Внеклассное мероприятие по экологии Бабочек весёлый хоровод.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области
«Черкасская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное занятие по экологии для младших школьников
«Бабочек веселый хоровод»
Учитель начальных классов
Висягина Светлана Владимировна
Цель: напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе; развивать внимание, мышление, воображение, речь, формировать умение подбирать рифмующиеся слова; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: у учителя модели пяти бабочек из бумаги или их рисунок в хороводе, 5 конвертов с заданиями: загадки, распечатки названий животных, занесенных в Красную книгу, и их рисунки или фотографии для каждого учащегося ; текст рассказа из ПОЧЕМУЧКИ; стихотворные строчки; карточки для игры «Представь себя у учащихся тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено экологической теме. Напомню, слово «экология» состоит из двух греческих слов: «ойкос» «дом» и «логос» наука. Значит, экология это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля. А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему; чтобы не выбрасывались на берег киты по причине загрязнения моря; чтобы не исчезали с лица земли некоторые виды животных, как, например, уже исчезли предки домашних быков и коров туры, а также морские коровы и еще множество различных видов животных и растений.
Об опасности исчезновения их предупреждает Красная книга. К примеру, уже удалось спасти от верной гибели бобра. К началу XX века беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч. Давным-давно под охраной находятся зубры. Охота на них запрещена. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.
Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя делать.
Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним нельзя!
Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его нельзя! От муравьев лесу большая польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят деревьям.
Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие ловушки нельзя!
Обо всем, что можно и чего нельзя, вам рассказывают в школе. И если вы действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет, как поступать в тех или иных случаях.
А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые нам принесли на своих крылышках красавицы-бабочки. Посмотрите, какой веселый, яркий хоровод они образовали.
Учитель обращает внимание детей на доску, к которой прикреплены 5 моделей бабочек разных расцветок, образующих «хоровод».Каждая бабочка принесла конверт с заданием. Как видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же цветом, что и одна из бабочек. Сейчас я буду открывать конверт, читать задание, и мы будем его выполнять.
Конверт 1. Отгадать загадки о лекарственных растениях.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься укусит. (Крапива)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него
И не будет ничего. (Одуванчик)
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Весной зазеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая? (Черника)
На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь слюнки потекут,
А раскусишь кисло. (Клюква)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Сидит Яшка, красная рубашка,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
По ходу учитель записывает отгадки на доске, объясняет, какую пользу приносит то или иное растение, затем просит детей записанные на доске слова распределить в три группы. Самостоятельная работа в тетрадях. Проверка.
Ответ. 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник травянистые растения. 2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина ягоды. 3. Рябина, береза, дуб, липа, ель деревья.
Конверт 2. Прочитать названия животных, занесенных в Международную Красную книгу. (Учащиеся получают распечатки задания.) Для этого из каждой строки нужно выписать только буквы русского алфавита.
Ответ. Снежный барс, фламинго, беркут, джейран, белый журавль, гепард.
Учитель демонстрирует рисунки данных животных, сообщает сведения об одном из них.
Пример. Гепард это хищник из семейства кошачьих. Обладает сухим поджарым телом длиной около 140 см, имеет длинные стройные ноги и длинный сильный хвост, который при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой, но очень красивый: тон окраски желтоватый, песчаный, а по всей шкуре, кроме брюха, густо рассеяны темные сплошные пятна.
Гепард самый быстрый зверь. Догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/ч.
Конверт 3. Нарисовать лесной цветок.
Учитель. Послушайте историю, описанную в ПОЧЕМУЧКЕ, детском справочном бюро, которая могла бы произойти с каждым из вас.
«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
Зачем, сердится, ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...
Но почему? чуть не плачут ребята. Они же такие красивые.
Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
А ромашку можно рвать? спросила одна девочка.
Пока можно, да и то осторожно, услышала она в ответ справедливые слова.
Вот скажи-ка, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал большой и яркий или маленький и чахлый?
Ясное дело, большой, яркий.
Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, мы в результате себя же и грабим».
Учитель. Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать одна из бабочек в своем задании нарисовать цветок из мира дикой природы.
Дети рисуют. Обмен впечатлениями.
Конверт 4. Закончите стихотворные строчки.
- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).
- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).
- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).
- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).
- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).
- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).
- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).
- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).
- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).
- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).
- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).
Конверт 5. Игра «Представь себя...». В последнем конверте лежат карточки для игры. Я предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание.
Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.
Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.
Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?
Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?
Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.
Учитель. Поблагодарим бабочек за то, что они напомнили нам правила, по которым все мы должны жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть эти красавицы всегда кружатся в веселом хороводе, радуя нас своим существованием.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
15