Урок по литературному чтению на тему: Р.Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже», Г.Цыферов «Что такое звёзды?»
Урок: литературное чтение.
Тема: Р.Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже», Г.Цыферов «Что такое звёзды?»
Цель: Познакомить со стихотворениями Р.Сефа «Кактус, «На свете всё на всё похоже», произведением Г.Цыферова «Что такое звёзды?»
Задачи:
- Развивать навык чтения, умения анализировать образные средства языка;
- Научить детей сравнивать похожие по форме предметы, отрабатывать выразительное чтение произведения;
- Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: учебник по литературному чтению, карточки, интерактивное оборудование.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
У: Что такое, что случилось, почему звенит звонок?
Д: Мы готовы, стол в порядке, начинается урок.
2.Актуализация опорных знаний.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ
1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Улыбка - Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
4. Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
5. Голодный хомячок.Втянуть щеки.
6. Часики (Маятник).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. Чистка зубов.
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихи А. Шибаева.
3.Работа по теме урока.
А) Просмотр отрывка из мультфильма «Что на что похоже» (1 мин.).
- Как называется мультфильм?
- Фантазер Щенок считает, что все на свете на что-нибудь похоже.
- Какие похожие предметы встречаются в этом мультфильме? Какие предметы он сравнивал?
Листочек – бабочка;
Одуванчики – снежинки;
Шмель – тигр
(на доске)
- Как вы считаете, что делал герой этого мультфильма? (фантазировал и сравнивал предметы).
- «На свете всё на всё похоже», то есть, если быть наблюдательными, мы можем найти вокруг много похожего?
- А что значит «сравнить два предмета»? (Это значит узнать, чем эти предметы похожи и чем различаются.)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (сравнивать предметы)
-Посмотрите вокруг. Определите, что на что похоже.
Б) Откройте учебник на с.160.
Знакомство с текстом Стихотворение Р. Сефа «Кактус». С автором этого стихотворения мы с вами знакомились. Роман Семёнович Сеф (1931 – 2009)- детский писатель, поэт, переводчик.
В) Перечитывание и работа с текстом.
Проводится выборочное чтение по вопросам:
Когда произошло событие, описанное в стихотворении?
Где жил кактус?
Что не устраивало кактус в его жизни?
Что, по мнению автора, предпринял кактус?
Далее дети отвечают на вопрос учебника, работая при этом над таким средством языковой выразительности, как сравнение.
Г) Знакомство с текстом Стихотворение Р. Сеф «На свете всё на всё похоже...»
Учащиеся читают молча.
Д) Перечитывание и работа с текстом.
Дети выборочно читают стихотворение, отвечая на вопросы учи- теля:
На что похожа змея? («На ремешок из кожи».)
На что похожа луна? («На круглый глаз огромный».)
На что похож журавль? («На тощий кран подъёмный».)
А полосатый кот? («На пижаму».)
А ты? («На маму».)
Как вы считаете, что хотел сказать нам автор этого стихотворения? («На свете всё на всё похоже», то есть, если быть наблюдательными, мы можем найти вокруг много похожего.)
4.Физкульт. минутка.
5.Знакомство с произведением Г.Цыферова «Что такое звёзды?»
- Соедините слова похожие по форме. Книга – прямоугольник, мяч – солнце,
- Какое слово осталось лишним? ( Звезды)
- В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись: над их головами в вышине сверкали бесчисленные точки. Древние люди считали, что на них смотрят глаза богов, а кто-то думал, что это отверстия, через которые падает небесный свет.
- Вы любите смотреть на звёздное небо? Что вы представляете?
- Сейчас мы познакомимся с героями, которые тоже очень любили наблюдать за звездами.
- Откройте с.162 и давайте перед чтением произведения выполним задания.
- Какие произведения Геннадия Михайловича Цыферова вы уже читали? («Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Град»)
- Большая часть сказок Г.М.Цыферова о животных. Персонажи его произведений впечатлительны, добры.
А) Первичное чтение текста. Учащиеся читают сказку вслух по абзацам.
Б) Беседа по содержанию текста.
- Кто ведет разговор в этой сказке? (Лягушка и кузнечик)
- Ребята, а найдите и прочитайте мне в тексте, что спросил кузнечик? (Что такое звезды?)
- Что вы можете рассказать о звездах?
- Что же такое звезда? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему звёзды светятся?
Звёзды – небесные тела. Их хорошо видно ночью. Одни ярко сверкают, другие мерцают, третьи едва заметны. Любая звезда всегда светящаяся точка. Солнце, звёзды – огромные раскалённые шары, излучающие свет. Есть звёзды большие и маленькие. Наряды звёзд зависят от их температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – холодные. Солнце – ближайшая на земле звезда, остальные находятся ещё дальше от Земли, поэтому видны как светящиеся точки.
-Что же говорят большие слоны про звезды? (Шляпки золотых гвоздиков)
- А что думают большие медведи про звезды? (снежинки)
- Что говорит лягушонок про звезды? (цветы)
-А чем похожи звезды на шляпки золотых гвоздиков? Снежинки? На цветы?
-А на что ещё похожи звёзды? Давайте продолжим фантазировать (свечка, салют, кристалл, листик клена)
6.Итог урока.
- Какие произведения мы с вами читали?
- Какая главная мысль в этих произведениях?
7.Рефлексия.
- Сигнальные карточки.
8.Д.З.
Выучить любое стихотворение наизусть.
15