Рабочая программа Трудные вопросы орфографии и пунктуации (8 класс)



1. Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предназначена для обучения обучающихся 8 класса. Данная рабочая программа рассчитана на 0,5 учебных часов в неделю, что составляет 17 часов в год.
Программа индивидуально-групповых занятий ориентирована на использование дополнительной литературы: Панов М.В. «Занимательная орфография и пунктуация»; Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для учащихся 8 класса, М., 1996 г.
Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения;2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• способность извлекать информацию из различных источников;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение.
Орфография
Правописание безударных гласных в корне слова. Чередование гласных в корне слова. Правописание гласных О, Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании.
Правописание гласных И, Ы после Ц. Правописание НЕ с различными частями речи.
Н-НН в разных частях речи. Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Практикум. Орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация.
Способы подчинительной связи в словосочетании и предложении. Синтаксис и пунктуация. Способы подчинительной связи в словосочетании и предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Основные виды односоставных предложений. Основные виды односоставных предложений. Выделение запятыми обособленных согласованных определений.
Выделение запятыми обособленных согласованных определений. Знаки препинания при обособленных приложениях. Знаки препинания при обособленных приложениях. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами. Выделение запятыми уточняющих членов предложения. Выделение запятыми уточняющих членов предложения. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Практикум. Пунктуационный анализ текста
Практикум. Пунктуационный анализ текста.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов
1 Орфография 8
2 Синтаксис и пунктуация 8
3 Итоговое занятие 1
4. Тематическое (календарно-тематическое) планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/пТема урока Кол-во часов Универсальные учебные действия (к разделу, к уроку) Основные виды деятельности обучающихся Дата проведения Корректировка
Предметные Метапредметные Личностные Орфография (8 ч)
1 Введение. Правописание безударных гласных в корне слова. 1 Знать способы проверки написания безударных гласных в корне слова; правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне слова Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности Орфографический диктант 2 Чередование гласных в корне слова1 Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов Работа с перфокартами 3 Правописание гласных О, Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Правописание гласных И, Ы после Ц 1 Знать правило написания букв после шипящих и ц; знать слова - исключения;. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарем Стремление к совершенствованию собственной речи Работа с перфокартами 4 Правописание НЕ с различными частями речи 1 Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание приставки не- и частицы не
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова Формирование навыков развернутого анализа Работа с перфокартами 5 Н-НН в разных частях речи 1 Научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности
Объяснительный диктант 6 Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения 1 Знать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; выделять личные окончания глаголов Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило Стремление к речевому совершенствованию; понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений) Объяснительный диктант 7 Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий 1 Научиться составлять и применять алгоритм проверки написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Работа с перфокартами 8 Практикум. Орфографический анализ текста 1 Научиться производить орфографический анализ текста Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе орфографического анализа текста Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Анализ текста Синтаксис и пунктуация (8 + 1)
9 Синтаксис и пунктуация. Способы подчинительной связи в словосочетании и предложении 1 Научиться определять вид связи слов в словосочетании
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Работа с карточками 10 Тире между подлежащим и сказуемым 1 Научиться применять алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи
Диктант 11 Основные виды односоставных предложений 1 Научиться применять алгоритм определения односоставных предложений
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Формирование познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности
Тест 12 Выделение запятыми обособленных согласованных определений. Знаки препинания при обособленных приложениях 1 Научиться определять обособленные члены по их грамматическим признакам Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий обособления Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового Работа с карточками Диктант 13 Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными с производными предлогами 1 Научиться применять правила обособления обстоятельств
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обособленными обстоятельствами
Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической деятельности
Диктант 14 Выделение запятыми уточняющих членов предложения 1 Научиться применять алгоритм обособления уточняющих членов
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с уточняющими членами Формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма
Объяснительный диктант 15 Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с обращениями 1 Научиться применять правило выделения водных конструкций и обращений.
Научиться различать вводные слова, сочетания по их значению
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с вводными словами и сочетаниями слов, с обращениями
Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма Работа с карточками, тест 16 Практикум. Пунктуационный анализ текста 1 Научиться производить пунктуационный анализ текста Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе пунктуационного анализа текста Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Анализ текста 17 Итоговое повторение 1 Научиться корректировать
индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики
Формирование
навыков само-
анализа и само-
контроля Комплексный анализ текста