шииты, сунниты, имам, эмир, Халифат Абассидов, Багдад.1. Аравия. Судьба пророка Мухаммада. 20 мин.
Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия немного, поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важным для арабов был город Мекка: здесь проходили ярмарки, шла бурная торговля, в центре города находилась Кааба - черный камень, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками, но постепенно среди них распространилось единобожие.
Вопрос: Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?
Записи в тетради:
К началу VII века в жизни кочевников-бедуинов начинают происходить изменения:
1. Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, стадами животных и рабами-пленными.
2. Начинается процесс обнищания большей части населения.
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:
1. Прекращение вражды племён между собой, связанной (в первую очередь) с резким упадком торговли.
2. Борьба с внешними врагами. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран и укрепления власти над бедняками.Краткий рассказ на тему: «Возникновение ислама». 10 мин.
Вопрос: Мухаммад называл себя третьим Пророком. Как вы думаете, после кого? (Муса, Иса).
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммада. В 622 г. Мухаммад вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчисление.
Записи в тетради:
1. 570-632 гг. - годы жизни Мухаммеда.
2. 622 г. - год хиджры.
Жители Ясриба приняли учение Мухаммада. Ясриб был переименован в Город Пророка и стал называться Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммада мечеть. В 630 г. Мухаммад покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
2. Распространение ислама. Арабский халифат и его распад. 30 мин
Вопрос: Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).
Объединению арабских племен способствовала новая религия – ислам, в переводе с арабского «предание себя Богу». Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит «чтение»). Коран состоит из 114 глав, называемых суры - это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога.
После смерти пророка, суры по памяти были записаны учениками Мухаммада. Помимо Корана, большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения.
Основное положение ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - пророк Его». Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:
Записи в тетради:
1. Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него. 2. Намаз (пять раз в день). 3. Закят (пожертвование). 4. Пост в месяц Рамадан. 5. Паломничество в Священный город Мекку (хадж).
Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название «шариат» (в переводе «правильный путь»).
Запись в тетради:Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.
Перед арабами после смерти Мухаммада встала задача распространение «истинной веры» среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевано огромное Иранское царство.
Вопрос: Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)
В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711-714 гг. арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение.
Вывод: Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.
Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.
После смерти Мухаммада во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф – «заместитель пророка». Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.
Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.
Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.
С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али.
Вывод: Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.
В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммада Аббаса. Столицей нового Халифата – Халифата Абассидов – стал Багдад.
Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.
Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами.
Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809 гг.). Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь», в которых Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Все не мусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат). В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия. К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии, которые в 1055 году захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.
Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Мухаммад остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес, но для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, а жизнь Его - наилучший пример для подражания.
Общий вывод по уроку: Период раннего средневековья характеризуется:
1. Образованием государств, оказавших огромное влияние на развитие других, менее развитых, стран.
2. Появлением на «исторической арене времени» людей, влияние которых стало определяющим в духовном развитии человечества и в становлении крупных империй.
3. Большим количеством завоевательных войн, которые, в конечном итоге, привели к распаду этих империй.
IV. Закрепление нового материала. 10 мин.
Определите правильные утверждения (Да, нет).
1. Является ли халиф заместителем пророка Мухаммада (Да).
2. Город Мекка – это город пророка Мухаммада (Да).
3. Сунна – это священные тексты в Византийской империи (Нет).
4. Дамаск – столица Халифата Абассидов (Нет).
5. Хадж – это паломничество в Священный город Мекку (Да).
6. Кааба – это языческий амулет (Нет).
7. Коран – это главная книга в исламе (Да).
8. Шариат – это мусульманское право, основанное на Коране (Да).
9. В мечети мусульмане собираются для отдыха после работы (Нет).
10. Сунна - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения (Да).
V. Подведение итогов: 10 мин. Оценки. Домашнее задание: О1.§14-15.
VI. Оснащение урока: ПК, проектор, презентация. Учебник: Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия, 2013.
VII. Межпредметные связи: философия, история искусства, литература, география.