Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Роль орфографии и пунктуации в письменном общении (9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕЛИЗАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Рассмотрено
На заседании творческой группы «__________»
Протокол от_________№___
«__»____________20__г.
_________________________
Согласовано
Зам.директора школы «__»____________20__г.
__________________
/___________________/
Утверждено
Директор школы
Курнавина И. А.
Приказ №__ от ____________
_________________________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по русскому языку в 9 классе
«Роль орфографии и пунктуации в письменном общении»


Составлена в соответствии с программой элективных курсов по русскому языку для 7 – 9 классов, автор Львова С. И., М.: Мнемозина, 2009г
(базовый уровень)

Автор рабочей программы Жирнова Светлана Юрьевна



Срок действия программы 1год
Количество часов в год
1ч. х 34нед.=34 часа













Елизарово
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Язык в речевом общении». Программа нацеливает на углубленное изучение возможностей русского языка. Основное внимание на занятиях уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.
От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи – такой путь анализа усваивается на занятиях. Повторяются и углубляются сведения из области орфоэпии, интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.
Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. Развивается правильность, выразительность и точность речи.
Курс нацелен на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное восприятие речи, печатного слова, грамотное, логическое, точное выражение мысли в устной и письменной речи.
Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма.
Основные цели и задачи курса
-изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;
-овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань;
-уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств.
Программой предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания факультатива
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Формы и средства контроля
- составление тестов по изучаемым темам;
- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
- творческие работы (рассказ по собственным впечатлениям, эссе, описание иллюстрации к произведению);
- проведение практикумов.

















































Календарно-тематическое планирование

№ урока
Тема
Количество часов
Дата проведения




план
факт

1
Устное и письменное общение между людьми.
1



2
Возникновение и развитие письма как средства общения
1



3

Особенности письменной речи. Использование средств письма для передачи мысли.
1



4
Зрительное восприятие текста, совершенствование текста. Деловая игра «Юный лексикограф».
1



5
Практическая работа № 1. Тестирование.
1



6
Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания.
1



7
Особенности речевого этикета при письменном общении (SMS сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
1



8
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета.
1



9
Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».
1



10
Орфография. Роль орфографии в письменном общении, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
1



11
12
Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетический, морфологический, исторический ).
2



13
Звукобуквенные орфограммы. Правописание морфем.
1



14
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв.
1



15
Перенос слова. Дифференцирующие написания.
1



16
Основные правила графического сокращения слов, использование их на письме.
1



17
Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов.
1



18
Трудные случаи орфографии.
1



19
Пунктуация. Сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации.
1



20
Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация.
1



21
22
Разделы пунктуации: ЗП в конце предложения; ЗП внутри ПП.
2



23
24
ЗП между частями СП.
2



25
26
ЗП при передачи чужой речи; ЗП в связном тексте.
2



27
28
Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.
2



29
Способы оформления на письме прямой речи.
1



30
31
Знаки при прямой и косвенной речи, цитирование.
2



32
Практическая работа № 3
1



33
Справочники по русскому правописанию, работа с ними. Сопоставительный анализ словарей.
1



34
Практическая работа № 4.
1






Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
- принципы написания слов;
- основные функции знаков препинания;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- оформлять на письме прямую речь, уметь заменять её косвенной.



15