Конспект открытого урока по изобразительному искусству Весёлый Дед Мороз (5 класс)
Открытый урок по изобразительному искусству (5 класс)
Тема: «Веселый Дед Мороз»
Учитель изобразительного искусства: Столповская Надежда Васильевна
Цели и задачи:
Умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи цветового решения рисунка.
Формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях рисунка.
Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи.
Закреплять знания о теплой и холодной цветовых гаммах.
Учить использовать нужную цветовую гамму.
Воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.
Оборудование: акварельные краски, гуашь, кисти, палитра, карандаш, вода, салфетки, трафареты, альбомы.
Изобразительный ряд: иллюстрации с изображением зимы, Новогодние иллюстрации, образец педагогического рисунка.
План урока:
Организационный момент.
Основная часть:
а) история Деда Мороза;
б) история празднования Нового года.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов, анализ работы.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Давайте проверим, как вы готовы к уроку. Как вы настроены на урок.
(звучит новогодняя музыка)
Учитель: Ребята, какая музыка сейчас звучала?
Дети: Новогодняя.
Учитель: Правильно. О том, что до Новогоднего праздника не так уж далеко, думаешь с удовольствием.
Новый год – самый веселый, самый замечательный праздник на свете. Вы, конечно же тоже его очень любите. Потому что Новый год – это Дед мороз, это Снегурочка, это красавица-елка, украшенная блестящими игрушками, гирляндами и хлопушками. И обязательно – подарки! А еще в Новый год можно загадать любое желание. Самое-самое волшебное. И оно обязательно исполнится.
В Новый год все веселятся, поют, танцуют, поздравляют друг друга, желают счастья и здоровья.
Ребята, а какие стихи вы знаете про Новый год, про Деда Мороза?
(Дети рассказывают стихи, показывают презентиции)
Зимний гость
Н. Найдёнова
Мы весной его не встретим,Он и летом не придет,Но зимою к нашим детямОн приходит каждый год.У него румянец яркий,Борода, как белый мех,Интересные подаркиПриготовит он для всех.С Новым годом поздравляя,Елку пышную зажжет,Ребятишек забавляя,Встанет с нами в хоровод.Дружно мы его встречаем,Мы большие с ним друзьяНо поить горячим чаемГостя этого нельзя!
Спешит на ёлку Дед Мороз
Ольга Корнеева
Спешит на ёлку Дед Мороз -Он не устал и не замёрз,Ведь быстрые салазкиВезут его из сказки.Из снежной сказочной страныИ неизвестной стороныСалазки с бубенцамиЛетят по небу сами.И, раздвигая облака,Мороз волнуется слегка,Ведь ждут его ребята -И птички, и зверята:Волчонок, лось и глухари,Лиса, тагрята, снегири.Его хомяк ждёт в норке.И зайчики на горке.Вот прибыл Дедушка Мороз,Подарки новые привёз -Конфеты и игрушки,Гирлянды и хлопушки!- Как рад, зверятки, видеть вас!Я всех побалую сейчас!У ёлки становитесьИ за руки беритесь!Подружка ёлочка, зажгись,Огнями яркими светись!Пусть шарики при этомСверкают дивным светом!Успел на ёлку Дед Мороз,Он не стал и не замёрз.
Учитель: Молодцы, ребята! Очень хорошие стихи! К уроку вы готовы. Настроение у вас замечательное. Наш сегодняшний урок посвящен Новому году.
Основная часть.
Тема урока: «Веселый Дед Мороз»
Цели:
Познакомиться с историей Деда Мороза;
Познакомиться с историей празднования Нового года;
Выполнить рисунок новогодний, используя трафарет фигуры Деда Мороза.
Учитель: Мы все привыкли к тому, что в Новогодний праздник к нам придет Дед Мороз и подарит нам подарки. Но мало кто знает, откуда взялся Дед Мороз. Сейчас мы узнаем об этом.
(Ученик рассказывает историю Деда мороза)
Дед Мороз и его история
Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец. Дед Мороз – это собирательный образ , построенный по мотивам биографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом.
Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году. Сегодня Дед Мороз стал символом Нового года. На праздник он приходит с внучкой Снегурочкой и дарит детям подарки. День рождения Деда Мороза – 18 ноября. С 2005 года в России празднуется официально. Родина – Великий Устюг в Вологодской области.
Русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигается пешком или на санях, запряженных резвой тройкой.
Учитель: Ребята, какого цвета у Деда мороза шуба? Посох? Что он делает своим посохом?
Дети: Красная или синяя. Посох белый или синий. Посохом он замораживает.
Учитель: Знаете ли вы, что Новый год не всегда встречали зимой 1 января?
(Ученик рассказывает историю празднования Нового года)
История празднования Нового года
Когда-то давным-давно Новый год на Руси назывался Новолетием и он начинался весной 1 марта. Потому что весной природа просыпается от долгого зимнего сна.
Позже, в четырнадцатом веке, Новый год стали праздновать осенью – 1 сентября. В это время заканчивалась жатва, с полей собирали хлеб, а в садах – плоды. Люди радовались богатому урожаю.
В 1700 году все переменилось. Петр I издал указ: праздновать Новый год 1 января. Царь велел украсить дома и большие улицы сосновыми и еловыми ветками, а сам вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо ракету. Начался праздник. С тех пор новый год стал одним из самых любимых наших праздников.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: А сегодня вам предлагается выполнить новогодний рисунок «Веселый Дед Мороз» с использованием трафарета фигуры Деда мороза. Свою работу вы будете выполнять на заранее затонированных листах. Вы можете использовать акварельные краски или гуашь.
Этапы выполнения рисунка:
В карандаше. Учащиеся под руководством учителя контролируют правильность решения рисунка, соблюдение пропорций и исправляют недостатки.
Работа с цветом.
Учитель: На палитре подбираем цвета, которыми будем раскрашивать наш рисунок. Начинаем раскрашивать с силуэта Деда мороза. Затем раскрашиваем остальные силуэты, выделяя главные элементы.
Физкультминутка
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Дети делают плавные движения руками, поворачивают туловище, потряхивают кистями)
Прорисовывание деталей рисунка. Тонкой кистью прорисовываем детали рисунка: декоративные отделки костюма, лицо, звезды, месяц.
Рисунок готов.
Подведение итогов, анализ работы.
Выставка работ учащихся
Заключительное слово учителя
Учитель: Ваши рисунки меня очень впечатлили и побудили заговорить стихами:
У всех новый год
И у нас Новый год.
Возле елочки земной
Хоровод, хоровод.
Елка разукрашена,
Празднично наряжена,
Детки пляшут и поют,
Деда мороза в гости ждут.
Работы получились очень радостные и светлые. Вы сумели выразить свое настроение красками. Молодцы! Спасибо вам за урок!
Самоанализ урока на тему «Веселый Дед Мороз»
Замысел урока направлен на создание праздничной атмосферы в преддверии Новогоднего праздника, на развитие творческих способностей, расширение кругозора, отработку живописных навыков, развитие интереса к окружающей среде.
Урок занимает третье по счету место в теме «Особенности анималистического и мультипликационного жанров». Этот урок тесно связан с предыдущей темой, которая называется «Мультипликационный герой». Образ Деда Мороза чаще всего встречается в мультипликации.
Тип урока комбинированный.
Для самовыражения учащихся была выбрана данная структура урока. Более сильные учащиеся подготовили сообщения, выучили стихи. Закрепляли и совершенствовали знания при рисовании мультипликационного героя и дорисовывание зимнего пейзажа, умение пользоваться трафаретом.
Дети способные, ни один ребенок не испытывает неприязни к предмету.
На уроке ставились и решались следующие цели и задачи:
- формировать умения использовать эмоциональное содержание цвета для передачи цветового решения рисунка;
- формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях рисунка;
- расширять знания об эмоциональном содержании цвета;
- развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
- закреплять знания о теплой и холодной цветовых гаммах;
- учить использовать нежную цветовую гамму;
- воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.
Веселое музыкальное сопровождение, стихи соответствуют названию темы. Тематические сообщения развивают кругозор учащихся, прививают интерес к истории страны. Присутствует межпредметная связь (история, литература). Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся: детям с лучшими творческими способностями была дана возможность нарисовать самим фигуру Деда мороза, не используя трафарет. У кого творческие способности менее развиты, помимо трафарета на столах лежали рисунки для срисовывания. При выполнении рисунка учитель давал методические рекомендации учащимся.
Для проведения урока были созданы такие условия, как зрительный ряд (сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев», Энциклопедия праздников, рисунки учащихся, новогодние открытки, педагогический рисунок), музыкальное сопровождение.
Тат как урок очень насыщен, большой объем работ, - использовалась экономия времени за счет трафарета и предварительно затонированных листов бумаги.
Поставленные задачи удалось решить, не перегружая при этом учащихся.
Фантазия нынешних художников-декораторов, их «креативность» практически полностью меняют устоявшийся веками образ народного любимца. Подражание заморским младшим братьям, изменение сакральных элементов даже в одеянии Деда Мороза, обилие импортной рекламы с Санта-Клаусами может сыграть злую шутку – будущее поколение детей, оторвавшееся о родных традиций, уже не будут знать, кто такой Дед Мороз и Снегурочка, а будут лишь вешать носки на камины, которых на Руси не водилось. Вот поэтому я выбрала такую тему урока.