конспект урока во социально-бытовой ориентировке на тему Бюджет (10 класс)






Методическая разработка урока
по социально – бытовой ориентировке
по теме:
«Бюджет семьи.
Хозяйство и трудовая атмосфера в семье»
10 класс







Учитель: Мирошникова О.Ю.



















Тема: « Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье».

Цель: формирование понятия о семейном бюджете, его составных частях.

Задачи:
Образовательная: дать представление о семейном бюджете, его планировании, о распределении обязанностей в семье;
раскрыть значение труда, как основы жизни семьи, ее материального и духовного благополучия.
Коррекционно-развивающая: развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы; обогащать и уточнять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к домашнему труду, бережливость.
Оборудование: презентация мультимедийного урока «Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера.»
Словарь: бюджет , расходы, доходы.














Ход урока.

I. Организация класса.

- Здравствуйте, садитесь.
Проверьте свои рабочие места: дневник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, фломастер.

II. Повторение изученного материала по теме: «Семья». Слайд №1

- Мы с вами неоднократно обращались к теме семья на прошлых уроках. Дайте определение, что такое семья?
(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
- Конечно, нужна. Вслушайтесь в слова женский пол и мужской пол, т.е. две половинки, которые должны соединиться в одно целое и создать семью.
-Вашим домашним заданием было составить небольшой рассказ о своей семье (дети рассказывают).
- Эту тему вы обсуждаете и на других уроках, например Левченко А. написал сочинение и сейчас я его зачитаю (зачитываю сочинение)
- На основе чего строятся взаимоотношения в семье? (взаимопонимании, уважении, любви)
- Да, правильно. Очень часто в семьях происходят ссоры, потом семьи распадаются, но мне хочется пожелать, чтобы в ваших нынешних семьях и в будущих всегда был мир. А поэтому вы должны помнить, что «злое слово доброго человека делает злым, а доброе даже злого делает добрым».
- Назовите правила поведения в семье. Слайд №2
(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
- Объясните пословицу «Вся семья вместе – и душа на месте». Слайд №3
- Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня тема нашего урока «Бюджет семьи. Хозяйство и трудовая атмосфера в семье».Запишите тему урока в тетрадь. Слайд №4


IV.Изучение нового материала.

- Как вы понимаете, что такое бюджет?
- Бюджет – в переводе с английского обозначает «денежная сумка».
Слайд №5
- Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени. (Неделю, месяц, год.) Бюджет можно назвать денежным планом семьи (разбор слайда).
- Запишите в тетрадь «семейный бюджет –это...»
- Опыт показывает: для того чтобы жить достойно, надо немало потрудиться, научиться рационально использовать свои доходы и честно пополнять их. Материальная база создается в результате усилий всех членов семьи.
- Что же такое доходы!? (ответы детей)
Доходы – это денежная сумма, которую получает семья, в результате какой – либо деятельности.
Чтобы правильно составить семейный бюджет, надо прежде всего учесть все доходы семьи.
- Откуда мы можем получать доход в семью? (ответы детей)
- Доходы семьи складываются из:
· Слайд №6 Слайд №7
Заработной платы работающих членов семьи;
Пенсии; (Кто получает пенсию?)
Стипендии;
Пособия, выплачиваемого на ребенка;
Проценты по вкладам в банке;
Доходы с личного подсобного хозяйства;
Доходы от сдачи в наем части жилой площади или нежилой (гараж);
Государственные дотации.
- Как вы понимаете, что такое дотации? (доплаты)
-Кто может претендовать на государственные дотации?
(Люди, не имеющие прожиточного минимума.)
- Кем устанавливается сумма прожиточного минимума? (Правительством Ростовской области)
- Кто является губернатором Ростовской области? (Голубев Василий Юрьевич)
Слайд №8
-Запишите в тетрадь «Источники дохода - »
- Теперь разберёмся с вами, что же такое расходы (ответы детей)
- Это затраты денежных средств в семье.
- На что же мы тратим деньги? (ответы детей) Слайд №10
Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:



Обязательные Текущие
- Запишите в тетрадь схемы: «Основные статьи расходов» .
Используйте простой карандаш и линейку.
- Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?
(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги) Слайд №9
-Запишите в тетрадь обязательные расходы.
- Какие текущие расходы?
(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)
Слайд №10, 11
- Запишите в тетрадь текущие расходы.
- Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи. Это сплачивает семью, учит соизмерять потребности с материальными возможностями.
Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы. Живи по средствам!
Физминутка.
V. Закрепление нового материала.
- Что новое вы узнали сегодня на уроке?
- Дайте определение, что такое бюджет? (выставляю слова на доску и раздаю каждому)
- Из чего складывается семейный бюджет?
- Проверим ваши знания на карточках. Отметьте знаком плюс текущие и обязательные расходы.
- Посчитайте бюджет семьи. Слайд №12
- Как вы поступите, если захотите купить крупную вещь, например, холодильник? (Решение задачи) Слайд №13
-Как можно сократить расходы семьи?
(экономить: электроэнергию, воду, газ, отказаться от предметов роскоши, дорогих вещей) Таблица 1
- Вычеркните название продуктов, которые можно было не покупать в целях экономии семейного бюджета. Таблица 2


- Как вы понимаете:
Копейка рубль бережёт. (Из сэкономленных копеек складываются рубли).
Жить по средствам. Слайд №14
Итог урока.
Слайд №15
- Молодцы, отлично работали .
VII. Д/з: изучить бюджет своей семьи

15