Урок русского языка «Лексическое значение слова. устаревшие, заимствованные и новые слова»


Урок русского языка в 4 классе «Лексическое значение слова. Устаревшие, заимствованные и новые слова».
Цель урока. Дать понятие об историзмах, архаизмах, неологизмах, заимствованных словах.
Задачи урока. Совершенствовать знания и умения по теме «Лексика. Лексическое значение слова».
Способствовать развитию речи учащихся; обогащать словарный запас; расширять кругозор.
Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
Формировать интерес к предмету; нравственные качества личности; умение работать индивидуально, в парах, в группах.
Оборудование: задания для групп, карточки с разноуровневыми заданиями, картины, аудиозапись, толковые словари Ожегова (6 словарей), интерактивная доска.
Ход урока
І. Организационный момент
…Богатство языка есть богатство мыслей…
Н.М.Карамзин
Слово учителя (звучит тихая музыка).
- Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
Ф.Тютчев
ІІ. Каллиграфическая минутка.
1. Массаж рук. Упражнение «Динозаврик». Средний палец – голова динозавра, остальные пальцы – ноги. «Динозаврик» ходит по столу; «бега» между двемя «динозавриками» (между левой и правой рукой). Главное условие: выше голову «динозавра».
2. Запишите соединения букв, которые обозначают парные звонкие согласные звуки (дзв,звд, двз,здв…).
3. Объясните значение слова «динозаврик». ІІІ. Тема и цели урока.
1. Прочитайте эпиграф урока.
- Как вы его понимаете?
- Сегодня на уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну Логос.
2. Какие слова вам понятны? Объясните смысл. Подберите синонимы к этим словам.
- Какое слово вызвало затруднение? (Логос).
- Какие ассоциации возникают у вас при произнесении этого слова?
- На уроке мы будем говорить о значении слов.
ІҮ. Повторение изученного и подготовка к восприятию нового материала.
1. Работа с фразеологизмами (кодоскоп):
Спасибо на добром слове.
Не нахожу слов.
Перейти от слов к делу.
- Объясните смысл фразеологизмов.
- Что объединяет данные фразеологизмы?
- Что такое слово?
- Логос – греческое слово, в переводе обозначает «слово».
Все слова языка составляют его лексику. Основную массу лексики составляют самостоятельные слова, обладающие лексическим значением.
- Какие это слова?
2. Работа над предложением.
-Прочитайте высказывание М.И.Калинина: «Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания останутся неизвестными для людей, если не будет ясно и точно оформлены в словах».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Спишите, найдите и объясните орфограммы.
Повторение (омонимы, синонимы, антонимы)
1. Работа в парах.
Устно: вопрос – ответ (карточки у каждого ученика).
- Укажите правильный ответ. Составьте отчет.
Вопросы Ответы
1. Что такое омонимы? 1. Слова противоположные по значению.
2. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию. 2. Слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
3. Антонимы – это… 3. Синонимы.
Проверка
2. Работа в группах.
Разноуровневые задания (на карточках для групп):
1) Подберите синонимы:
Алфавит - …
Чистый - …
Прыгать - …
Подберите антонимы:
Прилежный - …
Труд - …
Работать - …
Найдите и выпишите омонимы:
Не хочет косой косить косой.
Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
Ү. Работа по новой теме.
Проблемная ситуация.
- Прочитайте слова:
Доктор – врач – лекарь – эскулап.
- Какие это слова? (Синонимы).
- Что означают эти слова? (Врач – русское слово, доктор – заимствованное слово, лекарь – архаизм, эскулап – историзм).
- Мы говорим о словах , и как сказал Н.В. Гоголь «В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…»
Чтобы понять смысл этих слов, мы должны много узнать о словах.
Работа в группах с текстами (у каждого ученика – карточка).
- Подготовьте выступление по данным темам.
1. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы).
Словарный запас русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, Сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.
Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например «кольчуга», «соха», «гусар» вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами.
Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело – лоб, око – глаз и т.д. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться: копье – оружие древнего воина, копье спортсмена.
Многие устаревшие слова вновь звучат в нашей речи: лицей, гимназия и т.д.
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях: беречь как зеницу ока, коломенская верста, косая сажень в плечах.
2. Новые слова (неологизмы).
С развитием науки, промышленности, культуры язык постоянно пополняется новыми
словами, которые служат названиями новых предметов, явлений, понятий.
Новое слово может возникнуть для называния уже существующего предмета: аэроплан – самолет (летательные аппараты), вратарь – голкипер.
Новые слова имеют свое название – неологизмы. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.
Неологизмы не возникают из ничего, они создаются уже по образцу уже известных в языке слов: пароход – теплоход – луноход, приземлился – прилунился.
Создатель новых слов – народ. Много новых слов идут от великого русского ученого М.В.Ломоносова: кислород, водород, маятник, чертеж и др.
3. Слова – пришельцы (заимствованные слова).
Любые новые предметы, явления, действия вызывают к жизни новые слова. Эти новые слова не только создаются на базе собственного строительного материала, но и берутся (заимствуются из других языков): кемпинг (лагерь для туристов), глиссер, мотель, джемпер и т.д.
Некоторые слова пришли к нам очень давно, что не воспринимаются как иноязычные слова: тетрадь, кукла – из греческого языка; школа – из латинского; чугун, карандаш – из тюркского. Другие пришли недавно: лайнер, аутсайдер, компьютер, президент (лат. – «сидящий впереди»), резиденция (франц. – «резидент, сидящий на месте») и т. п.
Народы постоянно общаются друг с другом, и часто так бывает, что вместе с каким-нибудь предметом из-за границы приходит и слово. Придет, да и останется у нас навсегда. Из Германии – штык, фронт, солдат, штаб. Из Голландии гавань, компас, штурвал. Из Франции – экран, балет, футбол, волейбол.
Очень интересно что, если в слове буква «Ф», то надо знать, что это слово нерусское: фонарь, фрукт, лифт и т.д. Слова на «а» (кроме: а, ахать, ай, ам, ау) – нерусские.
Индивидуальная работа.
Обмен информацией в группе.
3. Смена состава групп.
Выполнение разноуровневых заданий на карточках.
Карточка № 1.
Какое слово моложе? (Подчеркнуть)
а) корабль, атомоход, паровоз, парусник;
б) радио, телефон, видеомагнитофон, компьютер;
Карточка № 2.
Какие из этих слов появились раньше? (Подчеркнуть)
а) стрелец, солдат, красноармеец;
б) летчик, пушкарь, артиллерист;
в) винтовка, лук, автомат.
Карточка № 3.
Найди слова нерусского происхождения. (Подчеркнуть)
Весна, дерево, аист, арбуз, лес, фиалка, эхо, филин, береза, роща, дрова, апельсин. 1.Индивидуальная работа.
2. Работа в группах.

ҮІ. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
-Что вызвало затруднение?
- О чем бы вы хотели узнать на следующих уроках?
- Составьте в группах пятистишье со словом «Слово».
( Например:Слово.
Доброе, ласковое.
Знакомит, учит, объясняет.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Лексика.) ҮІІ. Домашнее задание: по толковому словарю найти лексическое значение 6 слов по выбору и записать.