Спецкурс Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением математики» г. Оренбурга
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
Руководитель МО
____________ И.Н.Чердинцева
Протокол №___
от «___» _______2016 г.
Заместитель директора по УВР
_______________ О.В.Макарова
« _____»_________2016г
Директор МОБУ «СОШ №72 с углубленным изучением математики»
____________О.Ю.Белка
Приказ №____
от «____» _________2016 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Трудные вопросы орфографии и пунктуации.
Класс 9Г
Учитель Кулик Елена Борисовна
Срок реализации программы, учебный год 2016 – 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час.
Рабочую программу составила ------------------Кулик Е.Б.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Рабочая программа по спецкурсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в 9 классе составлена на основе:
№ п/п Нормативные документы
1. «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку». Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
3. Образовательная программа МОБУ «СОШ №72 с углубленным изучением математики»
На данный предмет в 9 классе выделен 1 час в неделю (всего 34 часов) из школьного компонента учебного плана.
Программа ориентирована на использование дополнительной литературы:
Панов М.В. «Занимательная орфография и пунктуация»; Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для учащихся 9 класса , М., 2008г. Л.И.Мальцева Тематические тесты по программе М.М.Разумовской - М.,2014г.
Современное состояние гуманитарного образования в Российской Федерации, перспективы его обновления ставят задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества, в решении которой особая роль принадлежит русскому языку как учебному предмету.
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффективным и интересным; как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как преодолеть перегрузки учеников; как научить любить художественную литературу, понимать слово, средствами языка облагородить личность, одухотворить её; как научить налаживать межличностные контакты в семье, школе, среде друзей, оппонентов.
Решить эти вопросы призвано дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика с психолого-педагогической точки зрения, с практической точки зрения - на обучение ребенка принимать решения, развитие навыков общения и сотрудничества, укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.
Противоречия, существующие между традиционно сложившейся в школе системой обучения русскому языку и необходимостью изменять содержание и методы обучения, определили выбор данного курса.
Цель курса – формирование относительной орфографической и пунктационной грамотности обучающихся, что предполагает сознательное усвоение морфологических знаний и применение на их основе орфографических правил.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
способствовать более успешному освоению школьной программы по русскому языку;
развивать познавательную активность учащихся;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры обучающихся;
прививать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к русскому языку.
Задачи: систематизировать, укрепить, развить и расширить орфографические знания; привить представление о жизненной важности соблюдения норм правописания в письменной речи;
дать учащимся обобщающий способ действия, сформировать определенное (в согласии с наукой) «направление мышления», синтезирующее частные случаи проявления действующей закономерности;
устранить причины ошибок, а количество ошибок свести к уровню положительных результатов.
В основе отборе содержания материала лежат дидактические методы:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Реализация данной программы предусматривает использование технологии личностно–ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической работы с учащимися.
Основными организационными формами вовлечения обучающихся в учебную деятельность являются:
работа под руководством учителя ;самостоятельная работа; работа в группах;индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
выделять грамматические основы простых и сложных предложений;
выполнять синтаксический разбор предложений;
определять причастные и деепричастные обороты.
использовать причастные и деепричастные обороты в устной и письменной речи%;
правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления;
уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте;
использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания и стиля высказывания
Инструментарий для оценивания результатов:
практическое выполнение упражнений;
практикумы;
аргументированный устный ответ;
составление дидактического материала.
Работа ведется с тремя сформированными группами(сильной, средней и слабой).
— постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех
групп, необходимо подчеркивать роль работы каждого варианта (микрогруппы) в решении общепознавательной задачи;
— преподаватель обязан внимательно следить за ростом учащихся, заметить любое продвижение в интеллектуальном развитии, своевременно переводить их из одной группы в другую;
— не борьба с перегрузкой путём уменьшения научной информации, её максимального упрощения, а лучшая организация труда учащихся с учетом их способностей.
Планируемые результаты
Освоение учебного предмета.
В результате изучения курса «Трудные вопросы орфографии» в 9 классе ученик должен
Знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Уметь:- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Виды деятельности, направленные на достижение результата.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ИКТ-компетентность
Используются составляющие ИК-компетентности :
Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.
Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.
Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.
Инструмент оценки ИКТ-компетентности: объекты измерения, рамка и спецификация теста, метод наблюдаемых доказательств, примеры тестовых заданий, обработка и анализ результатов, процедура проведения тестирования
Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.
Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, полезности информации и источников ее получения.
Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.
Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории. Практическая реализация (бумажный вариант)
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта. На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
структурировать текст,
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), уметь переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
Работа с текстом: оценка информации
откликаться на содержание текста: находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тематическое распределение количества часов
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1. Трудные вопросы орфографии
15
2. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации
19
1.1Содержание программы спецкурса
Трудные вопросы орфографии(15 часов)
Введение. Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии.
Правописание гласных в корне. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.
Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. Правописание корней с чередованием
Правописание приставок. Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ- Правописание –з-/-с- на конце приставок. Условия выбора гласной в приставке пре-/при-. Отличие приставки от части корня.
Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Гласные -Е,-И в окончаниях существительных и глаголов.
Правописание Н и НН в словах разных частей речи
НЕ с различными частями речи. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ.
Правописание согласных. Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем.
Правописание наречий .Слитное, дефисное, раздельное написание наречий.
Употребление Ьв словах разных частей речи.
Правописание производных предлогов. Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.
Ударение в словах. Вариативность ударения.
Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации (19 часов)
Типы связи в словосочетании и предложении. Сочинительные и подчинительные словосочетания. Согласование, управление, примыкание.
Способы выражения подлежащего, типы сказуемого.
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Односоставные и неполные предложения.
Предложение с ОЧП.
Обособление определений. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств.
Уточняющие члены предложения.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.
Сложные синтаксические конструкции.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.
Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Межпредметные связи.
Учебный предмет «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. Таким образом, в процессе изучения русского языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами, такими как литература, история, география, музыка, изобразительное искусство и т.д.
Ключевые темы в их взаимосвязи и преемственности.
Материал школьного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» по классам располагается следующим способом: в 5-7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» изучаются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению – в 5,6 и 9 классах.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируюется. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала. Школьная программа по русскому языку в 9 классе предусматривает подробное изучение синтаксиса и пунктуации. Сначала рассматриваются основные виды словосочетаний и простые предложения. Далее рассматриваются главные и второстепенные члены предложения. После изучаются односоставные предложения, а также осложненные предложения. Затем подробно изучается построение сложного предложения.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№урока Дата по плану Дата по факту Раздел. Тема Основные виды учебной деятельности
1. 2.09 Вводное занятие. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Работа с этимологическим словарем. Группировка материала для этимологического анализа.
2. 9.09 Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Ознакомление с особенностями правописания и употребления в речи слов с иноязычными приставками.
3. 16.09 Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Ознакомление с особенностями правописания и употребления в речи слов с иноязычными приставками.
4. 23.09 Написание глаголов с приставкой
недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .
Орфографический анализ текста. Сравнение значения правописания отдельных частей слова.
5. 1.10 Написание глаголов с приставкой
недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .
Орфографический анализ текста. Сравнение значения правописания отдельных частей слова.
6. 8.10 Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Анализ текста с определением частей речи.
7. 15.10 Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Анализ текста с определением частей речи.
8. 21.10 -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Анализ ошибок, связанных с употреблением –Н- -НН- в суффиксах данных частей речи.
9. 28.10 -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Анализ ошибок, связанных с употреблением –Н- -НН- в суффиксах данных частей речи.
10. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Уметь определять принцип написания отдельных частей речи через дефис.
11. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Уметь определять принцип написания отдельных частей речи через дефис.
12. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый. Орфографический анализ текста. Выявление и исправление орфографических ошибок.
13. Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый. Орфографический анализ текста. Выявление и исправление орфографических ошибок.
14. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе Рассмотреть употребление слов с дефисным написанием и употреблением тире в научной и художественной речи.
15. Дефис и тире в орфографии и синтаксисе Рассмотреть употребление слов с дефисным написанием и употреблением тире в научной и художественной речи.
16. Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Предложение с ОЧП. Пунктуационный анализ текстов.
17. Обособление определений. Обособление приложений Пунктуационный анализ текстов.
18. Обособление обстоятельств.
Пунктуационный анализ текстов.
19. Уточняющие члены предложения.
Пунктуационный анализ текстов.
20. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них.
. Пунктуационный анализ текстов.
21. Структура сложносочиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
22. Структура сложносочиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
23. Структура сложносочиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
24. Структура сложносочиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
25. Структура сложноподчиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
26. Структура сложноподчиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
27. Структура сложноподчиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
28. Структура сложноподчиненных предложений и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
29. Структура сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
30. Структура сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
31. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.
Пунктуационный анализ текстов.
32. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.
Пунктуационный анализ текстов.
33. Структура сложных предложений с разными видами связи и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
34. Структура сложных предложений с разными видами связи и знаки препинания в них Пунктуационный анализ текстов.
Методические материалы
1.Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. - М., 2001.
2. Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. -М., 1993.
З.Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник " Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. - М, 1998.
4.Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.
5. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
6. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов, 2004.
7. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. - Ростов-на-Дону, 2004.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. -М.:Дрофа,1994.