Программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для работы с обучающимися 10 класса. Рассчитана на 34 часа. Базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов единого государственного экзамена предыдущих лет.
Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только привести в систему знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации,
но также углубить знания по этим разделам лингвистики.
Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 10 класса разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.
Основные образовательные задачи курса:
-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
-повысить уровень логического мышления учащихся;
-создать условия для формирования языковой компетенции ;
-восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.
Развивающие задачи курса:
-развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
-способствовать развитию речи учащихся;
-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
-способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
-формировать ключевые компетенции;
-повышать интерес к гуманитарному образованию;
-воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса учащиеся должны знать:
-принципы русской орфографии и пунктуации;
-основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
-использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
-применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях спецкурса);
-уметь работать с текстами, подобными тем, что используются в экзаменационных работах по русскому языку;
-грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
-владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год, должен способствовать подготовке обучающихся 10 класса к успешному выполнению итоговых работ. Курс рассчитан на обучающихся с разной степенью мотивации и обученности.
Контроль, формы и методы работы отражены в содержании программы.
Результатом изучения курса является успешное применение предметных компетенций на практике (умелое использование литературы научного характера в тех случаях, когда возникают трудности орфографического или пунктуационного плана, уверенное применение полученных и отработанных знаний при выполнении практических заданий)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с программой курса. Разъяснения предназначения данного курса. Целеполагание. Задачи. Знакомство с формами работы и контроля.
П.ОРФОГРАФИЯ (18 ч.)
Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. морфологические, синтаксические).
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Написание географических, административно-территориальных названий, исторических эпох и событий, знаменательных дат, названий организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Правописание иностранных слов (а – капелла, альма – матер, де – факто). Правописание числительных (три тысячи пятнадцать, стосорокашестимиллионный).
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных .Н и НН в различных час- тях речи. Трудные случаи написания о, е (ё) после шипящих и ц (ожёг-ожог, меццо-сопрано). Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи. Трудные случаи употребления частиц (неспециалист – не специалист, задача не трудная – задача нетрудная). «Не» с различными частями речи.
Ш. ПУНКТУАЦИЯ (15 ч.)
Трудные вопросы пунктуации. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении.
Тема текста и фактические ошибки. Формулировка проблемы исходного текста и комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме. Вступление к тексту (определение темы и основной мысли текста, определение проблем, затронутых автором).
Написание основной части сочинения-рассуждения (комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора и собственной точки зрения по проблеме, приведение аргументов из литературы или жизненного опыта). Анализ ошибок.
Тематическое планирование
(34 часа)
Количество часов
Содержание темы занятия
Формы и методы работы
1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Форма выпускного экзамена.
Структура экзаменационных работ. Изменения.
Ознакомление с видами экзаменационных материалов.
Выявление пробелов в знаниях обучающихся.
Лекция (ТКТ)
Наблюдение (ИКТ)
Ознакомление (карточки)
Диагностическая работа.
2
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЕГЭ как форма выпускного экзамена.
Структура экзаменационных тестов ЕГЭ.
Ознакомление с демонстрационным материалом.
Лекция.
Наблюдение,
ознакомление.
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
19 часов
П.ОРФОГРАФИЯ.
Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические).
Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Написание географических, административно-территориальных названий, исторических эпох и событий, знаменательных дат, названий организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм.
Правописание иностранных слов (а – капелла, альма – матер, де – факто).
Правописание числительных (три тысячи пятнадцать, стосорокашестимиллионный).
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных .Н и НН в различных час- тях речи.
Трудные случаи написания о, е (ё) после шипящих и ц (ожёг-ожог, меццо-сопрано).
Слитное, раздельное и дефисное написания различных частей речи.
Трудные случаи употребления частиц (неспециалист – не специалист, задача не трудная – задача нетрудная).
«Не» с различными частями речи.
ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» и её последующий анализ.
Лекция с элементами беседы.
Наблюдение.
Практическая работа.
Орфографический диктант и его анализ.
Работа с тетрадью-справочником.
Тренировочные упражнения.
Тренировочные упражнения.
Работа с
орфографическим и толковым словарем.
Тренировочные упражнения.
Выявление и устранение ошибок.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с таблицей, тетрадью-справочником.
Обобщение и систематизация знаний.
Анализ орфограммы в тексте.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа с таблицей, тетрадью-справочником.
Работа с текстом.
Анализ и исправление ошибок.
Количество часов
Содержание темы занятия
Формы и методы работы
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
Ш. ПУНКТУАЦИЯ.
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).
Факультативное, вариативное употребление знаков препинания.
Знаки препинания в сложном предложении
Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.
Знаки препинания в ССП.
Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.
Трудные случаи обособления одиночных и распространенных приложений.
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и дополнениями.
Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.
(Уточняющие определения со значением размера, цвета, возраста. Выделение пояснительного определения с одной или двух сторон в условиях контекста. Пунктуация при союзах присоединительных и союзах соединительных).
Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточными предложениями.
(Цельные выражения. Сравнительный оборот со значением причинности. Двоякая пунктуация при сравнительных оборотах).
Тире в предложении.
(Интонационное, соединительное, индивидуально тире).
Авторское тире.
Трудные случаи употребления знаков
препинания при прямой речи, оформлении цитат.
Лекция с элементами беседы.
Наблюдение.
Диктант и его последующий анализ.
Обобщение и систематизация знаний.
Конструирование текста по заданной теме с использованием предложений определенного типа.
Коллективная работа.
Работа со справочной
литературой.
Тренировочные упражнения.
Работа с тетрадью-справочником.
Работа со справочной литературой. Коллективная, парная,
индивид. работа.
Тренировочные упражнения.
Работа со справочной литературой. Коллектив
ная, индивидуальная работа.
Обобщение и систематизация знаний.
Тренировочные упражнения.
Составление таблицы.
Работа со справочной литературой, с тетрадью-справочником. Практическая
работа.
Тренировочные упражнения.
Выявление и исправление ошибок в предложениях.
Конструирование пред
ложений.
Коллективная, индивид.
работа.
Наблюдение.
Тренировочные упражнения.
Анализ пунктограммы в поэтическом тексте М.Цветаевой, В.Маяковского.
Комплексный анализ
текста.
Урок-практикум.
Работа со справочной
литературой.
Коллективно, индивид.
2
15 часов
Тестовая работа по разделу «Пунктуация» и её последующий анализ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алгазина Н.Н. Формироваание орфографических навыков.-М.:Просвещение,1987.
2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.: Просвещение,1983.
3. Злобина Т.А. Повторение на уроках русского языка.- М.:Просвещение,1978.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя. – М.:Просвещение,1983.
5.Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа,1994.
6.Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М.: Столетие,1996.
7. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы./ Ред. – сост. Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин.- М.: Просвещение,1983.
8. Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М.: Просвещение,1980.
9. Текучев А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. – М.: Просвещение, 1982.
10. Ткаченко Н. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.:Айрис- пресс,2000.
15