Интегрированный урок для 9класса (русский язык – литература – МХК). Тема урока: «Повторение орфографии и пунктуации»


«Какое чудо на холстах…» (слайд №1)
Интегрированный урок для 9класса
(русский язык – литература – МХК).
Тема урока:
«Повторение орфографии и пунктуации».(слайд №2)
Цель урока: познакомить учащихся с полотнами художников, помочь увидеть общее в слове и картине.
Задачи:
•Образовательные: повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
продолжить формирование навыков анализа авторских выразительных средств;
обогащать словарный запас языка;
•Развивающие:
развивать свой интеллект через знакомство с произведениями литературы и искусства, пытаясь увидеть общее в слове и картине; развивать навыки исследовательской работы.
•Воспитательные:
Воспитывать любовь к урокам русского языка, к искусству и художественному слову.
Оборудование: распечатанные листы с текстами для исследования языкового материала, стихотворения илимских поэтов, толковые словари, сигнальные карточки «е-и»; «а-о; «н-нн»; мультимедийный проектор, компьютер, презентация с репродукциями картин художников П.П.Рубенса, В.Анри, А.Г.Тышлера, Леонарда да Винчи, портретами илимских поэтов.
Эпиграф к уроку:
Живопись –это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.
Леонардо да Винчи (слайд №3)
Предварительно класс был разделён на 2 группы: 1группа – «Литературоведы», 2 группа – «Искусствоведы».
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, прочитайте эпиграф и запишите его в тетрадь. Как вы понимаете это высказывание известного художника Леонардо да Винчи?
Объясните постановку знака тире в данном предложении. (Тире между подлежащим и сказуемым, оба главных члена предложения выражены именами существительными: живопись – это поэзия, поэзия – это живопись).
Любой человек хоть однажды задавался вопросами: «Что такое красота? Что разные люди понимают под красотой? Зачем нужна людям красота?» Сегодня мы с вами тоже будем открывать красоту в живописи и в поэзии.
2.Работа с текстом №1.(Приложение).
-Прочитайте текст и озаглавьте его.
Понятие красоты возникло с появлением на Земле человека разумного.
Очень интересное определение красоты принадлежит средневековому философу Фоме Аквинскому. По его словам, красивым называется то, что доставляет удовольствие при наблюдении, рассмотрении, разглядывании.
Николай Заболотский заметил, что красота лишь тогда может считаться настоящей, когда она представляет собой единство формы и содержания, а не одну простую оболочку. Мы получаем возможность отличать истинное от ложного.
Многие считают, что красота – это, прежде всего, переживание, эмоция, причём эмоция – положительная – своеобразное чувство удовольствия, Красота – это сюрприз, открытие, радостная неожиданность.
(Ю.Соловьёв)
( «Красота», «Понятие красоты индивидуально»).
- Сколько микротем в данном тексте?(3 микротемы)
-Почему понятие красоты можно считать индивидуальным? (Человек индивидуален, восприятие красоты также индивидуально).
3.Проверка домашнего задания.
-Дома вы должны были выписать из словаря понятие красоты.
-Какое толкование даётся красоте в толковом словаре?
-Прочитайте.
(Определение красоты в толковом словаре С. И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Они объясняют так: 1). Красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2).Красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях. 3). О чём-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск.)Слово учителя.
Как известно, искусство – творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Постигая произведения искусства, человек постигает мир. «Чем более человек развит, тем больше красоты он видит вокруг». Сегодня, проникая в мастерскую поэта и художника, мы попытаемся увидеть общее в слове и картине .Многие стихотворения илимских поэтов посвящены полотнам известных художников. Посмотрите на портреты наших илимских поэтов.(Слайд№4 с портретами Александра Александровича Верёвкина, Георгия Иннокентьевича Замаратского, Александра Дмитриевича Кузнецова).
Каждый по – своему передал красоту полотен мастеров в своих стихотворениях.
4.Сопоставительный анализ стихотворений и картин.
А).Знакомство со стихотворением Г.Замаратского «Рубенс» и картиной П.Рубенса «Камеристка».
-Какой картине посвящено стихотворение?(Картине Рубенса «Камеристка» ).
-Рассмотрите репродукцию картины художника Рубенса «Камеристка». (слайд №5)
-Кто изображён на этой картине?
-Какое впечатление она произвела на вас?
-Какие чувства к картине проявляет поэт Г.Замаратский в своём стихотворении «Рубенс»? (Поэт восхищается полотнами художника: «в его полотнах мощь сияла великолепием борца»; «его полотна излучали неизмеримость красоты»; «кисть его творила такое чудо на холстах»).
Б).Работа с текстом №2 – описанием картины Рубенса «Камеристка».(Приложение)
*Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие запятые.
1).Образ девушки возвышенно ? лиричен овеян поэзией. 2).Ее ясный спокойный взгляд слегка тронутые улыбкой губы выб…вшаяся из прически прядь волос пр…дают портрету интимный характер. 3).Мил…видное девичье лицо обрамле(нн,н)о светлым полукружием белого г…фрирова(нн,н)ого воротника.4). Р…флекс от него усил…вает вп…ч…тление с…яния, как бы излучаемого кожей сотканной из н…жнейших розовых желтоватых и перл…мутровых оттенков. 5).Огромные светло ? зеленые лучистые глаза и з…л..тистые волосы доводят это вп…ч…тление до наивысшего звучания.
(1).Образ девушки возвышенно лиричен, овеян поэзией. 2).Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер. 3).Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. 4).Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей, сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. 5).Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания.)-Проверяем при помощи сигнальных карточек.( «е-и»; «а-о»; «н-нн»)
-Какие необходимо знать правила пунктуации при работе с этим текстом?
(Правила постановки запятой при однородных членах предложения; обособление определений, запятая в СПП).
-Какие возникли затруднения при работе со словами с пропущенной буквой или выбором букв?
В).Знакомство со стихотворением А.Кузнецова «Продавщица цветов» и картиной Валенсы Анри «Продавщица цветов».(Слайд №6)
-Какие эпитеты использует поэт для описания этой картины?(«с улыбкой приветной», «солнечной кистью»).
-Какие ещё тропы использует поэт?(Инверсия: «улыбкой приветной»; сравнение: «Как маленькая оперетта, -сцена признанья в любви»; метафора: «в Неаполе буйствует лето..»)
-С чем сравнивает поэт «сцену признанья в любви»?( С опереттой).
-Что такое оперетта?
(Музыкально-драматическое произведение, в котором пение чередуется с танцами и диалогом.)
Какой синтаксический приём использует поэт в своём стихотворении «Продавщица цветов»?
(Цитата из стихотворения французского поэта Бодлера:«Голубка моя,
Умчимся в края,
Где все, как и ты, - совершенство.
И будем мы там
Делить пополам
И жизнь, и любовь, и блаженство»
Г).Знакомство со стихотворением со стихотворением А.Кузнецова «Статуя девы» и скульптурой.
-Прочитайте текст, произнося правильно числительные.
-Вспомните, как склоняются количественные и порядковые числительные?
(При склонении количественных числительных склоняется каждое слово, а при склонении порядковых – последнее слово.)
Д).Работа с текстом №3.(Приложение)(Слайд №7)
1).Для украшения сада в Италии приобрели свыше 250 мраморных статуй и бюстов. 2).Особую ценность и интерес представляла Венера – античная статуя, случайно найденная в начале 18-го века в Риме при закладке фундамента одного из зданий. 3).Царский доверенный в Италии приобрёл её и собирался вывезти в Петербург. 4).Однако в связи с указом папы Клемента XI вывоз из страны произведений древности был запрещён, и статую у русских конфисковали. 5).Во избежание международного конфуза и неизбежной вспышки царского гнева придумали обменять языческую богиню любви Венеру на мощи католической подвижницы святой Бригитты, захваченную русскими в качестве трофея после взятия Ревеля. 6).Папе Клементу XI сделали предложение, от которого невозможно было отказаться. 7).Взаимовыгодный обмен состоялся, и Венера благополучно прибыла в Петербург. 8).Ныне статуя, известная как "Венера Таврическая", находится в коллекции Эрмитажа.
-Назовите предложение, которое соответствует данной схеме:
[ = ], (от которого = )(№6).
-Дайте характеристику этому предложению.(Предложение сложное, СПП с придаточным определительным).
-Назовите номера предложений, в котором есть обособленные определения.
(№2,№5,№8)
-Какие художественно – изобразительные средства и стилистические фигуры помогают поэту передать описание «Статуи девы»?
(Эпитеты: «стан непокорный», «немые уста», «сентябрь возмужавший», «в поэтическом сне»; метафора: Но как прекрасен твой стан непокорныйв робких объятьях уснувшего дня! обращение: «дева»).Д).Знакомство со стихотворением А.Кузнецова «Неслучайная встреча» и содержанием картины А.Г.Тышлера «Влюблённая пара».
-Какие мысли и чувства владеют лирическим героем, когда он смотрит на картину Тышлера «Влюблённая пара»? (Слайд №8)
(« Мы будто бы вечность с тобою знакомы»; «сейчас я в руках твоих, тёплых и плавных, обрёл яркий свет, что покинул меня»; «теперь мы вдвоём…».)
-Запишите текст под диктовку. Объясните правописание не с разными частями речи.
А.Г. Тышлер - странный, ни на кого не похожий и потому нелегкий для зрителя художник. Его этим много и долго попрекали, мешая работать. Но он оставался самим собою, потому что иным стать не мог и не хотел. Он живописец и график, театральный художник, скульптор и во всех этих видах искусства - на холсте, на бумаге, на сцене - безудержный фантазер и мечтатель, изображающий мир всегда преображенным с помощью своеобразного языка зримых метафор.
Е).Взаимопроверка.
5.Работа в группах.
1группа –«Литературоведы» - сравнительный анализ стихотворений Г.Замаратского «Ни слова о любви» и А.Верёвкина «Улыбка Джоконды».
2 группа – «Искусствоведы» - подготовка информации о картине художника Леонарда да Винчи «Мона Лиза».
А).Сообщение группы «Литературоведы».
Джокондой Леонардо да Винчи не перестают восхищаться все, кто понимает искусство, она притягивает своей необычайной выразительностью:
Как сложна у Джоконды судьба.
Потрясла все века и всегда удивляла.
И преграды столетий с улыбкой прошла,
И лукавые взгляды бросала.
Так выразил своё отношение к картине А.Верёвкин, а Г.Замаратский подмечает следующее:
Образ чудный из строчек встанет
На читателя глянет в упор:
Даже чёрствое сердце ранит Джоконды лукавый взор.
Но никто из поэтов не пропустил лукавого взгляда Джоконды. Поэты выражают это при помощи эпитетов: «лукавые взгляды», «лукавый взор».
Б).Сообщение группы «Искусствоведы».(Слайд №9)
Картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческа дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней». (Грюйе, конец XIX века).
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую ,положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица. Как отмечает искусствовед Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице Моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения; повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую — на предмет своего интереса. В жизни это выражение лица мимолетно — взгляд украдкой длится не более мгновения».
Стоит только добавить, что красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса.
6.Заключительное слово учителя.
Поэзия учит понимать красоту, открывающуюся в слове, в словесных образах. Н.В.Гоголь заметил как-то, что «прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать…» Не каждый может сказать, что живёт в красоте. Для этого её нужно видеть и выразить в слове так, чтобы мы, читатели, могли представить в своём воображении описываемую картину.
Но творческое слово не повторяет жизнь - оно само готово преобразить жизнь человека, оно способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово поэт буквально означает «творец».
Поэзия возвышает человека, делает его лучше. Поэзия – мостик к прекрасному.(Слайд №10)
Итог урока.

Литература:
• Дживелегов А. Леонардо да Винчи Изд. 3-е М., Искусство, 1974.
•artniderland.ru › shedevr/gorn.php
•krugosvet.ru › enc/kultura_i_obrazovanie
•kulturamira.ru›
•Кузнецов А.Д. Палитра любви «В храме муз». Набор открыток. 2009г.
•Замаратский Г.И. Пою Илим. г.Иркутск, 2001г.
•Веревкин А.А. Листопад. г.Железногорск –Илимский, 2004г.
•Кузнецов Д.А. Я слову русскому служил. г.Железногорск – Илимский, 2009г.
«Да святится надеждою земля…».Рассказы и стихи Приилимья. Г.Железногорск-Илимский, 2007г.
http://www.ateney.ru/krasota.htm