Конспект урока по русскому языку на тему Принципы русской орфографии

План урока по русскому языку в 10 классе.
Дата проведения_____________________
Урок. Тема урока:. Принципы русской орфографии.
Цель урока: 1) познакомить учащихся с принципами русской орфографии;
2) повторить орфоэпию
3) отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора , правильного ее
графического обозначения.
.4.воспитывать культуру речи И ЖЕЛАНИЕ ГРАМОТНО ПИСАТЬ 1Орг .момент. Повторение орфоэпии
1). Синтаксический разбор предложения.
На современном этапе развития нашего общества повышение уровня грамотности и общей речевой культуры становится важной проблемой
Работа по карточкам 3 учеников .
Выборочный орфоэпический диктант 2). Выпишите слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными,
б) с сочетаниями чн, произносимыми как шн, в) с сочетаниями чт, произносимыми как шт.
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, пустячный случай, конечно исполнишь, довольно скучно, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность Задание№1
Предложение запишите и подчеркните лавные члены предложения Эти слова принадлежат Ожегову Высокая степень организованности орфографии есть показатель высокой культуры нации
2

2 ОБЬ3. Лекция учителя. План 1) Что такое орфография? 2) В чём заключается морфологический принцип русской орфографии? 3) Отступления от морфологического принципа: фонетический и традиционные написания, дифференцирующие написания. 4) История русской орфографии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- это система правил: 1) о написании слов и их значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую. В основе русской орфографии лежит морфологический принцип. Суть морфологического принципа заключается в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое написание, несмотря на различие в произношении. Рассмотрим предложенную таблицу "Единство написания"
Единство написания
таблица





Приставка
Корень
Суффикс
Окончание

Подпись
Дом
Домовый
В земле

Подписать
Домашний
Домовой
В доме

Собраны
Сказать
Вершина
В родном

Собирать
Сказка
Величина
В далеком

Если вы внимательно изучите таблицу, вы увидите общее между правилами, в ней представленными. Здесь отражён принцип графически единообразного написания морфем. Отступлениями от морфологического принципа русской орфографии являются фонетические, дифференцирующие и традиционные написания. Фонетические написания - это написания слов в соответствии с их произношением. Важнейшие фонетические написания: 1) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] : безбрежный - бесплановый; 2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], : разыскать - розыск, расписать - роспись; 3) написание Ы вместо начального И после приставок на твёрдый согласный (см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на это правило ): подыскать, безыдейный. Дифференцирующие написания - это разные написания, служащие для различения на письме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поджог (имя существительное) - поджёг (прошедшее время глагола). Сравните слова: бал - балл, кампания - компания. Традиционные написания - написания, которые являются наследием прошлого и не могут быть обоснованы ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся: 1) написание буквы И после твёрдых шипящих Ж и Ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в древнерусском языке звуки [ж] и [ш] были мягкими и написание ЖИ и ШИ соответствовало произношению; 2) написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (читаешь) , в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (настежь, вскачь) , что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцированного; 3) написание окончания родительного падежа единственного числа прилагательных - ОГО, произносящегося со звуком [в] на месте буквы Г (большого, доброго); написание безударных гласных в таких словах, как КОРОВА, СОБАКА, не поддерживаемое современным литературным произношением


3,закрепление нового материала

Работа с карточками

САМОСТОЯТЕОЬНАЯ РАБОТА


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ : НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ 9миниатюру) на тему :<Что такое милосердие ) используя принципы русской орфографии со словами ь, доброта ,помощь ,сочувствие ,сострадание ,нуждающиеся


4 ИТОГ УРОКА Что нового узнали на уроке? Домашнее задание : закончить дома работу над сочинением-рассуждением и принести к следующему уроку. Сделать синтаксический разбор одного из предложений