Программа элективного курса по русскому языку Трудные случае орфографии и пунктуации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» на основе примерной программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. - Москва.: «Русское слово», 2012 г. и рассчитана на 1 час в неделю (35 часов).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).










Календарно-тематическое планирование курса
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
35 ч.

№ п/п
Тема
Всего часов
Количество часов
Вид занятия




теория
практика


Раздел №1. Морфемика (10 ч)

1
Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих
2
1
1
Опорный конспект, практикум


2
Гласные и согласные в приставках
Буквы Ъ и Ь
2
1
1
Опорный конспект, практикум


3
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
2
1
1
Опорный конспект, практикум

4
Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и Ц
2
1
1
Опорный конспект, практикум




Диагностическая работа
2

2


Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (19 ч)


Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система.
2
1
1



Система употребления знаков препинания.
2
1
1


5
Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов
1

1
Опорный конспект, практикум

6
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения
2
1
1
Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа


Употребление тире в простом предложении.
2
1
1



Знаки препинания при однородных членах предложения.
2
1
1



Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
2
1
1



Конструкции с союзом как.
2
1
1


7
Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них
2

2
Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме


Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
2
1
1


Раздел № 3. Культура речи и стилистика (5 ч)

8
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
2
1
1
Мини-лекция учителя.
Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов

9
Речевые нормы


1

1
Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ


Диагностическая работа
2

2


10
Итоговое занятие

1













ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. Тула, 2003.
Львова С. И. Словообразование занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 811 классов. М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). 2-е изд. М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. 4-е изд. М., 1999.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 89 классы: Пособие для учителя. М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 1011 классы: Пособие для учителя. М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. М.,1996.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15