Программа элективного курса Трудные случаи орфографии и пунктуации


МОУ «СОШ №13»г Ухта
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Трудные случаи орфографии и пунктуации. Написание сочинения-рассуждения»
10 класс
составила
Мыцэ Н.П.
2013-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс русского языка «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Написание сочинения-рассуждения» предназначен для обучающихся 10 класса, изучающих русский язык на базовом уровне.
Курс рассчитан на 18 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ЕГЭ– основной результат изучения данного курса.
Цели изучения курса
повторить и углубить знания по орфографии и пунктуации;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
подготовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи изучения элективного курса:
•углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
•применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Основными видами деятельности обучающихся выбраны практикумы итренинги, необходимые для эффективной подготовки ребят к ЕГЭ.
Обоснование выбора элективного курса
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные:

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
Используемая учебная литература
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013;
4. Единый государственный экзамен, 2014: Русский язык. – М.: Просвещение, 2013.
5. Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
6. Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.
Используемые интернет-ресурсы
http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
http://www.fipi.ru
http://www.prosa.ru
http://www.pritchi.nm.ru
Содержание учебного материала
Трудные случаи орфографии(8 часов)
Орфоэпические нормы (А1) Паронимия (А2)
Грамматические нормы (А3) Синтаксические нормы (А4, А5, А6)
Грамматическая основа предложения. Типы предложений. (А9, А10, А20) Правописание приставок. (А15) Безударные гласные в корне слова. (А14)
Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях, причастиях. (А13)
Правописание суффиксов глаголов, прилагательных, существительных (А17) Правописание НЕ и НИ с раздельными частями речи. (А18)
Слитное, дефисное и раздельное написание слов. (А19)
Правописание омонимичных форм разных частей речи. (А19)
Трудные случаи пунктуации(6 часов)
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. (Точка с запятой двоеточие и тире в БСП).
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. (Прямая речь. Диалог. Цитаты).
Работа над сочинением-рассуждением(4 часов)
Проблема текста.
Комментарий проблемы
Авторская позиция.
Аргументация собственной позиции
Тематический план
№ раздела Наименование раздела Количество часов на раздел Практические работы
1 Трудные случаи орфографии 8 8
2 Трудные случаи пунктуации 6 3 Работа над сочинением-рассуждением 4 Итого 18 Поурочно-тематическое планирование
№ урока Наименование темы
1 Орфоэпические нормы (А1) Паронимия (А2) Практическая работа
2 Грамматические нормы (А3) Синтаксические нормы (А4, А5, А6) Практическая работа
3 Грамматическая основа предложения. Типы предложений. (А9, А10, А20) Практическая работа
4 Правописание приставок. (А15) Безударные гласные в корне слова. (А14) Практическая работа
5 Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях, причастиях. (А13)
Правописание суффиксов глаголов, прилагательных, существительных (А17) Практическая работа
6 Правописание НЕ и НИ с раздельными частями речи. (А18) Практическая работа
7 Слитное, дефисное и раздельное написание слов. (А19) Практическая работа
8 Правописание омонимичных форм разных частей речи. (А19) Практическая работа
9 Знаки препинания при однородных членах предложения.
10 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
11 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
12 Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. (Точка с запятой двоеточие и тире в БСП).
13 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
14 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. (Прямая речь. Диалог. Цитаты).
15 Проблема текста.
16 Комментарий проблемы
17 Авторская позиция.
18 Аргументация собственной позиции
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса русского языка ученик должен
знать/понимать
•основные правила работы с текстом;
•основные средства выразительности;
•основные сведения по стилистике русского языка;
•орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
•различать средства выразительности;
•находить в тексте средства выразительности;
•анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
•определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
•работать со стилистическими синонимами;
•использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
•использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
•совершенствования коммуникативных способностей;
•развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.