Статья по географии на тему:Экологическое воспитание современных школьников через уроки географии

Экологическое воспитание современных школьников через уроки географии.

На 31 октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд. человек. Согласно данным ученых, численность населения Земли продолжает стремительно расти. В результате возрастает поток природных ресурсов потребляемых человечеством и обратный поток продуктов жизнедеятельности людей в окружающую среду. В связи с этой тенденцией с каждым годом все острее возникают экологические проблемы. В данных условиях задачей школы становится формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности. Граждане будущего должны принимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентироваться на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
В обществе назрела ситуация, когда экология стала не просто одной из многих областей наук и деятельности человека, а принципиально новым подходом ко всему развитию человечества в области экономики, политики, культуры и образования. Экологическое образование неотрывно от экологического воспитания. Экологическое воспитание - это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой.
Изучение географии тесно связано с экологическим воспитанием учащихся. Ознакомление с экологией начинается с начальных классов, где на уроках окружающего мира и природоведения на доступном детям уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных взаимосвязей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Уделяя внимание экологическим взаимосвязям, учитель повышает интерес учащихся к предмету. Занимательные факты, загадки, пословицы, конкретные примеры окружающей экологической действительности помогает удержать интерес учащихся к изучаемому предмету и в среднем звене. Если при изучении географического материала раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это также способствует развитию интереса. Немаловажно при этом опираться на местный материал о состоянии окружающей среды региона, республики, района, населенного пункта, улицы.
Экологический компонент образования школьников вписывается в учебный материал курса географии всех лет обучения.
Класс
Темы географии

6 класс
«Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера».

7 класс
«Материки и океаны», «Взаимодействие природы и общества»

8 класс
«Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Природно-хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы»

9 класс
«Главные отрасти и межотраслевые комплексы», «Экономические районы России»

10-11 класс
«География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды», «География отраслей мирового хозяйства», «Региональная характеристика мира», «Глобальные проблемы человечества».


Экологическое образование, получаемое через систематическое информирование как на уроках географии, так и на других школьных предметах, является основой для экологической воспитанности школьников. Экологическое воспитание следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Ребенок должен не только понимать необходимость заботливого отношения к природе, но и проявлять активное бережное отношение к объектам природы.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за культурными растениями, домашними животными. Данный вид деятельности у детей сельской местности закладывается с раннего детства. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль.
Подростковый и юношеский возрастные периоды выдвигают на первый план этические проблемы, однако при этом процесс экологического воспитания отнюдь не прекращается, он играет важную роль в формировании современной цивилизованной личности.
В экологическом воспитании старшеклассников проблема взаимодействия человека с природой актуализируется более высоким уровнем овладения воспитанниками культурным наследием человеческой цивилизации. Значительная широта кругозора старшего школьника, глубина его научных знаний об окружающем мире и человеке способствуют осмыслению своих возможностей и своего места в жизни, формированию убеждений, увеличивают разнообразие мотивов деятельности и поведения. Отношение к природе в этот период приобретает прагматический характер.
Развитие экологического сознания и экологической культуры, формирование навыков природоохранной деятельности в старших классах должно органично вписываться в систему нравственного воспитания старшеклассников, становясь неотъемлемой частью системы ценностных отношений выпускника школы.
Необходимо добиваться, в том числе и на личном примере, того, чтобы дети не только обладали экологическими знаниями и умениями, но и чтобы у них было сформировано единства сознания и поведения, гармоничного с природой.

Список литературы:
1. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, № 12.
2. Валиева И.А. Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе по географии на основе традиций и обычаев народов Дагестана : диссертация кандидата педагогических наук: Махачкала, 2001 158 c.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. – М: Просвещение, 1983.
5. Сидоров С.В. Экологическое воспитание старшеклассников как система формирования ценностных отношений личности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/materialy_moikh_pechatnykh_publikacij/opublikovannoe/