Творческая разработка на тему:Экологическое воспитание на уроках географии в интересах Устойчивого развития
Методическая разработка.
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»
Учитель географии:
В.В.Пустовалова
МБОУ СШ №16 г.Дзержинска
2016г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………...5
Экологизация географического образования……………………5
Возрастные особенности экологического воспитания………….11
Конспекты уроков…………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………………21
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
17-18 марта 2005 г. в Вильнюсе была принята «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Реализация Стратегии заставит пересмотреть устоявшуюся и привычную систему европейского образования.
Главная задача принятого документа -
перейти от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения.
Суть реформы состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних преобразований практически всех аспектов общественной жизни. Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.
Целью данной работы является формирование экологического сознания и мышления, а также ответственного отношения к природе на основе содержания всего школьного курса географии.
На основе поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. выделить особую роль школьной географии в выработке системы экологических знаний, умений и навыков
2. научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, в социуме, по отношению к собственному здоровью
3. выработка деловых качеств и трудовых навыков, необходимых для природоохранительной деятельности
4. воспитание высокой экологической культуры поведения в быту и в трудовой деятельности.
Процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов. Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и будут им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.
На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду.
Целостное представление об экологизации школьного географического образования дает выделения в его содержание ведущих идей. Многие из них (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека, природы в нравственно-эстетическом развитии личности) являются основополагающими в экологическом образовании. Раскрытие их в обучении географии направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованными с ее законами. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления.
Таким образом именно в курсе географии раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.
Основная часть
Экологизация географического образования
Особое место в экологическом образовании принадлежит географии. Общеизвестно, что знание географии дает возможность изучать экосистемы на всех уровнях – от планетарного до ландшафтного. Экологизация географического образования заключается, прежде всего, в формировании экологического мышления, умении делать экологические выводы и заключения на основе имеющегося материала.
1. Экологическое содержание школьной географии может быть успешно раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов.
Например, изучение энергетики в 9 классе необходимо дополнить материалом об экологических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о географических факторах распространения радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками.
Приобретение знаний - первоначальная задача реализации принципов и условий экологического образования. Основная задача заключается в применении школьниками полученных экологических знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельности в общественно-полезной практике и тем самым - в содействии дальнейшему активному и творческому познанию действительности.
2. Другим способом является постановка вопросов экологического направления к отдельным разделам, темам, картам, схемам и фотографиям учебника.
Например, при изучении природных зон (7-8 класс) целесообразно предложить учащимся такие вопросы:
Как изменится круговорот веществ в лесной зоне, если человек вырубит леса?
Какие компоненты природных комплексов изменятся в связи с этим?
Почему при использовании природных ресурсов необходимо устраивать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?
При изучении климата России (8класс) экологическую направленность обучения усилят такие вопросы:
Из каких географических регионов поступает воздух на территорию России?
Откуда он поступает наиболее чистым?
Откуда он приходит загрязненным и почему?
При изучении Поволжья (9 класс) можно предложить следующие вопросы:
Какие отрасли хозяйства Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени?
В чем проявляются следствия этих загрязнений?
Каким образом сооружение ГЭС сказывается на степени загрязненности воды в Волге?
Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и её долины?
На уроках географии необходимо выполнение проблемных заданий, которые предполагают не только нахождение новых знаний о природе и обществе, но и поиск новых путей этих заданий, что ведёт к развитию творческого мышления школьников, помогает им овладевать методами научного познания, формирует интерес и потребность в творческой деятельности. Это задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими.
3. Особое место среди многих экологических проблем занимают региональные экологические проблемы. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения экологических знаний, становления экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения процессов экологического образования.Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является дискуссия.
Выбор региональных экологических проблем, имеющих дискуссионный характер, очень велик. При изучении географии России можно предложить следующие темы:
- «Проблемы Байкальского региона»
- «Проблемы Каспийского региона»
- «Проблемы территории КМА».
Вопросы для дискуссии предлагаются заранее. Например, вопросы для дискуссии по теме «Проблемы Каспийского региона»:
Какие страны располагаются в пределах водосборного бассейна Каспия?
Для какой из них Каспий имеет наибольшее хозяйственное значение?
Как влияют колебания уровня моря на жизнь рыб и перелетных птиц, морской транспорт, работу портов, добычу нефти?
Обоснуйте, что лучше для хозяйства России – подъем уровня Каспия, его опускание или стабилизация?
Можно ли и нужно ли искусственно регулировать уровень моря?
Изучение региональных проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Например, экологическая игра «Наша планета – наше здоровье». Лозунгом такой игры может быть такой: «Думай глобально – действуй локально». Задачей таких игр является расширение и углубление знаний учащихся по вопросам охраны природы России и своего края, привлечение их внимания к природоохранительной тематике. Учащиеся представляют экологические проблемы в командах с названиями: «Эколог», «Озон», «Общество зеленых». Изучив карты, литературу и учебники, учащиеся вносят конкретные предложения по сохранению природы и здоровья населения. Например, в 10-м классе урок по теме: «Экологические проблемы мира. Охрана окружающей среды». Учащиеся работают в группах: «Защитники гидросферы», «Защитники атмосферы», «Защитники биосферы», «Представители промышленных предприятий», «Представители сельскохозяйственных предприятий».
4. Большое значение имеют развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, ребусы, потому что они не требуют большой подготовки, но решают много образовательных задач
Игры-путешествия, конференции, интеллектуальные ринги чаще используются при обобщающем повторении тем в географии: «Природные ресурсы мира» 10 класс.
5. Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение практических работ оценочного характера (например, оценка ресурсообеспеченности, 9-10 классы)
Для экологического образования важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у учащихся вырабатывается правильно, критически оценивать своё поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Необходимой частью экологического образования является эколого-краеведческое изучение учащимися своего города. Однако организация экологического образования городских школьников сопряжена с большими трудностями. В городах природные объекты обычно удалены от школ на большие расстояния, что мешает проводить экологические экскурсии и наблюдения в естественных условиях. Значительный интерес вызывают экскурсии, на которых сравниваются экологически неблагоприятные районы с районами, где состояние городской среды благоприятно для жизни людей. В ходе таких экскурсий рассматриваются следующие вопросы:
В каких районах города больше зеленых насаждений?
Какую экологическую роль они играют в городе?
Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотности застройки и особенностям планировки, по уровню шума?
Есть ли участки для отдыха взрослых и детей?
7.Одно из плодотворных направлений модернизации географического образования – проектная деятельность школьников. Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек-природа-хозяйство-окружающая среда», осознать место человека в природе.
Проекты дети начинают составлять в начальном курсе географии: проект охраны природы своего края, в курсе география океанов и материков - проекты по материкам и странам, природным зонам. В старших классах требования к творческой деятельности повышаются, и ребёнок составляет компьютерную презентацию своих проектов, задания усложняются, проекты носят исследовательский характер: «Редкие и исчезающие растения и животные нашего края», « НТР и окружающая среда».
Рациональный отбор методов обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию. Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся.
Одним из примеров означивания явлений природы является обращение к жизненному опыту школьников. Перед учащимися ставятся следующие вопросы: Какова значимость для вашей жизни водных ресурсов? Лесов? Разнообразие живых организмов?
Созданию образов природы способствуют следующие задания:
Экологические проблемы по степени значимости:
Транспортная перегруженность улиц (84% опрошенных).
Недостаток зеленых насаждений (80% опрошенных).
Однотипность строительства жилых микрорайонов (73%).
Загрязнение воздуха, воды, почв (65%).
Учащиеся предложили меры для снижения отрицательного воздействия экологических факторов на свое здоровье:
Озеленение микрорайона
Установка фильтров на воду
Внедрение новых безотходных технологий на предприятиях
Здоровый образ жизни
Практически на каждом уроке географии возможно осуществление экологического воспитания, например:
класс Тема урока
6 класс Изучение и охрана Мирового океана
Охрана поверхностных вод
Подземные воды
Природный комплекс
7 класс Океан как среда жизни
Природные зоны Африки
Органический мир Австралии
Природа Антарктиды
Внутренние воды Евразии
8 класс Моря России
Минеральные ресурсы России
Озеро Байкал
Особо охраняемые территории России
9 класс Процесс урбанизации в России
Топливно-энергетический комплекс
Химико-лесной комплекс
Уральский экономический район
Электроэнергетика Поволжья
10 класс Природные ресурсы мира
Металлургия мира
Глобальные проблемы человечества
11 класс Промышленность Зарубежной Европы
Население Зарубежной Азии
Природные ресурсы Латинской Америки
Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс географии помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.
Возрастные особенности экологического воспитания
Экологическое воспитание детей должно осуществляться с раннего возраста. Это должен быть целенаправленный, непрерывный процесс, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни различаются: младшие подростки придают большую значимость необходимости заботы о зеленых насаждениях, мотивируя тем, что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают город", "делают нашу жизнь красивой" и т.д. Старшие подростки глубже осознают государственную и общественную значимость экологических проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина это - прежде всего Природа", "Мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. вычистить речку или пруд, озеленить двор. Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются "разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера равнодушного к ней отношения. Старшим школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".
С неблагополучной экологической обстановкой России необходимо знакомить учащихся 8-9 классов. Получив неполное среднее образование, одни подростки продолжают свое образование в других учебных заведениях, где в списке обязательных предметов они не найдут предметов "География" или "Экология", другие по многим причинам не смогут получить дальнейшего образования. Именно поэтому в образовательной школе должны усвоить основную заповедь человека по отношению к природе - не навреди. Вооруженные экологическими знаниями, учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи между определенными природными явлениями и делать экологический прогноз.
Основы экологических знаний закладываются при изучении курса «Природоведения» в 5 классе, углубляются при изучении «Начального курса географии» в 6 классе, конкретизируются в территориальном аспекте при изучении «Географии материков и стран» в 7 – 8 классах, обретают краеведческую окраску в курсе «Географии Татарстана» в 9 классе. Рассмотрим пример включения экологических знаний в уроки географии 6-8 классов.
6 класс. Тема « Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».
Экологические знания и умения: проследить на каких этапах круговорота воды происходит загрязнение пресной воды Последствия загрязнения пресных вод. Меры борьбы за чистоту пресных вод
6 класс. Тема « Организмы на Земле».
Экологические знания и умения: знакомство с Красной Книгой. Влияние человека на распространение растений и животных.
6 класс Тема « Атмосфера. Её строение».
Экологические знания и умения: изменение состава атмосферы под воздействием человека.
7 класс Тема «Атмосфера. Воздушные массы. Постоянные ветры. Циркуляция атмосферы».
Экологические знания и умения: Используя схему воздушных течений выяснить причины возникновения озоновых дыр у Южного и Северного полюсов. Знакомство с решением ЮНЕСКО по сокращению производства соединений, разрушающих озоновый слой атмосферы..8 класс. Тема «Климат и человек»
Экологические знания и умения: Зависимость климата от концентрации углекислого газа. Потепление климата в связи с увеличения содержания вредных газов (явление парникового эффекта). Источники повышения концентрации углекислого газа в атмосфере: сжигаемое топливо, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, лесные пожары, извержение вулканов ит.д.
В 9 классе знакомлю школьников с зонами экологического бедствия в России: Смоленская область, отдельные районы Брянской, Орловской областей - зона радиоактивного заражения в результате аварии на Чернобыльской АЭС; Северная Земля - полигон для испытания ядерного оружия; район г.Красноярска - могильник для захоронения радиоактивных отходов; Челябинская область - радиоактивное заражение; Японское море - радиоактивное заражение; полуостров Ямал - уничтожен почвенный покров тяжелым гусеничным транспортом, доставлявшим буровое оборудование для добычи нефти и газа. На уроках географии при изучении различных тем, особенно в курсе "География России" в 8 и 9 классах целесообразно обращать внимание учащихся на актуальные экологические проблемы своей местности, г.Дзержинска.
Широкие возможности по воспитанию экологической культуры, формированию экологического сознания дает курс «Общей географии» 10 класса. Формируется понятие географической оболочки – среды жизни и деятельности человека. Происходит оценка изменений природной среды в процессе природопользования. Анализируется влияние природных условий на развитие человеческого общества, процесс создания культурных ландшафтов, экология города, экологические проблемы (глобального, регионального и локального уровня). Оценивается эффективность мер по охране природы, контролю, прогнозированию и управлению природной средой.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №16»
Конспект урока
по географии
Тема: : "Экологические проблемы ядерной энергетики". 9-й класс
Учитель географии: Пустовалова.В.В.
1квалификационной категории
1.3 Конспект урока.
Тема урока: "Экологические проблемы ядерной энергетики". 9-й класс
Цели урока: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.
2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.
3.Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны. Охарактеризовать различные типы электростанций, в том числе АЭС.
4. Выявить положительные и отрицательные стороны ядерной энергетики.
5. Раскрыть проблемы и выделить пути их решения ядерной энергетики.
Оборудование: выставка журналов, плакатов по данной теме, стихи российских поэтов, карта “Электроэнергетика России”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы познакомились с электроэнергетикой России.
Электроэнергетика является отраслью, от которой в значительной мере зависит развитие всех остальных отраслей хозяйства, производство электроэнергии – важнейший показатель, по которому судят об уровне развития страны.
Россия занимает второе место в мире по производству электроэнергии.
В России вырабатывается 66% электроэнергии СНГ.
Размещение электростанций зависит от типа станции, на него влияют в первую очередь ресурсный фактор (в зависимости от используемого источника энергии) и потребительский.
Выделяются основные типы электростанций:
ТЭС – 69%, ГЭС – 18%, АЭС – 13%.
ТЭС строят в районах добычи топлива или в районах потребления энергии (Сургутская, Рефтинская, Костромская).
ГЭС выгодно строить на полноводных горных реках, а также каскады ГЭС на равнинных реках Волге, Каме (Саянская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Волжский каскад). (работа учеников с атласами).
АЭС построены в районах, где потребляется много энергии, а других энергоресурсов не хватает.
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопрос об экологических проблемах атомной энергетики.
XX век считался веком атома. В 1954 году была построена первая в мире атомная станция – Обнинская АЭС. На сегодняшний день эта АЭС эксперементальная станция, вырабатывающая небольшое количество энергии. По мощности атомных станций Россия занимает 4-е место в мире (после США, Франции и Японии). А по выработке электроэнергии на атомных станциях 20-е место в мире. Большинство АЭС построены в европейской части России. В стране работают крупные АЭС: Курская, Смоленская, Тверская, Нововоронежская, Ленинградская, Балаковская, Белоярская, Кольская, Билибинская АТЭЦ. Считалось, что атомные станции самые экономичные и экологически чистые станции. Рассмотрим положительные стороны АЭС.
До 1986 г. большие надежды в решении многих геоэкологических проблем, связанных с энергетикой, возлагались на атомные станции. Широкое применение ядерной энергетики позволяет экономить невозобновляемые топливные ресурсы и использовать их более рационально. Так, при производстве 1 трлн кВт электроэнергии, выработанного на АЭС, необходимо было бы сжечь на ТЭС 280 млн т ископаемого топлива. При этом неизбежно происходило бы интенсивное загрязнение природной среды большим количеством продуктов неполного сгорания топлива и газа. АЭС при нормальной работе практически не загрязняет окружающую среду. Кроме того, в отношении радиационной безопасности АЭС более благоприятны, чем электростанции, работающие на угле. Так, доза радиоактивного облучения за счет выбросов АЭС в 5-40 раз меньше дозы за счет выбросов ТЭЦ аналогичной мощности. Выработка электроэнергии на атомных станциях не сопровождается выбросами в атмосферу диоксида углерода и поэтому не усугубляет проблемы, связанные с парниковым эффектом.
Но все основные типы электростанций оказывают значительное негативное воздействие на природу:
ТЭС загрязняют воздух, шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные территории.
Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к заболачиванию земель.
Небезопасными оказались и АЭС.
Как показала чернобыльская катастрофа, ядерные станции могут представлять глобальную угрозу. В случае нарушения нормального режима работы аварии на атомных станциях влекут за собой опасные экологические последствия на обширных территориях, затрагивая огромные массы людей. Воздушные течения и воды распространяют радиоактивные выбросы на территории, весьма удаленные от АЭС. Так, на Чернобыльской АЭС высота выбросов из аварийного блока достигла высоты 1200 метров. Отсюда мощными воздушными течениями радионуклиды распространились на многие тысячи километров. Выпадение радиоактивных продуктов произошло во многих районах западной части Европейской территории СССР, на Кольском полуострове, на Кавказе, радиоактивные дожди выпали в Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Румынии и Финляндии. Облучению за счет радиоактивных продуктов чернобыльской аварии в одной лишь Европейской части СССР подверглось несколько миллионов человек. Геоэкологические следствия аварии на АЭС сохраняют свою остроту в течение очень длительного времени.
Также встает проблема захоронения радиоактивных отходов.
Откройте карту в атласе стр. 26: Участки радиоактивного загрязнения в результате аварии на ЧАЭС; радиоактивное загрязнение: Новая Земля, Оренбург, Челябинская область (захоронение радиоактивных отходов).
А теперь, в память о страшной катастрофе на Чернобыльской АЭС, послушаем литературную постановку: “Чернобыльский след” (опережающее задание)
1. 18 лет назад в Чернобыле произошла страшная техногенная катастрофа. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому “творения рук человеческих”.
2. На земном шаре более трехсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.
3. Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.
Бьет колокол глухой
Чуть слышный, дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу.
Чернобыльцев глаза печальны,
Ребята, не прощайтесь, не хочу!
4. Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало – они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 15 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 25 тыс. человек!
5. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.
6. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми остались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брянской и Ростовской областей.
Таким образом, развитие ядерной энергетики ставит перед человечеством качественно новые экологические задачи:
-применять новые технологии при строительстве АЭС;
-необходимо вкладывать деньги в разработку новых, более безопасных атомных реакторов;
-применять новые методы захоронения радиоактивных отходов.
И предотвращение быстро надвигающегося эколого-экономического кризиса возможно лишь при переходе к широкому прямому использованию нетрадиционных источников энергии – энергии ветра, приливов, Солнца и внутренней энергии Земли. Однако сейчас действуют всего одна ПЭС: на Кольском полуострове – Кислогубская и две геотермальные на Камчатке – Паужетская, Мутнинская.
3. Закрепление по теме: “Электроэнергетика”
В качестве закрепления темы “Электроэнергетика” выполним письменную работу.
1. Какие задачи решает электроэнергетика?
2. Какое место в мире занимает Россия по выработке электроэнергии?
3. Заполни схему.
Типы электростанцийЭлектростанции
Традиционные Нетрадиционные
4. В чем отличие ТЭЦ от ТЭС?
5. Какие районы России наиболее перспективны для строительства ГЭС?
6. Где и почему целесообразно строить АЭС?
7. Укажи, к какому типу относятся указанные электростанции.
Саянская
Балаковская А. Тепловые электростанции
Костромская Б. Гидроэлектростанции
Братская В. Атомные электростанции
Ленинградская
Красноярская
РефтинскаяКурская
СургутскаяУсть-Илимская
8. Что называется Единой энергетической системой России?
9. В чем преимущества ЕЭС?
Домашнее задание $23
Урок-конференция на тему:
"Лес и окружающая среда", 8-й класс
Цели и задачи:
1. ознакомить с понятиями “лесные ресурсы”, “лесодефицитные районы”; классификацией природных ресурсов по признаку исчерпаемости,
2. определить значение лесов в природе и жизни человека,
3. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире, формировать экологическую культуру,
4. воспитывать эстетического восприятия географических объектов.
Оборудование: Физическая карта России, выставка репродукций “Леса учат человека понимать прекрасное”, презентации, магнитофон, аудиозапись “Звуки леса”
1.Организационный момент.
Мы с вами изучаем природу России: географическое положение, рельеф и недра, климат, воды, почвы - особое биокосное образование, занимающее промежуточное положение между живой и неживой природой. Сегодня приступаем к изучению живой природы: растительного и животного мира.
Растения регулируют природные процессы, поддерживают сложившееся природное равновесие. Без растений невозможна не только деятельность, но и само существование человека. Большую территорию России занимают леса. Наша задача - определить роль лесов в жизни человека и природы, выявить проблемы, грозящие лесам, влияние человека, определить пути взаимоотношений с лесом как частью природы.
Наш урок пройдет в форме конференции.
План работы:
-заслушивание выступлений представителей науки и хозяйства,
-выявление проблем, грозящих лесам,
-определение путей решения проблем
Заслушивание выступлений: (опережающие задания)
Зообиолог:
Лес – кладовая грибов и ягод, плодов и орехов, лекарственных растений и других даров. “В лесу жить – голода не видать” - гласит русская народная пословица.
В среднем с одного гектара леса можно собрать:
Кедровых орехов – до 500 кг,
Грибов – 150 – 250 кг,
Брусники и черники – 600 кг,
Березового сока – до 30 т
С одного взрослого дерева липы пчелы собирают до 70 кг меда.
В России заготавливается около 600 видов лекарственных растений, из них 1/3 – лесные растения. В Хакасии – около 300 видов растений, из них наиболее ценные – золотой и маралий корень.
В лесу живут ценные промысловые животные: лось, косуля, лисица, белка, соболь; много ценных лесных птиц: рябчик, глухарь, тетерев, куропатка и др.В республике Хакасия только за один сезон без ущерба для природы можно добыть: 400 маралов, 120 лосей, 800 косуль, 530 лисиц, 20 000 зайцев, около 70 000 особей дичи.
Строитель:
Основным продуктом леса является древесина. Древесина – универсальный материал. Несмотря на то, что в последнее время для строительства широко используются бетон, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Только на постройку 100 – квартирного кирпичного дома уходит эшелон древесины. Очень много древесины идет на строительство железнодорожных вагонов, изготовление шпал, на опоры для линий связи и электропередач, в судостроительной и горнодобывающей промышленности – для укрепления сводов шахтных тоннелей.
Дома, построенные из дерева, являются наиболее экологически чистым жильем. Отходы лесопереработки в виде щепы используют для изготовления древесных плит и как наполнители для строительных блоков
Агроном:
Леса выполняют важную почвозащитную роль. Массовая вырубка лесов в средней полосе России привела к развитию эрозии почв. Самым эффективным средством борьбы с эрозией является полезащитное лесоразведение. Лесополосы сохраняют от губительных суховеев и пыльных бурь, накапливают влагу в почве и приземном слое воздуха. Полезащитные лесные полосы повышают урожай:
- зерновых - на 20 -30 %,
- овощных и бахчевых культур - на 50 -70 %, - кормовых трав - на 100 – 200 %
Благодаря большой водопроницаемости лесной почвы лес уменьшает и предотвращает наводнения рек и резкое обмеление их летом.
В лесу заготавливают корма для скота, используют для выпаса скота.
Химик:
Не только древесина, но и кора, хвоя, ветви, пни и корни служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Из них получают такие ценные продукты, как: скипидар, канифоль, деготь, аспирин, уксусную кислоту, спирты, камфору, лекарственные вещества.До 40 % всей древесины используется для производства бумаги и картона.
Из лесных отходов изготавливают кормовые дрожжи и хвойно – витаминную муку, которые используют в сельском хозяйстве. Кормовые дрожжи, спирт производят и у нас в Хакасии на Усть – Абаканском гидролизном заводе.
Медик:
Микроклимат леса является очень благоприятным для отдыха и восстановления здоровья человека. В лесу воздух чистый – без пыли и вредных газов. В лесном воздухе содержится в 300 раз меньше бактерий, чем в городском. Причина этого – фитонциды - активные летучие вещества, которые выделяются листьями и цветами растений и убивают болезнетворные микробы и бактерии. Достаточно несколько грамм фитонцидов, чтобы обеззаразить сотни кубометров воздуха. Вокруг городов, между промышленными зонами и жилыми кварталами создаются зеленые санитарно – защитные зоны. Сильнейшие фитоцидные растения – черемуха и можжевельник. Но наиболее полезен воздух в сосновом лесу, где и хвоя, и сами деревья вырабатывают ароматические летучие вещества, излечивающие многие тяжелые болезни. Пребывание человека в лесу благотворно действует на людей с нервными, сердечнососудистыми и другими заболеваниями. Кроме того, в лесу произрастает большое количество лекарственных трав и растений.
Учитель: Ценны не только сырье и продукты, которые дает лес. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо общаться с лесом. Лес является источником различных “полезностей”: красота, запахи, звуки леса всегда привлекали человека, давали ему комфорт и удовлетворение. Недаром многие художники часто изображали лесные пейзажи на своих полотнах: И.Шишкин, В.Васнецов, И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов.
Демонстрация выставки репродукций картин
Эпиграф к выставке: “Леса учат человека понимать прекрасное” (А.П.Чехов)
-А вы любите бывать в лесу? Почему?
-Мы сейчас представим на минуту, что мы в лесу.
(Прослушивание аудиозаписи “Звуки леса”)
-Какие чувства вы испытали? Вам было хорошо?
-Наверное, все согласны со словами А.П.Чехова: “Леса учат человека понимать прекрасное”
Выявление проблем.
Учитель: Мы установили, что лес играет большую роль в жизни человека. Как же человек использует эти природные богатства?
(Демонстрация слайдов “Лесозаготовка”, “Сплав леса по реке”, “Лесные пожары”)
-Бережно человек относится к лесным богатствам?
На территории нашей страны есть районы, богатые лесом – лесоизбыточные районы, но есть и лесодефицитные районы (работа с физической картой России)
Все природные богатства – ресурсы - можно разделить на группы:
(Работа со схемой: “Классификация природных ресурсов”)Лесные ресурсы относят к числу возобновимых, однако площади лесов и запасы древесины в них небесконечны, имеют свои пределы, поэтому лесные ресурсы считаются исчерпаемыми.
Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача – сделать его неисчерпаемым
Выработка программы действий.
Учитель: Что мы с вами можем для этого сделать? Ваши предложения.
Примерные предложения:
- не рубить деревья
- садить деревья дома, в школьном парке, вдоль карьера…
- контролировать сбор березового сока
- бороться с “палами” в весеннее время
- соблюдать правила поведения во время отдыха в лесу и т.п.)
Домашнее задание: п.23, вопросы, новые слова.
Итоги урока
Учитель: Надеюсь, вы научились правильному отношению к природе и ее богатствам, сами будете соблюдать правила природоохранного поведения и будете требовать этого от окружающих. Результаты увидим весной.
Заключение
В средней школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако только география по сравнению с другими учебными предметами рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. В курсе физической географии России получают своё дальнейшее развитие основные направления экологического образование: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды и т. д. Система знаний о рентабельности, рациональности, воспроизводстве в курсе экономической и социальной географии Россия занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, газеты, сочинения на экологическую тему, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов.
Дефицит времени не позволяет подробно и обстоятельно рассматривать экологические аспекты в контексте урока, а, следовательно, мы утрачиваем возможности для полноценного формирования экологической культуры в рамках программы и вынуждены констатировать отрицательные последствия сложившейся ситуации.
Таким образом, взаимодействие экологического и нравственного воспитания является способом формирования человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.
Литература
Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. – Мн., Беларусь, 2003.
Кудрявцев В.Н. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности //География в школе.- 2002.№ 3.- с. 42.
Кучер Т.В. «Экологическое образование учащихся в обучении географии». Москва, Просвещение,1990г.
Методика обучения географии в школе: Под ред. К. М. Панчешниковой - Москва, Просвещение,1997г.
Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Мн., Асар, 2002.
Родзевич, Н. Н. Методы и формы экологизации географического образования//География в школе.-1994.- № 3. – с. 54.
Савенок А.Ф., Савенок Е.И. Основы экологии и рационального природопользования. – Мн., Сэр-Вит, 2004.
Тест «Экологические проблемы»
1. Главным виновником химического загрязнения воды является:
1) водная эрозия;
2) ветровая эрозия;
3) человек;
4) гниение растений. Верно – 3.
2. Причиной обмеления малых рек является:
1) севообороты;
2) глубокая вспашка;
3) вырубка лесов;
4) строительство дорог. Верно – 3.
3. Научно-технический прогресс:
1) должен развиваться с учетом законов природы;
2) должен устанавливать новые законы развития природы;
3) не должен учитывать законы природы;
4) развивается вне зависимости от развития природы.Верно – 1.
4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
1) тепловые электростанции;
2) предприятия нефтехимии;
3) предприятия строительных материалов;
4) автотранспорт.Верно – 4.
5. Экологически чистые источники энергии:
1) тепловые электростанции;
2) дизельные двигатели;
3) атомные электростанции;
4) солнечные батареи.Верно – 4.
6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:
1) атомной;
2) нефтедобывающей;
3) химической;
4) металлургической.Верно – 1.
7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:
1) угарный газ;2) фреон;
3) углекислый газ;4) сернистый газ.Верно – 2.
8. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:
1) угарного газа;2) углекислого газа;
3) сернистого газа;4) аэрозолей.Верно – 3.
9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:
1) углекислого газа;2) сернистого газа;
3) фреона;4) аэрозолей.Верно – 1.
10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:
1) световой энергии;2) кислорода;
3) углекислого газа;4) солености.Верно – 2.