Программа факультативного курса по русскому языку Трудные случаи пунктуации и орфографии ( 9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Ломоносова »
Утверждаю
___________________________
Директор МБОУ СОШ №1
____________20 г. Согласовано
______________________________
Зам. директора по УВР
______________20 г. Рассмотрено на заседании МО,
Протокол № _______________
От ____________20 г.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса
« Трудные случаи пунктуации и орфографии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Черешко Светлана Вячеславовна
2014 г
Пояснительная записка
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем факультативного курса – 33 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса учащиеся должны знать
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Учебно-тематический план
№ Раздел программы Количество
часов
1 Правописание гласных и согласных корня. 4
2 Правописание приставок. 2
3 Правописание глагола, причастий, деепричастий 4
4 Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов. 6
5 Правописание н и нн в различных частях речи. 4
6 Правописание не с разными частями речи. 5
7 Правописание служебных частей речи. 2
8 Пунктуация в простых и сложных предложениях. 5
9 Итоговая тестовая работа. 1
Итого 33
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
дата Темы занятий Кол-во часов Планируемые действия Форма контроля
Правописание гласных и согласных корня 4 1 Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. 1 Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют
правильное написание путём подбора однокоренных слов. Объяснительный
диктант
2 Правописание чередующихся гласных в корне слова. 1 Правильно пишут
слова с
чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. Распределительный диктант
3 Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. 1 Определяют написание согласных и безошибочно пишут их. Выборочный диктант
4 О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. 1 Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются Тематический тест
Правописание приставок 2 5 Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. 1 Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. Самодиктант
6 Приставки пре-/при-. 1 Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-. Распределительный диктант
Правописание глагола, причастий и деепричастий 4 7 Правописание личных окончаний глагола. Употребление мягкого знака в глагольных формах. 1 Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило Объяснительный диктант Осложненное списывание
8 Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. 1 Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола
Работа по карточке
9 Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. 1 Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.
Самодиктант
10 Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида 1 Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. Применяют правила написания гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида. Тематическая тестовая работа
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов 6 11 Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. 1 Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. Работа по карточке.
12 Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
1 Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме. Объяснительный диктант
13 Слитные и раздельные написания имён числительных. 1 Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. Трансформационный диктант
14 Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. 1 Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму Распределительный диктант
15 Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. 1 Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. Выборочный диктант
16 Дефисное написание наречий. 1 Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. Тематический тест
Правописание н и нн в различных частях речи 4 17 Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных. 1 Безошибочно определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах полных отыменных прилагательных Выборочный диктант
18 Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. 1 Правильно пишут
слова с
н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». Объяснительный диктант
29 Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. 1 Определяют условия выбора одной и двух н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. Работа по карточке
20 Употребление н и нн в именах существительных. 1 Указывают условия выбора одной и двух н в суффиксах имен существительных. Самостоятельная проверочная работа
Правописание не с разными частями речи 5 21 Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не. 1 Применяют правила слитного написания не со словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах. Объяснительный
диктант
22 Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 1 Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Распределительный диктант
23 Написание не с именами существительными, прилагательными. 1 Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. Выборочный диктант
24 Написание не с причастиями. 1 Применяют правила написания не с причастиями на практике,
приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме. Самодиктант
25 Не с наречиями. 1 Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании. Тематический тест
Правописание служебных частей речи 2 26 Правописание предлогов. 1 Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их. Тестовая работа
27 Правописание союзов. 1 Опознают союзы и безошибочно пишут их. Тестовая работа
Пунктуация в простых и сложных предложениях 5 28 Пунктуация в предложениях с обращениями. 1 Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. Выборочный диктант
29 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
1 Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. Объяснительный диктант
30 Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 1 Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. Тестовая работа
31 Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. 1 Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия Работа по карточке
32 Пунктуация в сложных предложениях. 1 Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). Самостоятельная проверочная работа
33 Итоговая тестовая работа по курсу: «Трудные случаи пунктуации и орфографии» 1 Содержание программы
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. Ы, и после ц.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок
Приставки с традиционным написанием, про-/пра-. Приставки пре-/при-, Ы/ И после приставок.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
Орфограммы в глаголе
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени –л-.
Правописание гласных е и и в переходных и непереходных глаголах.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание причастий и деепричастий
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание гласных перед суффиксом деепричастия совершенного вида.
Правописание не с разными частями речи
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
Средства контроля
№ п.п. Тема Форма контроля
Итоговая работа по курсу: «Трудные случаи пунктуации и орфографии» Тест
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. М., 1982.
Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Литература для учащихся
Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 58 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 78 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.
Итоговая тестовая работа
Вариант 1.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.
1. наб…рать номер телефона2. зап…реть дверь на замок3. усм…рить буйного4. прот…реть через тёрку5. кл…новый лист6. св… той источник
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.1. стоять на пер…оне2. срочная телеграм…а3. гал…ерея образов4. идти по кор…идору5. водные рес…урсы6. пятибал…ная система оценивания
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь3. не..правданный, п..становка, под..зрение4. без..сходный, под..грать, по..грать
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;
2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);
3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция
4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Быль за сказкой не угон..тся.
2. Друга за деньги не куп..шь.
3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.
4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Отча..ться
2. засе..но
3. вывал..вшийся
4. упорядоч..нный
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.
1) 123 2) 2 3) 12 4) 23
Вариант 2.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.1. непром…каемый плащ2. лучший пл…вец3. не к…саться этой проблемы4. раск…чать лодку5. бой гл…диаторов6. б…льной человек
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стать первокурс…ником2. военный кор…еспондент3. тихая ал…ея4. выйти на тер…асу5. дрож…евое тесто6. прес…ная вода
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;
2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же);
3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;
4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Язык – стяг, дружину вод..т.
2. Хорошее дело само свет..тся.
3. Родительское слово мимо не молв..тся.
4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Наве..ть
2. раскле..нный
3. наде..вшийся
4. послыш..лся
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.
1) 124 2) 23 3) 4 4) 24