Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству Квиллинг
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству "Квиллинг "
Учитель : АбакароваО.Л.
Терсаканская СШ
2013г
Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству "Квиллинг "
Все гениальное – просто!
Учитель : АбакароваО.Л.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Среди всех прочих способов и техник в последнее время все большую и большую популярность начинает приобретать такая техника как « квиллинг». Квиллинг не зря называют особым видом рукоделия, ведь в его основе лежат тонкие бумажные полоски, свернутые в спираль и немного ослабленные. При этом они создают различные фигуры, которые могут стать ювелирными украшениями, цветочными шарами, шкатулками, картинами и другими поделками.
Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства: данный материал даёт большой простор детскому воображению и творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. Бумага в современном мире представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат она доступна всем слоям населения. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить оригами, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое . Обычный материал - бумага – в умелых руках не имеет границ фантазий, данным материалом можно работать в различных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, эстетический вкус и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Данный курс, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира, радовать окружающих. Нам всем сегодня этого не хватает. ( Красота спасет человечество !!!)
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Тот кто сам творит, обычно ценит труд другого - на это и направлена данная программа.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие Личности ребенка в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Познакомить детей с техникой «Квиллинг»,с его различными видами и методами изготовления .
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными базовыми формами квиллинга .
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Учить создавать композиции, изготавливать различные поделки, используя новую технику, творить Красоту и Добро своими руками.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать гармонически развитую личность, прививать терпение и усидчивость.
Развивать эстетический вкус, чувство цвета и формы.
Совершенствовать трудовые навыки, приобщать к культуре труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, учить радоваться и радовать близких своим искусством, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, выставки работ самих уч-ся).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика, построенное на доверии );
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работ)
Формы, методы и технологии, используемые в программе
При выборе метода изложения материала учитываю уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.
Методы проведения занятий:
Словесные
Для изучения материала использую рассказ, беседы, лекции, работу с книгой, наглядным материалом, беседы о зарождении данной техники, о различных технологиях, используемых при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.
Наглядные ( мною разработано несколько презентаций)
Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, альбомов, различных журналов , просмотр видео, показ выставочных работ самих уч-ся.
Практические
Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение рисунков, зарисовок эскизов, составление схем, изготовление отдельных элементов, сборка поделок). В ходе практической деятельности очень важен психологически-, благоприятный, непринужденный климат. Часто использую ненавязчивую, тихую музыку.
Методом психологического убеждения доношу до учащихся, что квиллинг- это, прежде всего РАДОСТЬ, которая к тому же развивает мелкую моторику рук, а это благотворно влияет на развитие памяти, развитие музыкальных способностей, воображения
Педагогические технологии
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка , который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровьесберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, где можно использовать комплексные упражнения , подвижные игры ,а также танцевальные элементы.
Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором обязательно нужно учитывать особенности каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся I - года обучения
познакомятся с искусством бумагокручения;
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции, поделки, выполненные в технике квиллинга;
будут уметь работать с гоф. бумагой в технике квиллинг;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию.
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Результатом воспитательной работы является: творческий коллектив , доброжелательные отношения, творческая Личность, уверенность в собственных силах, чувство ответственности, взаимопомощи, умение доставлять окружающим Радость!.
Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения ;
Должны уметь: ставить перед собой цели и достигать их, прислушиваться к мнению педагога и товарищей, доводить начатое дело до конца, оценивать свою работу .
Годовой объем обучения составляет 68 часов.
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть взята на дом.
Каждое занятие программы «Квиллинг» состоит из теоретической и практической части.
При проведении практической работы, применяю мультимедийные презентации обучающего характера ,некоторые из которых составляю сама.
При организации практической работы необходимо учитывать специфику задания и применять как индивидуальную, так и групповую форму.
Учебно-тематический план 1-го года обучения в кружке «Квиллинг»
№ п/п
Тема занятия
Творческая работа
Основной материал
Кол-во часов
I
Вводный блок
т
п
всего
1
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
1
-
1
II
Материал бумага
1
Работа с бумагой в технике «квиллинг».
Волшебство бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
Знакомство с новой техникой, новыми свойствами бумаги, новыми возможностями.
Обработка бумаги
Бумага, ножницы, клей, зубочистка
1
2
3
III
Конструирование
1
Практика создания основных элементов квиллинга:
Изготовление базовых форм: * ролл, спираль, замкнутая спираль, конус
капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга
квадрат, ромб, крест, треугольник, полукруг, луна,
лапка, стрела
сердце, рога, нота,
Бумага, ножницы, клей, зубочистка
1
2
3
2
Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.
Бумага, карандаш, линейка, зубочистка
1
2
3
3
Простой квиллинг
Изготовление простых цветов и листиков в технике квиллинг
Ромашки, колокольчики, нарцисс, фиалки, ландыш, листики.
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш ,зубочистка
1
3
4
4
Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг
Георгина, хризантема, , зелёные кустики
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
3
4
5
Составление композиции на базе простого квиллинга
Изготовление открытки
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
1,5
2
6
Изготовление цветов из гофрированной бумаги.
Розочки, хризантемы
Гофрированная цветная бумага, фигурные ножницы, клей, линейка
0,5
1,5
2
7
Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги
Розочка,тюльпаны
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
1
2
8
Изготовление различных форм листьев
Листики большие и маленькие, прямые и изогнутые
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
1
2
9
Коллективная работа. Композиция из цветов и при помощи цветов. Дети сами выбирают работу
«Цветочная поляна», «Цветочные шары»
«Чебурашка»
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
3
4
10
Выставка
1
11
Изготовление животных, птиц в технике квиллинг.
Лиса, заяц, сова и др.
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
1
2
3
12
Индивидуальная работа. Дети сами выбирают работу
По мотивам сказок
/с животными/
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, зубочистка
0,5
3,5
4
13
Изготовление сувениров к праздникам.
Работа по желанию ребёнка
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
1
3
4
14
Выставка
1
15
Изучение техники
«Филигрань»
Обработка бумаги шириной в 2мм
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
0,5
1
16
Составление композиции в технике «Филигрань»
Двойной, тройной слой, переплетение узоров
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
1,5
2
17
Изготовление индивидуальной работы в технике «Филигрань»
Изготовление шкатулки, рамки, открытки.
Картон,офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
3,5
4
18
Выставка
1
19
«Снежный квиллинг»
Изготовление снежинок при помощи отдельных модулей
Офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка
0,5
2,5
3
20
Ювелирный квиллинг
(простой и составной)
Изготовление мелких,средних и крупных бусинок (деталей)
Глянцевая журнальная бумага, лак , ножницы, клей, линейка, карандаш
0,5
1,5
2
21
Ювелирный квиллинг
(индивидуальная работа)
Изготовление бижутерии:бусы,браслеты
Глянцевая журнальная бумага, леска, лак , замочки , ножницы, клей, линейка, карандаш
0,5
2,5
3
22
Изготовление ювелирных трубочек, декор
Изделия из трубочек: подставки, шкатулки, жалюзи
Глянцевая журнальная бумага, леска, лак , картон, ножницы, клей, линейка, карандаш
0,5
3,5
4
23
Объемный квиллинг
(индивидуальная работа)
Изготовление объемных изделий (вазы, кружки, «Байтерек»)
Картон,офисная цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш
0,5
3,5
4
24
Итоговый урок
Выставка
0,5
0,5
1
Итого часов:
68