СтатьяРазвитие познавательных способностей учащихся на уроках географии через проектно-исследовательскую деятельность


Развитие познавательных способностей учащихся на уроках географии через проектно-исследовательскую деятельность
Т.В. Ровенских
В настоящее время современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Государство желает видеть молодёжь, которая способна самостоятельно ставить перед собою цели и также самостоятельно находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях.
Приоритетной задачей школы является поддержка "талантливого ребенка". Помощь одаренному ребенку оказывать нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале - лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современном обществе, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне важной и необходимой. Она продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе, где нужно создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.
Сегодня перед нами стоит цель «раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Так обозначены задачи школы в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Также одной из главных задач по данному направлению является выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3, с. 281].
Основными направлениями в работе с одарёнными детьми являются исследовательская, проектная деятельность, подготовка учащихся к различным конкурсам, олимпиадам.
Нужно помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно постоянно учить, чтобы сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Современная педагогика предлагает множество путей их развития. Один из них – организация проектной и исследовательской деятельности с учащимися.
Что же такое проектная и исследовательская деятельность в школе? Естественно, это ни в коем случае не научно-исследовательская работа, предполагающая открытие новых законов мироздания.
Мы понимаем учебно - исследовательскую деятельность как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов ( учителя и ученика) по поиску решения неизвестного [2, с. 157].
В качестве педагогической технологии метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это максимально самостоятельная работа ребенка или группы детей, главная задача которой не столько получение новых знаний , сколько их применение на практике в непривычной ситуации.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов [1, с. 35].
Именно проектно-исследовательская деятельность способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска решения возникающей проблемы. Позволяет талантливым, одарённым детям проявить себя и не останавливаться на достигнутом.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили широкое распространение и успешно используются на все учебных предметах.
Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках географии осуществляется следующим образом: создаются проблемные ситуации, активизируя познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построение гипотез.
Исследовательская работа учащихся при изучении географии организуется по следующим направлениям:
а) подготовка проектов к практическим работам, урокам-семинарам. С помощью компьютерных технологий учащиеся разрабатывают ученические проекты, могут самостоятельно создавать новые продукты (интернет-сайты, презентации), что не только повышает интерес к предмету, но и способствует их профориентации. Были подготовлены интересные проекты, посвященные истории села, святым источникам района.
б) внеурочная исследовательская деятельность школьников через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Ежегодно учащиеся принимают участие в районных конкурсах презентаций «Мой отчий край», «Компьютер – новый век», где занимают призовые места.
Таким образом, занимаясь проектной деятельностью, учащиеся развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от детей самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Список литературы:
Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы.// Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. - 800 с.