Урок по литературному чтению Г.Цыферов Что у нас во дворе? (2 класс)


Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
создать условия для развития творческих способностей обучающихся, образного восприятия текста и понимания роли сравнений в нём;
содействовать формированию и развитию социальных умений и навыков работы в группе;
способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля
Оборудование: Р.Н.Бунееев, Е.В.Бунеева. Капельки солнца, рабочая тетрадь, цветные карандаши
Формы и методы работы: фронтальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты :
Предметные умения:
видеть в тексте сравнения и понимать их роль.
Личностные УУД:
оценивать работу группы с точки зрения социальных правил и норм группового взаимодействия.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль;
планировать совместную деятельность.
Познавательные УУД:
структурировать материал в виде рисунков, составлять план.
Коммуникативные УУД:
распределять роли, уметь договариваться.
План урока.
Организационный этап.
Деятельностный этап.
Итоговый этап.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Упражнение в технике чтения (задание 1.1 в тетради, с. 18)
Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы начнём читать новый раздел учебника. Откройте с.65. Рассмотрите её.
- Как называется новый раздел?
(Наш дом)
- Как вы думаете, о чём будут литературные произведения в этом разделе?
( О доме, в котором живём, о тех кто рядом с нами живёт0
- Для нашего друга Пети Зайцева всё интересно. Ему тоже хочется побольше узнать о жизни своих друзей Катюши и Вовы. Переверните страницу.
Работа с серией картинок
- Рассмотрите с.66
- Что мы видим? Расскажите.
-Прочитайте, что сказал расстроенный Петя друзьям.
( Оказывается, я тоже боюсь собак, и вы не будете со мной дружить …)
- Как отнёсся к его словам Вова? Прочитайте.
( Что, ты! Вовсе нет! Идём к нам во двор, играть!)
Работа с рассказом Геннадия Цыферова «Что у нас во дворе?»
Перед началом чтения.
- Прочитайте название рассказа на с.67
( Что у нас во дворе?)
Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём будет рассказ?
Почему авторы учебника выбрали именно рассказ с таким названием?
( Они хотели рассказать Пете Зайцеву, что такое двор и что в нём находится)
- Кто автор этого рассказа?
( Геннадий Цыферов)
Чтение рассказа по законченным частям (главам) хорошо читающими учениками.
Чтение первой главы
Вопросы после чтения:
- Чей двор описан в этом рассказе?
- Что первым во дворе описал Г. Цыферов? Почему?
- С какого места видел свой дом рассказчик? Почему вы так думаете?
- На что похож дом? С чем он его сравнивает?
- Что напомнило о сходстве дома и корабля?
- О чём эта часть? Определите тему?
( дом)
В тетради на с.18,3.2 , нарисуйте дом из этой главы.
Чтение второй главы
Вопросы после чтения:
- Что ещё интересного во дворе?
( Мухомор – великан)
Найдите и прочитайте описание этого мухомора, какой он?
( Мухомор-великан. У него красная шляпа, а на шляпе – пуговки белые.)
- Какие чувства вызвала у вас эта глава?
- У меня чтение этой главы вызвало два чувства: гордости ( в моём дворе гриб-великан) и грусти (этот гриб не растёт)
О чем эта глава? Определите тему? Озаглавьте?
В тетради под цифрой 2 нарисуйте грибок с песочницей
Чтение третьей главы
Вопросы после чтения:
- О чём пишет в этой главе автор?
- Какие строчки говорят о том, что он любит и знает свой двор?
( Если ветер, тополь смеётся: «У-у-у». Если дождь – плачет: «Кап-кап…»)
- О чем эта глав? Как бы вы озаглавили?
( Дерево, тополь)
- В тетради под цифрой 3 нарисуйте дерево.
Чтение четвёртой главы
После чтения первых двух предложений.
- О чем эта глава?
( О качелях)
- Такое маленькое слово, а глава большая. Интересно почему?
- Читаем дальше.
Вопросы после чтения:
- Кто герои этой главы?
( Дети и дедушка)
- В этой главе автор использует сравнение. Где? Прочитайте.
- Что такое корабельные снасти?
Сноска в учебнике.
- Что напоминает дедушке скрип качелей?
- Одинаковые ли картины видят с закрытыми глазами рассказчик и дедушка? Почему?
- А что вы представляете, слушая скрип качелей?
- Автор пишет: «Дедушка нам говорит». Видимо он пишет о своих детских впечатлениях, о дворе, где прошло его детство.
- Какое слово будет главным в этой главе?
(Качели)
- Нарисуете в тетради качели, о которых прочитали.
Чтение пятой главы
- Прочитаем первую строчку
- Что она нам подсказывает? О чём будем читать?
- Проверим это предположение.
- Здесь, в этой части, у автора тоже есть сравнение, найдите и прочитайте.
( Маленькие цветы « просто лепестками машут, будто бабочки».)
- Почему автору стало жаль цветы? Прочитайте.
- Какие чувства испытывает он в этой части?
(Восхищение, радость, жалость, обиду.)
- Почему после слов «ведь обидно…» стоит многоточие?
- Почему пр0шла обида рассказчика?
- Что нарисуем в тетради под цифрой 5?
(клумбу с цветами.)
Чтение шестой главы
Вопросы после чтения первых двух предложений:
- Что у нас во дворе?
( Сад)
- Можно ли определить о чем эта часть по первым двум предложениям?
- Читаем дальше.
- Описание домика дано загадкой. Прочитайте эту загадку.
- В этой части есть грустные строчки. Кто их нашёл? Прочитайте.
- О чем же плачет длинная ножка? Каждый ли услышит её плач?
- Что же нарисуем в тетради под цифрой 6?
(Деревья в саду, а на одном из деревьев скворечник)
Чтение седьмой главы
Вопросы после чтения:
- О чём эта часть?
- Кто её герои?
( Мальчик, котёнок, щенок, оловянный солдатик)
- И котёнок, и щенок сломали песочный дворец, а почему крепость уже никто не сломает?
- Что нарисуем в тетради под цифрой 7?
( Крепость)
Чтение восьмой главы
- Эта часть одна из самых красивых, волшебных. Почему?
- Использует ли автор сравнение? Найдите, прочитайте.
- Сколько фонарей во дворе?
- Почему же один похож на жирафа? Какое слово помогает это понять?
(высокий)
- Какой второй фонарь? На что он похож?
( Стеклянный сундучок больше похож на аквариум, чем просто сундучок.)
- А что за золотая рыбка в нём? Что это?
(Огонь)
- Нарисуем два фонаря в тетради под цифрой 8.
Чтение девятой главы
Вопросы после чтения первых двух предложений:
Можем по первым двум строчкам определить о чём эта часть? Определите.
- Может ли месяц принадлежать только этому двору? Почему?
- Читаем дальше. Какие новые герои появились в этой части?
(Папа, дедушка)
- Какой вопрос мальчик задавал и папе, и дедушке? Прочитайте.
- Как ответил папа? Прочитайте.
- Как ответил дедушка? Прочитайте.
- Чей ответ вам понравился больше? Почему?
- Кому поверил мальчик? Как вы догадались?
- Что нарисуем в тетради под цифрой 9
5. Рефлексия.
– Понравился ли вам рассказ Г. Цыферова? Чем?
- Помог ли этот рассказ Пете Зайцеву понять, что такое двор?
- Какие трудности у вас были при выполнении заданий?
6. Домашнее задание.
- В рабочей тетради у нас получился план этого рассказа из рисунков. Картинный план. Как мы можем использовать этот план?
( Вспомнить рассказ, пересказать его)
- У вас при пересказе получится рассказ, изложенный своими словами. Чтобы более точно передать содержание рассказа, нужно выбрать из текста и добавить к нашему плану опорные слова, этому мы будем учиться на уроках чтения.