«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»


Календарно-тематическое планирование
                   
 
№ п/п 
Темы занятий  
Кол-во часов  
Планируемые действия  
Форма контроля Дата
проведения
по
плану по
факту
Правописание гласных и согласных корня ( 4 часа)
1 Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. 1 Учащиеся  опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно,  определяют
правильное написание путём подбора однокоренных слов. Объяснительный
диктант    
2 Правописание чередующихся гласных в корне слова. 1 Правильно пишут
слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. Распределительный диктант    
3 Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. 1 Определяют написание согласных и безошибочно пишут их. Выборочный диктант    
4 О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.1 Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются Тематический тест    
Правописание приставок ( 2 часа)
5 Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. 1 Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. Самодиктант   
6 Приставки пре-/при-. 1 Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.Распределительный диктант    
Правописание форм глагола  (5часов)
7 Правописание личных окончаний глагола. 1 Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. Объяснительный диктант    
8 Употребление мягкого знака в глагольных формах. 1 Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило. Осложненное списывание.    
9 Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. 1 Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола Работа по карточке    
10 Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. 1 Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. Самодиктант   
11 Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. 1 Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. Тематическая тестовая работа    
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов  ( 6 часов )
12 Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. 1 Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. Работа по карточке.    
13 Слитные и дефисные написания имён прилагательных. 1 Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме. Объяснительный диктант    
14 Слитные и раздельные написания имён числительных. 1 Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. Трансформационный диктант    
15 Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. 1 Применяют  правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают  примеры  на данную орфограмму Распределительный диктант    
16 Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. 1 Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. Выборочный диктант    
17 Дефисное написание наречий. 1 Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. Тематический тест    
 
Правописание Н и НН в различных частях речи (4 часа)
 
18 Употребление н инн в полных формах отыменных имён прилагательных. 1 Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух нв суффиксах полных отыменных прилагательных Выборочный  диктант    
19 Употребление н инн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. 1 Правильно пишут
слова сн и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». Объяснительный диктант    
20 Употребление н инн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. 1 Определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. Работа по карточке    
21 Употребление н инн  в именах существительных. 1 Указывают условия выбора одной и двух нв суффиксах имен существительных. Самостоятельная проверочная работа    
Правописание не  с разными частями речи ( 5 часов )
22 Слитное написаниене со словами, не употребляющимися без не. 1 Применяют правила слитного написания  несо словами, не употребляющимися без не на практике,  приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах. Объяснительный
диктант    
23 Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 1 Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими  причастиями. Распределительный диктант    
24 Написание не с именами существительными, прилагательными. 1 Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. Выборочный диктант    
25 Написание не с причастиями. 1 Применяют правила написания не с причастиями на практике,
приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не  на письме. Самодиктант   
26 Не с наречиями. 1 Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с наречиями, применяют данное правило при написании. Тематический тест    
Правописание служебных частей речи ( 2 часа)
27 Правописание предлогов. 1 Определяют написание производных и непроизводных предлогов  и безошибочно пишут их. Тестовая работа    
28 Правописание союзов. 1 Опознают союзы и безошибочно пишут их. Тестовая работа    
Пунктуация в простых и сложных предложениях ( 5 часов)
29 Пунктуация в предложениях с обращениями. 1 Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания при обращениях на практике. Выборочный  диктант    
30 Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. 1 Указывают трудные  случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. Объяснительный диктант    
31 Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. 1 Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. Тестовая работа    
32 Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом. 1 Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия Работа по карточке    
33 Пунктуация в сложных предложениях. 1 Применяют  пунктуационное правило правила постановки  знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). Самостоятельная проверочная работа    
34 Итоговая тестовая работа. 1 Выполняют тестовые задания, применяя  изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач.      
Ресурсное обеспечение программы
I. Литература для учителя.
1.                Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
2.                Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 48 классах / М. Т. Баранов,