Статья Экологическое воспитание учащихсяся на уроках и во внеклассной работе по географии
Девиз: Ни чего на свете лучше нету, чем беречь, друзей, свою планету.
Экологическое воспитание уч – ся на уроках и во внеклассной работе по географии.Сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
На уроках географии уч – ся получают знания о родном крае, а во внеурочное время углубляют и расширяют полученные знания и реализуют их в одном из видов практической деятельности, получают первые навыки исследования, растениеводства, цветоводства, эколога.
Уч – ся могут лично участвовать в выявлении экологических проблем, принимают и реализуют свои решения в отношение окружающей среды. В работе появляется заинтересованность, если ребенок видит значимость своей темы. Например, тема: «Какую воду мы пьём?» снежный покров и его влияние на хозяйственную деятельность и д.р. Теоретические знания, полученные на уроках, применяет в практической деятельности. Опираются на научный результат.
В экологическом воспитании очень важно показать взаимодействие человека с природой. В этом плане нам помогает внеурочная деятельность. Мы используем разные разнообразные методические средства и приемы, например: « Экологическая лаборатория» « За экологию вместе». Работая в такой лаборатории, пробуждает интерес к процессу обучения,расширяют представления об окружающем мире, развивает логическое мышление, моторику внимание, фантазию, способствуют более осмысленному изучению материала на уроках, помогают развивать познавать интерес к предмету. В ходе занятий используют иллюстрации животных, растений, книги о фауне и флоре, аудиозаписи « голоса птиц » мультимедийные проекторы, телевизор.
На уроках и во внеурочной деятельности можно проводить деформированные мини – сочинения.
В конверте мини – сочинение, в котором допущены неточности.
Задание. Необходимо внимательно прочитать и исправить ошибки, которые заметили в тексте.
Текст. Изучая на уроках « Природные зоны » мы говорим какое (значение имеет лес…)Показываем роль лесных ресурсов. Цель учителя, показать роль природы в формировании ценностных ориентации обучаю.
Задачи. Содействовать завивающихся органов чувств, идентификации;
Стимулировать воображения. Можно провести виртуальную экскурсию в лес. Можно ( осень, весна, выйти или выехать на природу ). Делим класс на группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
1 группа. 1. Самый, незнакомый или неожиданный приятный «вкусный» запах.
2. Попытайтесь найти лесной секрет или тайну. Попробуйте разгадать её.
2 группа. 1. Самый удивительный, странный мелодичный звук.
2. Попытайтесь услышать лесные разговоры. Попробуйте перевести их на человеческий
язык.
Ход экскурсии.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения.
Какое чувство вы испытали когда зашли в лес?
Может ли лес обойтись без человека? А человек без леса?
О каком лесе можно сказать, что он улыбающийся? Может ли лес быть несчастным, грустным?
Какой лес, по-вашему мнению, можно назвать по – настоящему запущенным? Что в лесу является мусором, а что нет?
Замечали ли вы когда – ни будь, что деревья вокруг вас как будто радуются?
Учитель. Лес – это огромной величины лаборатория, которая вырабатывает источник жизни кислород и впитывает в себя ядовитые газы и пыль. Вспомните, каким бывает воздух в лесу после грозы: он душист, свеж, полон озона. Воздух в 2000 раз чище и здоровее воздуха городов.
В лесу провести коллективную игру « Обними дерево»
Участники окружают дерево и прижимаются к нему, мысленно стараются поднять дерево.
- у кого больше сил, у нас или дерева?
- откуда оно берет эти силы?
-закройте глаза и погладьте кору, понюхайте дерево.
- прижавшись к дереву ухом можно услышать его сокровенную тайну.?
Дети обмениваются мнениями, что каждому из них рассказало дерево.
Учитель. После экскурсии – ведёт беседу.
Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в лес?
Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в лес?
Вывод. Такая экскурсия позволяет увидеть и определить отношение уч – ся к природе, знают ли они породы леса, как себя нужно вести в лесу, почему нельзя в лесу включать громко музыку. Экскурсия развивает чувства сострадания и сопереживания к растительному миру, раскрывает творческий и нравственный потенциал ребенка. Можно дать домашнее задание написать, правила поведения в лесу и правила поведения в природе.
Такая тема как: вода – изучается в 5 – 11 классах на уроках географии.
Учитель знакомит уч – ся со свойствами воды, её значение на земле.
«Вода в жизни всего живого»
Идет погружение в тему через загадку.
Очень добродушная, я мягкая, послушная.
Но когда захочу, даже камень источу. ( Вода )
Много ли воды на земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то кажется, что он весь одинакового цвета – голубой. А всё потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Вода занимаем ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду: и в воздухе и в паре, в облаках, тучах и т.д.
Вода есть и под землей ( родники ).
Огромные скопления льда, находятся у Северного и Южного полюсов. Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений (сжали лист, он влажный) сок в плодах ( арбуз, апельсин, лимон ).
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90% состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Вода регулирует температуру нашего тела. Человеку в сутки требуется более 2 – ух л. воды. Воду пьют поля и леса, животные, птицы. Вода не только «поит», но и кормит – по морям и океанам плывут рыболовные суда. Вода «добывает» электрический ток «работая» на электростанциях.
Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетона для стройки, ни сделать, ни бумаг, ни ткани для одежды, не резины, ни конфет – ни чего не сделать без воды.
Сделаем вывод: Свойства воды.
Какого цвета вода – прозрачная.
Вода не имеет - запаха.
Вода является растворителем.
Вода течет ( свойство – текучесть )
Проводим физ - минутку.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трём,
Моем шею, моем уши,
После вытремся по суше.
Воспитываем чувство бережного отношения к воде.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такаяугроза существует. Привести пример загрязнения воды.
« Тайны воды »
Исчезли в маленькой речушки раки ( их раньше было много ), значит вода стала загрязненной ( отходы, мусор ), а это нарушение закона об охране природы.
Юные исследователи природы ведут фенологические наблюдения за дикорастущими ягодниками.
( черникой, клубникой, брусникой, земляникой ) и занимаются оценкой урожайности шишек сосны и кедра. Как говорят сами ребята « нас интересует не только количественная оценка плодоношения ягодников, сосны и кедра , но и влияние экологии на сезонное развитие растений и величину урожая». Юные фенологи о своей работе рассказывают на уроках.
Для повышения интеллекта, любознательности проводим Викторины по Экологии:
Как считаете, зебра – это белое животное с черными полосами или черное с белыми? ( белое с черными полосами.)
Кто видит, ушами? ( летучая мышь )
Кто слышит, ногами? (кузнечик )
Кто пьет, ногами? (лягушка)
Есть ли у комаров зубы ? ( есть и не мало )
Какая рыба носит имя человека ? ( карп )
Кто зимой голоден, а летом сыт? ( волк )
Какая трава самая высокая? (бамбук)
Растет ли дерево зимой? (нет)
Назовите самое быстрое животное? (гепард)
Что делает зимой еж? (спит)
Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (акула)
Вывод: В современной фауне насчитывается 20 т видов рыб и рыбообразных.
В ходе беседы выясняем – у всех рыб чешуя одинаковая?
- есть ли у рыбы шея?
- где и как проводят рыбы зиму?
- сколько пищи съедает рыба в день?
- кто является врагом рыб?
Такие беседы дают возможность работать с энциклопедией, познавать рыб.
Какие экологические ситуации приводят к гибели рыб?
Такая форма работы как экологический КВН, заставляет думать, проявлять смекалку и находчивость.
Приветствие ( название команды, девиз )
Разминка – викторина ( по 10 вопросов )
Конкурс капитанов.
Подведение итогов игры, награждение.
Перечисленные методы работы, позволяют углубить у школьников экологические знания, развивают у них практические умения по изучению и охране природы. Проводить исследования вести фенологические наблюдения за состоянием окружающей среды.
Как помочь природе своими силами уч – ся составляют правила поведения в природе.
Учитель помогает школьнику сформировать эстетическое восприятие к окружающей природе, усваивать и углублять экологические знания, вести активный образ жизни по сохранению природы.
Продолжать экологическое образование комплексно формировать ответственное отношение к природе.
Учитель должен показать, и опираться на меж предметные знания. (биология, история, литература, физика и.т.д)
Полученные знания помогут уч – ся для решения реальных жизненных проблем.
В своей работе мы показываем, зависимость каждого человека от природы. Такой личностно – направленный подход помогает осознать всю глубину и сложность проблемы взаимодействия природы и общества.