Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка»
Рассмотрена
Руководитель МО МБОУ «ООШ им.Х.В.Вагаповас. Березняк»
_____ /Ф.А. Зайнагиева/
Протокол № 1 от«18» августа 2015г
Согласована
Заместитель руководителя по УР МБОУ «ООШ им.Х.В.Вагапова с.Березняк»
_______/ А.М. Губайдуллина/
«21» августа 2015г. Утверждена
Руководитель МБОУ «ООШ им.Х.В.Вагапова с. Березняк»
________ /А.М.Фахрутдинов/
Приказ № 124 от«22» августа 2015г
Рабочая программа
Кружка «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа им.Х.В.Вагапова с.Березняк» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Зайнагиевой Гелюсы Ахмадулловны, учителя I квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 1от
«20» августа 2015г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка»:
- способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой компетенции и культуры школьника.
Задачи курса:
Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне.
Развитие мыслительной деятельности, умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции.
Воспитание чувства ответственности, собранности, сознательного отношения к выполнению заданий.
Формы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, самопроверка и взаимопроверка, индивидуальная работа, конструирование предложений, составление таблиц.
Планируемые результаты:
В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов:
1. Понимать сложность орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка.
2.Готовность самостоятельно конструировать, редактировать ту или иную синтаксическую структуру предложения.
3. Повышение языковой компетентности.
Система оценивания:
Зачётная система – качество выполнения проверочных работ не менее 50%.
Кружок «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка» предназначен для учащихся 8, 9 классов и является интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому культурному человеку.
Кружковым занятиям отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения русского языка ученик должен
Знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
Говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать:
- типы словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова,
- находить грамматическую основу предложения и определять виды простого, сложного предложений,
- виды пунктограмм в простых и сложных предложениях,
-приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.
- редактировать и моделировать самостоятельно любые синтаксические конструкции.
Какими умениями должен овладеть выпускник:
- выделять грамматические основы в простых и сложных предложениях,
- объяснять постановку знаков препинания во всех предложениях,
- определять роль знаков препинания в тексте,
- составлять схемы и выполнять синтаксический разбор предложений
Ожидаемые результаты.
Данный курс ориентирует на:
осмысленное пользование знаками препинания;
развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности;
умение отличить ненормативную пунктуацию от пунктуации ошибочной, что очень важно в школьной практике;
грамотно написать сжатое изложение, выполнив информационную обработку текста;
умение правильно аргументировать при сочинения-рассуждения;
успешно пройти итоговую аттестацию.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Дата планируемая Дата фактическая Примечания
1. Знакомство с содержанием курса «Трудности орфографии, синтаксиса и пунктуации русского языка». 2. Правописание корней. Тестовая работа 3. Чередующиеся гласные в корне. Тренировочные упражнения
4. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи 5 Разделительные Ъ и Ь 6 Правописание приставок. Тренировочные упражнения
7 Гласные в окончаниях разных частей речи. Тестовая работа 8 Окончания прилагательных и причастий 9 Окончания глаголов.
Тренировочные упражнения
10 Правописание суффиксов разных частей речи 11 Н, НН в прилагательных, образованных от существительных 12 Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных 13 Н, НН в наречиях. Тренировочные упражнения
14 Правописание НЕ с разными частями речи 15 Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи 16 Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа 17 Чем занимается синтаксис? 18 Назначение пунктуации. 19 Словосочетание - самая маленькая единица. 20 Синтаксические нормы. Тестовая работа 21 Согласование. Управление. Примыкание 22 Трудности грамматического управления в современном русском языке 23 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. 24 Грамматические нормы. Тестовая работа 25 Типы сказуемых 26 Тире между подлежащим и сказуемым. 27 Второстепенные члены предложения 28 Согласованные и несогласованные определения 29 Прямое и косвенное дополнение 30 Виды обстоятельств 31 Односоставные предложения. Виды односоставных предложения. 32 Предложения с однородными членами 33 Однородные и неоднородные определения 34 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. 35 Обращение. Распространённые и нераспространённые обращения 36 Тестовая работа 37 Вводные слова и вводные предложения. 38 Почему осложняется простое предложение? 39 Обособленные члены предложения 40 Обособленные согласованные определения. 41 Обособленные несогласованные определения. 42 Обособленные приложения. 43 Обособленные обстоятельства и дополнения. 44 Обособление уточняющих членов предложения. 45 Анализ текста с заданиями. 46 Тестовые задания 47 Сложносочинённое предложение с запятой и без этого знака. 48 Сложноподчинённое предложение с союзами и союзными словами. 49 Роль союза И и запятая. 50-51. Особенности функциональных стилей речи и типов текста. 52-53 Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. 54 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения 55 Интерпретация высказывания лингвиста. 56-57 Моделирование сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. 58-59 Работа по тексту. Анализ ошибок. 60-61 Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 62-63 Промежуточная аттестация. Зачёт. 64 Работа над ошибками. Решение тестов и комментарий к заданиям. 65-68 Обобщение по всему курсу. Список литературы
Ведищенкова М.В. Русский язык в примерах и комментариях. Казань, «Магариф», 2009г.
Волкова О.В. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-м классе: пути и приёмы эффективной подготовки учащихся. Казань, 20011г.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. Москва, 2009г.
Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Москва, «Русское слово», 2005г.
Цыбулько И.П., Александров В.Н. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. ФИПИ, 2011г.