Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации и орфографии»
Элективный курс
"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Рабочая программа по русскому языку для 9-х классов разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 г;
. Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 - 9 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2008.
3.Учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык 9 класс». Авторы: Л.П.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А,Д.Дейкина, О.М.Александрова - М.: «Просвещение», 2014, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях ;
4.Образовательной программой основного общего образования, согласованной на заседании педагогического совета (от 28.08.2013 года, протокол №1);
5.Федеральным перечнем учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;
6. Уставом МОУ «СОШ №3».
Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 1 час в неделю.
Она основана на программах по русскому языку, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации РФ, и дает возможность повторить, систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся за курс основной школы.
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования, являясь этапом обобщения и систематизации материала по орфографии и пунктуации, изученных в среднем звене. Курс способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
В процессе занятий ученики совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет достаточную практическую направленность.
Для повышения эффективности обучения русскому языку используются на занятиях дидактические материалы, тесты, которые позволят реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Цель курса: повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- расширить знания учащихся по определённым темам, изученным ранее;
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу применению знаний практической деятельности;
- воспитывать интерес к предмету.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в самых различных ситуациях в зависимости от поставленных коммуникативных задач.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
Содержании программы
элективного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (34 часа)
Программа состоит из 7 тем:
Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.
Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.
Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.
Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.
Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.
Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.
Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.
Итоговое занятие – 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе работы над программой элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
знать орфографические и пунктуационные правила;
уметь применять их на практике;
уметь создавать устные и письменные высказывания на предложенную тему;
пользоваться справочной литературой и словарями;
находить нужную информацию по заданной теме.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Литература.
Для учителя:
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001
Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.
Лукина Я.В. Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.
Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.
Для обучающихся:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1982.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962.
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2002.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
Словарь лингвистических терминов. М: 1997.
Толковый словарь Ожегова. М., 1994.
Толковый словарь Даля. М., 1995.
Этимологический словарь. М., 2000.
Перечень материально-технического обеспечения
Технические средства обучения
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Романова Т. Н./
«______» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___»августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /____________./
подпись расшифровка подписи
Календарно- тематический план
элективного курса
«Трудные вопросы пунктуации и орфографии»
для 9 класса
на 2015 - 2016 учебный год.
Номера уроков
по порядку
№ урока
в разделе, теме
Тема урока
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректированные сроки изучения учебного материала
.
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
(3 часа)
1.
1.
Слоговой принцип русской графики.
01.09-04.09
2.
2.
Обозначение гласных после шипящих и ц.
07.09-11.09
3.
3.
Отступления от слогового принципа русской графики.
14.09-18.09
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
(10 часов)
4-5
1-2.
Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.
21.09-25.09; 28.09-02.10
6-7
3-4.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
05.10-16.10; 19.10-23.10
8-9
5-6.
Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].
26.10-30.10; 02.11-06.11
10-11
7-8.
Правописание одного и двух н.
09.11-13.11; 16.11-27.11
12-13
9-10.
Употребление и правописание частиц не и ни.
30.11-04.12; 07.12-11.12
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
(4 часа)
14
1.
Собственные имена лиц.
14.12-18.12
15
2.
Клички животных, наименования растений и т.п.
16
3.
Географические, астрономические названия, названия исторических эпох, событий, праздников, названия литературных произведений.
28.12-08.01
17
4.
Сложносокращённые слова и аббревиатуры.
11.01-15.01
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
(4 часа)
18
1.
Слитное и раздельное написание не.
18.01-22.01
19
2.
Разграничение приставки не- и частицы не.
25.01-29.01
20.
3.
Слитное и раздельное написание не с формами на –мый.
01.02-05.02
21.
4.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
08.02-12.02
Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
(3 часа)
22.
1.
Историческая изменяемость пунктуации. Точка. Точка с запятой.
15.02-19.02
23.
2.
Двоеточие.
01.03-05.03
24.
3.
Тире. Многоточие.
08.03-12.03
Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
(7 часов)
25.
1.
Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.
15.03-19.03
26.
2.
Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания при номинативных конструкциях.
22.03-26.03
27.
3.
Знаки препинания в сложном предложении.
29.03-02.04
28.
4.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложных предложений.
05.04-09.04
28.
5.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.
19.04-23.04
30.
6.
Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
26.04-30.04
31.
7.
Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.
03.05-07.05
Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
( 2 часа)
32.
1..
Понятие нормы применительно к знакам препинания.
10.05-14.05
33.
2.
Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.
17.05-21.05
34.
Итоговое занятие
( 1 час)
24.05-28.05
Итого
часов
В том числе:
уроков повторения
контрольных работ
практических (лабораторных) работ
уроков развития речи
по программе
выполнено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Романова Т. Н./
«______» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № ___ от «___»августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /_____________./
подпись расшифровка подписи
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДЕНА
приказом от __________ № _______
Рабочая программа
элективного курса
«Трудные вопросы пунктуации и орфографии»
для 9 класса
Составитель
Кротова Н.Н., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Заголовок 115