Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс Г.Цыферов Маленький тигр
Макрова Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МОУ – СОШ п. ОсиновскийМарксовского района
Саратовской области
Технологическая карта урока
литературного чтения в 1 классе с использованием
технологии деятельностного метода.
Образовательная программа «Начальная школа XXI века», авт. Н.Ф. Виноградова.
Учебник: «Букварь: 1 кл. 2 ч.» Л. Е. ЖуроваТема: «Г.Цыферов «Маленький тигр»».
Цель урока: создание условий для формирования интереса к чтению;
осмыслению текста, развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса.
Задачи:
обучающие: формирование читательских умений через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям), просмотровое чтение (внешний вид тигра, щенка и котенка), молчаливое чтение (ответ на вопросы), пересказ, отработка навыка чтения;формирование умения понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении;
развивающие: развитие познавательной активности, самооценки, интереса к предмету; умений анализировать, сравнивать, обобщать.
воспитывающие: воспитание любви к животным через формирование понятия «доброта».
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная.
Осуществляются связи литературного чтения с русским языком, окружающим миром.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, карточки ( для индивидуальной проверки: «Самый внимательный читатель», тест для работы в парах), картинки с изображением тигра, котёнка, щенка, плакаты с девизом урока, пословицей, портрет писателя, выставка книг.Используемые ресурсы:
http://uchitel.edu54.ru/node/16200 физминуткаhttp://festival.1september.ru/articles/521341/ конспект урока
http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass_tema_uroka_g._cyferov_malenkiy_tigr-46274.htm конспект урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности.
1-2 мин.
Цели: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.
1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
- Ребята, к какому уроку вы приготовились?
- Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?( много читать, узнать что-то новое, фантазировать). А откуда можно узнавать новое и интересное? ( из книг) Будем много читать – будем много знать и стараться правильно поступать. ( На доске) Девиз: «Работаем дружно, помогаем, если нужно!»
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Хором читают девиз.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные : умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
5-6 мин.
Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся. 1.Фиксирование затруднения.
- Давайте посмотрим, как вы знаете сказки? (Работа по карточке: «Самый внимательный читатель» ( по прочитанным произведениям)
С. Маршак «Ты эти буквы заучи» сказка
В.Сутеев. «Три котенка» рассказ
Е Чарушин «Как Никита играл стихотворение
в доктора»
На маркерной доске проводится проверка при помощи проектора.
- А знаете ли вы, ребята, что такое сказка?
Этот вопрос беспокоит умы многих людей с незапамятных времён.
Сказка – это частично – вымышленная история со счастливым концом
- У каждого человека есть своя любимая сказка, свой герой и свой рассказчик.
Сказки бывают авторские и народные.
2. Подготовка к восприятию сказки
А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.
КТО-ТО НА ОГРОМНОЙ КОШКЕВЗЯЛ И НАЧЕРТИЛ ПОЛОСКИ.- ВИДНО, ПРОСТО ТАК, ДЛЯ ИГР,-ДОЛГО ВОЗМУЩАЛСЯ… (тигр)
(На доске появляется иллюстрация с изображением тигра.)
- Кто из вас видел тигра? Где?
Чем питается тигр?
- Тигр – хищный зверь. Основная его добыча – кабаны, олени, антилопы.
- Послушайте следующую загадку.
КТО С УСАМИ РОДИТСЯ? (котёнок)
(На доске иллюстрация с изображением котёнка.)
- В чём сходство и отличие этих животных? Отвечают на вопросы:
«Сказка- это чудеса»
«Сказка – это волшебство»
«Сказка – это то, что читает мама на ночь»
«Сказка – это добро»
Называют жанры прочитанных произведений.
Сравнивают ответы.
Взаимопроверка. (Дети обмениваются карточками. Проверяют . Делают пометки простым карандашом:
- молодец
- ошибка
Выявляют ошибки и повторяют:
стихотворение
с сказка
рассказ
Отгадывают загадки
Познавательные: формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
(Постановка учебной задачи) 2-3 мин.
Цель: создание условий для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построение проекта выхода из затруднения. - Как выдумаете, кто будет главным героем произведения?
-Попробуйте сформулировать тему урока
На доске открывается запись: «Маленький тигр»)-Предположите, к кому из этих животных относится название сказки?
-Давайте проверим вашу догадку.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник.
-Прочитайте заголовок. Прочитайте фамилию автора.
- Рассмотрите портрет автора и выставку книг на стенде. Формулируют тему урока:
«Сегодня мы будем читать сказку. Главными героями этой сказки будут тигр и котёнок»
Находят по закладке сказку, читают заголовок, рассматривают портрет, выставку книг. Познавательные: формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;Коммуникативные:используют коммуникативно-речевые действия
умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
4.Построение проекта выхода из затруднения.
10-12 мин.
Цель: организация
коммуникативного взаимодействия с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания. Работа над произведением.
1)Чтение сказки хорошо читающим учеником.
2) Первичное восприятие.
- Поделитесь своими впечатлениями, чувствами, мыслями.
- Что необычного в этом произведении?
- Что сделал Большой Тигр?
- А если бы главный герой поступил бы по-другому. Что могло бы произойти?
- Каков жанр этого произведения? Как определили?
- Хотите узнать, кто его написал?
Электронная физминутка «Дорогою добра»
Цель: снятие утомления у ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся.
Чтение с остановками («цепочкой»)
- Сейчас вам предстоит очень серьёзная работа.
- Чтобы выполнить её нужно прочитать текст ещё раз, но с остановками.
Чтение 1 абзаца.
- Каким показал автор нам тигра?
(на доске появляется картинка с изображением тигра))
- Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.
- А почему тигр был сердитый?
Чтение второго абзаца.
- Кого встретил сердитый тигр?
(на доске картинка с изображением котёнка)
- Почему сердитый тигр не зарычал на котёнка?
- Что предложил Большой Тигр котёнку?
- Как вы думаете, почему Большой тигр и Маленький тигр стали жить вместе?
Чтение 3 абзаца.
- Что самого главного в этом абзаце?
- Как Большой тигр проявлял заботу о Маленьком тигре?
- Как вы думаете, проявление заботы это трудно? Почему?
Чтение 4 абзаца.
- Чему научил Маленький тигр – Большого?
- Как вы думаете пригодится ли Большому тигру в жизни быть добрым?
- А зачем ему понадобится быть добрым?
Чтение 5 абзаца.
- Каким автор показал нам щенка?
(на доске картинка с изображением щенка)
- В нашей сказке встретились котёнок и щенок.
- Что в действительности произойдёт, когда кошка встретится с собакой?
- Почему? Какие поговорки вы знаете?
- А какое произведение мы читали про кошку и собаку?
(С.3 «Букваря» Г.Остер «Про котёнка Гав»)
-Почему они сначала не понимали друг друга?
- Что помогло им стать дружными?
3)Работа с иллюстрациями к сказке по учебнику
-Какими строчками можно подписать иллюстрацию? Ученик читает сказку.
Отвечают на вопросы
Выполняют движения под музыку.
Читают текст.
Анализируют :«Тигр – сильный, сердитый, большой, одинокий»)«Котёнок – маленький, пушистый, добрый»
«Вечером большой тигр укладывал маленького спать и мурлыкал ему песенки»
«У тигра появился друг»
«Щенок – лохматый, маленький»
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;
Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности; познавательные _ понимают фактическое содержание прослушанного произведения,
коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;
5.Первичное закрепление .4-5 мин.
Цель: организация усвоения детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. Физминутка для глаз.
Составление обложки сказки.
(Раздаёт чистые листочки каждому ученику)
Г. Цыферов
Маленький тигр
тигр
Следят за движением картинок
Складывают листок пополам. Подписывают автора, название сказки, условное обозначение сказки. 6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
4-5 мин.
Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнение задания, в котором тренируется использование нового материала. Работа в парах. Работа с деформированным предложением
- Как надо работать в паре?
Соберите из слов предложение и прочитайте народную мудрость.
«Жизнь дана на добрые дела»
Объясните, как вы понимаете эту пословицу? Отвечают на вопросы: «Надо договариваться. Уважать мнение другого человека»
Составляют предложение, объясняют, отвечают на вопросы Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
7. Включение в систему знаний и повторение.
4-5 мин. Тест «Подчеркни правильный ответ»
Кто такой Маленький тигр?
Котёнок, щенок, поросёнок.
Кто написал сказку «Маленький тигр»?
А.С.Пушкин, Г.М. Цыферов, Е.И ЧарушинВыполняют тест.
Подчёркивают правильный ответ Регулятивные: контроль , коррекция;
Личностные: самоопределение.
8. Рефлексия деятельности.
2-3 мин. - Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-Что открыли для себя на уроке?
- Чему же учит сказка?
-Для чего людям надо быть добрыми?
- У вас на партах лежат ладошки цвета солнца, доброты. Написано предложение: «Я ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ»
Сами оценивают себя.
Выставление оценок.
Дети выходят к доске, составляют солнышко вокруг красного сердечка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
:
Г.М. Цыферов «Маленький тигр»
Полосатый тигр был красив, но сердит, очень- очень. Встретит поросёнка, заворчит.
Встретит медвежонка, зарычит.
Но как – то сердитый тигр, встретил маленького котёнка. И хотел он уже зарычать, но взглянул на его усы и понял: да это же маленький тигр!
И сказал тогда большой тигр:
- Давай жить вместе.
И стали они жить вместе. Вечером большой тигр укладывал маленького спать и мурлыкал ему песенки. А маленький тигр учил большого быть всегда добрым. Если большой тигр поднимал на кого-то лапу, маленький говорил:
- Не надо, он мне очень нравится.
И тигр только улыбался.
И так они жили. Но однажды пошли они гулять и встретили лохматого щенка.
Маленький тигр рассердился, заворчал, поднял лапу…Но тут его неожиданно остановил большой тигр и сказал тихо:
- Не надо, он мне нравится. Он такой же пушистый и маленький, как ты.
Вот так сердитый тигр стал добрым.
На том и кончается сказка. Теперь они уже живут втроём – тигр, котёнок и щенок – и учат друг друга быть всегда добрыми.
Это ведь не так просто: быть всегда добрым, сам знаю.