Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме Зеленый заяц Г. М. Цыферов
Ершкова Галина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ Первомайской СОШ № 2 Нижегородской области
Тема урока: Г. Цыферов «Зелёный заяц»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создать условия
-для ознакомления со сказкой Г. Цыферова «Зеленый заяц»;
- развитие способности «творческого» видения смыслов художественного текста;
- раскрытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя нравственно - личностных категорий и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета;
-развитие коммуникативных способностей.
-развитие речи
Задачи:
- расширять представления детей о таких литературных понятиях, как «тема», «идея», «литературный жанр».
-ввести новое понятие «структурная модель художественного произведения» - «литературная карта» (из личного опыта).
- развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас, способствовать развитию умения пользоваться разными информационными источниками.
Конспект урока по литературному чтению.
Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!
Максим Горький (Слайд № )Чтобы новое узнать,
Будем книгу мы читать.
Но не просто так читать,
А глубоко изучать!
Чему же мы учимся на уроках литературного чтения?
(Мы научимся читать книгу, произведение)
Вывод: мы научимся работать с художественным произведением.
- С каким настроением вы пришли на урок литературного слушания?
(Слайд 2)
-Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?
- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?
- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?
-Давайте улыбнёмся друг другу и с радостным настроением возьмемся за дело.
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, мы продолжаем наш урок. Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами конверты с карточками-моделями литературных жанров, к ним нужно подобрать темы произведений. У каждой пары какой – то один литературный жанр.
Помните о правилах работы в паре. (Слайд 3)
Правила работы в парах.
Нужно уметь договариваться с другом
Любое мнение ценно.
Нужно интересоваться мнением друга.
Обращаться нужно по имени.
Дети работают в парах.
Конверты с моделями
СТИХИ о Родине
РАССКАЗЫ о детях
СКАЗКИ о природе
о животных
приключения и волшебство
Проверяют по эталону. (Слайды № )3. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
Ребята, отгадайте о ком пойдет речь на уроке?
(Дети у доски рассказывают о животном – 4 человека)
1.Это животное живет по всему свету. Его не встретишь только на Мадагаскаре и в Антарктиде.
У него хорошее зрение и слух.
У него имеется коротенький хвостик до 6 см.
Эти животные не имеют проблем с питанием.
- Догадались кто это?
(Это заяц)
Учитель. Считается, что слово «заяц»- это общеславянское слово и происходит от слова «заи», что обозначает «прыгун».
Мы знаем зайца по сказкам и воспринимаем его таким робким, слабым и трусливым. Мы его очень любим и жалеем.
Но мы знаем и другого зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Там зайчишка очень обоятельный, ловкий и сообразительный. А главное смелый.
- О ком же мы будем читать на уроке?
- Прочтите название произведения (хором). (Слайд № )- Попробуйте определить литературный жанр этого произведения по его названию?
(Это сказка. Потому что …)- Как вы думаете, какой зайчик будет в этом произведении робким и слабым или смелым и сообразительным?
(Предположения детей)
- Что нам нужно узнать на уроке? Назовите цель урока.
(Нужно узнать какой зайчик в произведении.)
- Как можно поработать с этим текстом?
(Можно почитать выразительно, пересказать, ответить на вопросы по тексту, определить тему и идею и т. д.)
Учитель читает цели со слайда. (Слайд № )Вот портрет автора Г. Цыферова. (Слайды № )Цыферов Геннадий Михайлович родился 26 марта 1930 в Свердловске
Геннадий Михайлович Цыферов писал добрые сказки для маленьких детей. Где трудные жизненные проблемы объясняются просто и понятно.
Герои сказок — цыплёнок, ослик, слонёнок, медвежонок, маленький великанчик и паровозик — всегда готовы прийти на помощь друг другу и защитить слабого. Они храбрые, любознательные, добрые и весёлые. Многие сказки Геннадия Цыферова стали мультфильмами. Паровозик из Ромашково, Лошарик , Лягушонок ищет папу и другие мультики малыши с удовольствием смотрят вместе с мамами и папами и даже бабушками и дедушками.
Он написал такие книги: «В медвежачий час», «Жил на свете слоненок», «Как лягушонок искал папу», «Как стать большим», «Кто всех добрее», «Маленький великанчик», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Сказки на колесиках», «Сказки старинного города», «Тайна запечного сверчка», «Что у нас во дворе?» и др.. Умер 4 декабря 1972 г.
4. Физкультминутка.
5. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения.
Инсценирование сказки при помощи детей с. 87 – читает учитель.
- Как вы думаете, что произойдет дальше с зайцем?
(Предположения детей)
Играют дальше с. 88
Обсуждение.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Кого было вам жаль в произведении? Почему?
- Значит, это произведение не только смешное, но и поучительное.
- Какой это литературный жанр? Почему?
- Ребята, давайте проверим вашу зрительную внимательность. Сосчитайте, сколько зеленых зайчиков спряталось на лугу? (Слайд № )6.Первичное закрепление во внешней речи.
Читают по цепочке. Обсуждают.
- О чем эта сказка?
- Назовите тему.
Тема: «Как зайчик стал зеленым» (Слайд № ) или дети могут назвать «Зелёный заяц».
- Прочтите предложение со словом корить.
- Где можно узнать значение слова, если мы не можем его точно объяснить?
( В толковом словаре)
- Давайте обратимся к нему.
Корить - упрекать, попрекать. Корить за ошибки. – Толковый словарь русского языка (Слайд № )Физкультминутка.
(Дети танцуют под песенку лягушки)
8 . Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения.
Самостоятельное чтение в парах по цепочке.
Работа над вопросами с. 88
Как ты думаешь, почему зайчик послушался лягушку?
(Он сам не подумал и растерялся.)
Всегда ли ты делаешь то, что тебе говорят другие?
(Ответы детей.)
- Что произошло, когда зайчик стал зеленым?
(Лягушки стали над ним смеяться.)
-Какие чувства по – вашему испытал зайчик, когда его все увидели зеленым? (Ему стало стыдно и неловко.)
Вывод: такие же чувства испытывает человек,если хорошенько не подумал сам. Тогда может попасть в глупую ситуацию и над ним все будут смеяться. Когда вы захотите над кем- нибудь посмеяться вспомните об этом зайчике и его чувствах.
Хорошо ли, что мы все разные? Должны ли быть все одинаковыми? Почему?
- Какой совет вы бы дали зайцу? (Прежде, чем что-то сделать, нужно самому подумать.)
Этот совет – это тема или идея произведения?
- Назовите идею.
Идея: «Нельзя жить чужим умом» (Слайд № )- Есть ли в сказке вывод, к которому мы пришли?
- Значит идея в произведении была для нас открыта или скрыта?
- Для чего так сделал автор? (Хотел нас заинтересовать. Хотел нас заставить подумать.)9. Самостоятельная работа в парах.
- Что помогает нам иногда делать вывод в произведении? (пословицы)
-Продолжаем работу над произведением Г. М. Цыферова «Зеленый заяц».
Обсудите в парах заголовок и ответьте на вопрос:
- С к теме или к идее он близок? Докажите свое мнение.
Подберите подходящую пословицу к произведению.
Пословицы.
Глуп тот, кто живет чужим умом.
Ум имей хоть маленький, да свой.
Ворона и за море летала, а умна не стала.
Учитель слушает ответы детей. (Слайд № )10. Первичное закрепление в измененной ситуации. Характеристика главных героев сказки. (Работа с интерактивной доской.)
Давайте прочитаем выразительно по абзацам эту сказку и составим покадровое словесное изображение.
1 абзац- Что можно увидеть на 1 кадре?
2 абзац – Что можно увидеть на 2 кадре?
3 абзац – Что увидим на 3 кадре?
- Сколько всего кадров в сказке получилось? (3)
- Какой зайчик в произведении? (неуверенный, робкий, глупенький)
- Какой вы увидели лягушку в сказке? (уверенная, не сомневается в своей правоте)Давайте подберем точную характеристику зайчику на доске. (Один ученик подбирает характеристику главному герою)
11. Творческое применение новых знаний. Работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» (Слайд № )Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Мы будем по сказке «Зеленый заяц» выполнять коллективный проект. Будем раскрашивать рисунки к сказке и собирать «книжку-малышку».
- Как мы уже определили в сказке 3 кадра, 3 картинки. С этими картинками и текстом вы будете работать.
Задания для групп.
1 группа – составляет обложку (Литературный жанр, автор, заголовок)
Остальные группы выбирают каждая свой кадр, раскрашивают картинку, подбирают правильно текст, вырезают его и наклеивают под картинкой.
2 группа – выбирают 1 кадр.
3 группа – выбирают 2 кадр.
4 группа – выбирают 3 кадр.
Правила работы в группе.
Говори спокойно и ясно;
Говори только по делу;
говори по очереди;
обращайся к другу по имени.
Проверка у доски и сбор книжки – малышки.
(1 картинка – лягушки на лугу сидят одни, 2 картинка – пришел серый зайчик, 3 картинка – зайчик зеленый, он обиделся и уходит)
11. Повторение и включение новых знаний в систему знаний, введение понятия «литературная карта».
- Моделирование структуры произведения при помощи объемных фигур.
- Какое произведение изучили на уроке? (Сказку о животных) Выходит ученик к доске, берет модель.
- Кто автор? (Выходит ученик к доске, называет и берет модель).
- Что запомнили про заголовок? (Заголовок «Зеленый заяц» выражает тему)
- Назовите тему. (…..)
- Идея сказки? (…)
- Значение какого слова мы уточняли по словарю? (Корить)
Вывод: ребята, все что мы сейчас делали с этими моделями будем называть в дальнейшем «литературной картой произведения». Посмотрите как она выглядит. (Слайд № ) Спасибо за работу, садитесь.
-
12. Рефлексия. (слайд № )
Расскажите, как прошел наш урок.
- Мне было интересно ….
- Я узнал, что ……
- Я запомнил …..
- Я научился работать в ……