Конспект урока по биологии , 6 класс на тему: Папоротники, Хвощи. Плауны


Урок биологии
в 6 классе
«Папоротники. Хвощи. Плауны».
учитель биологии
первой кв. категории
МОУ «СОШ № 5 г. Ершова
Писаревская Г. А.

г. Ершов 2017г.
Предмет: Биология. 6 класс.
Базовый учебник: Биология, 6 класс, И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко. Москва. Издательский центр « Вентана – граф» 2013 год.
Тема урока: «Плауны. Хвощи. Папоротники и их общая характеристика».
Цель урока: Познакомить обучащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; расширить представления о высших споровых растениях.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с характерными особенностями высших споровых растений на примере папоротникообразных;
Показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных растений;
Показать многообразие папоротникообразных и особенности их внешнего строения;
Раскрыть их экологическую роль и хозяйственное значение, необходимость охраны.
Форма организации познавательной деятельности: командная, индивидуальная
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы и проблемного обучения.
Необходимое оборудование:
Техническое (компьютер, медиа-проектор).
Живые экземпляры папоротников, гербарии плаунов, хвощей и папоротников, рисунки с изображением редких и исчезающих видов папоротников, таблицы: “Значение папоротников в природе”, рисунок с изображением леса каменноугольного периода, схемы строения и размножения папоротников). Коллекция “Каменный уголь и продукты его переработки”).Планируемые результаты обучения:
предметные:
- формирование систематизированных знаний об общих чертах строения плаунов, хвощей, папоротников как высших споровых растений, об их роли в природе.
- объяснение чередования бесполого и полового способов размножения как стадий индивидуального развития папоротникообразных.
метапредметные:
- формирование умения выделить существенные признаки изучаемых биологических объектов, выявлять признаки в строении высших и низших растений;
- умение работать с разными источниками биологической информации;
Личностные:
- формирование научного мировоззрения на основе сравнения высших и низших растений, выявления усложнения строения высших растений;
- развитие эстетических чувств, эмоционально-ценностного и гуморального отношения к объектам живой природы.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация (постановка проблемы)
Открытие нового знания
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Включение в систему знаний повторение.
Рефлексия
Итоги урока
Литература:
Грушевский И.В., Жилина С.Г. Жизнь растений: Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники М.: Просвещение 1978
Дмитриев Ю. Книга природы М.: Детская литература 1990
Секреты природы. Перевод с английского, М.: Издательский дом, 1999г.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология М.: Вентана –Граф,2013
Энциклопедия для детей. Ред. М.Д. Аксёнова «Аванта +», 1979
Ход урока.
1.Организационный момент.
( 2 мин)
Здравствуйте ребята!
Сегодня урок у нас не обычный, так как мы с вами будем работать на основе командной деятельности. Я попрошу вас сесть так комфортно, чтобы вы чувствовали себя удобно и могли видеть одновременно и меня и экран.
ПРИЕМ « УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ»
У вас на партах есть карта «Менедж мет». На этой карте указан номер участника команды.
Давайте проверим, все себя нашли: участник № 1, 2, 3,4 ( дети подымают руку, согласно своему номеру)
- Здесь же нумерация столов : стол № 1,2,3,4,5,6
Давайте поприветствуем партнеров по плечу и партнеров по лицу. (Дети подают руки или кивают головой своим партнерам)
Настрой на работу:
Сегодня очень важно, чтобы мы с вами имели обратную связь.
ПРИЕМ «ХАЙ- ФАЙФ» ( СИГНАЛ ТИШИНЫ)
Я сделаю хлопок, а вы должны повторить его синхронно.
Молодцы! Чувство ритма у нас есть. Это очень важно, так как между нами должна произойти важная информация.

Актуализация знаний.
ПРИЕМ « СТЁЗЕ КЛАСС, МИКС - ФРИЗ - ГРУПП»
ПРИЕМ « КОНЕРС»
Карточки:
Отдел голосеменные (сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник)
Отдел покрытосеменные ( роза, петуния, одуванчик, тюльпан, астра )
Отдел мхи (маршанция, печеночники, сфагнум, кукушкин лен, листостебельные)
Отел водоросли ( хламидомонада, хлорелла, спирогира, ульва, филлофора)
Отдел папоротникообразные ( папоротник, хвощ, плаун, вайи)
У каждого их вас на столе лежат карточки, покажите их друг другу. ( дети показывают карточка, чтобы их все видели)
Сейчас, по моему небольшому сигналу, вы перемещаетесь по классу, можете общаться между собой, но при этом создавая некие группы. Принцип построения и образования групп вы выбираете сами. Но вы ограничены во времени. У вас на это всего 2 минуты. Через 2 минуты я хочу увидеть образовавшиеся группы, сколько их будет я пока не знаю.
- Скажите, почему вы объединились в одну группу? (опрос каждой группы).
Вопросы для групп.
- Что изучает ботаника?
- Какие отделы растений вы уже знаете?
- А какой отдел вам еще не знаком? ( дети отвечают)
- Что лежит в основе строения всех живых организмов? (клетка)
- (что объединяет растения?), (клетки, ткани)
Ребята, объединились в группы: ( голосеменные, покрытосеменные, мхи, водоросли и образовалась группа «Папоротникообразные», с которой дети еще не знакомы.
А как мы можем схематично изобразить, что все отделы входят в царство растений? ( Ребята предлагают идеи , например встать в круг и пр. )
И так, у нас образовались новые группы. (от себя учитель отсчитывает по 4 человека. Происходит перемешивание и образование новых команд)Ребята, а какой отдел растений вам еще не знаком? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Ребята отвечают Папоротникообразные)
Тема урока: Отдел Папоротниковидные и их общая характеристика.
Я позволю сделать запись на доске. А вы запишите тему на листах, которые у вас лежат на столах.
Ребята, а эта тема важна, актуальна?
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать об этой группе растений?
Ребята в группах обсуждают и произносит каждая команда.
Структура подумай, запиши, обсуди
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
( выдвигают цель, задачи урока)
Задачи урока
- рассмотреть общие признаки папоротников; - научиться отличать представителей этих групп друг от друга; - изучить особенности их строения и жизнедеятельности;- раскрыть особенности цикла развития папоротников;
Запишите лично для себя еще одну цель. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами.
На протяжении всего урока я……
Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в классе; один раз выступлю и т. д.
Открытие нового знания
Представители этих растений появились более 350 млн. лет назад. В то время на Земле господствовал теплый влажный климат. Это были крупные древовидные растения.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео фрагмент. Живые ископаемые.
Что вы узнали, просмотрев видео?
При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему? (в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца,  поэтому не образовывались)
До настоящего времени эти гигантские растения не дожили. Погибая, деревья падали в воду, заносились илом. Постепенно стволы спрессовались и без доступа кислорода превращались в каменный уголь ( демонстрация образцов). Палеонтологи по отпечаткам на каменном угле узнают о вымерших древних организмах.
Задание 1
А теперь посмотрите на каменный уголь и найдите с помощью лупы отпечатки папоротника
Мотивация. Многие из вас,  наверное,  были в лесу и видели красивые перистые листья  папоротника. Но никто и никогда не видел его цветков. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считали, что он наделен волшебной силой  - помогает найти клады, которые скрыты в земле.
На основании этой легенды Н. Гоголь написал повесть
«Вечера накануне Ивана Купала». Где герой повести Петро увидел расцветание папоротника. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».
А существует ли цветок на самом деле?
Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.
Прежде чем искать цветок папоротника.
Что нам надо знать? (строение папоротниковидных)
Расскажите мне, что вы уже знаете о строении и жизнедеятельности папоротников, хвощей и плаунов и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
ПРИЕМ « ТИМБИЛДИНГ»
Задание № 2
- А теперь поработаем в команде.
1 команда стр. 117-120 (строение и местообитание папоротника) кроме размножения
2 команда стр. 117-120 (строение и местообитание хвощей)
3 команда стр. 117-120 (строение и местообитание плаунов)
4 команда стр. 117-120 (значение папоротников)
5 команда стр. 117-120 (значение хвощей)
6 команда стр. 117-120(значение плаунов)
Представитель от каждой команды выходит и записывает свой ответ на ватмане или доске
Признаки растений папоротники хвощи плауны
Органы растений
Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом Членистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями Стебель, листья, придаточные корни
Место обитания Влажные леса Влажные места лесов и полей Влажные хвойные и смешанные леса
размножение Бесполое: спорами, почками на корневищах;
Половое Бесполое: спорами, вегетативное размножение:
корневищами;
Половое Бесполое: спорами, вегетативное размножение: частями тела;
Половое
Вопросы:
1.Каковы особенности строения папоротникообразных? стебель, листья, корни.
2. Какие существуют современные виды папоротниковидных? ( плауны, хвощи)
3.Почему папоротники относят к высшим растениям? (у них есть вегетативные органы - придаточные корни и побег)
( решение выносит команда)
Задание № 3.
Работа с гербарием. Заполнение сравнительной таблицы, работа с гербариями.
Теперь я предлагаю вам рассмотреть папоротник в натуральном виде, работая с гербарием.
- Какое у него строение? ( корень, стебель и листья)
- что располагается на обратной стороне листа? (споры)
- Зачем нужны споры папоротнику? (для размножения)
Опишите его (1-2 предложения)
Отвечать будет участник №4
- Травянистое растение с большими рассеченными листьями. Различных размеров.
Показывает через электронный микроскоп микропрепарат «сорус папоротника».
Ребята, теперь мы можем с уверенностью сказать, что мы знаем откуда произошли папоротники, знаем, что они существуют и в наше время, знаем где они растут, НО все равно пока не можем ответить на главный наш вопрос «Существует ли цветок папоротника?» А чтобы ответить на него нам нужно узнать как папоротники размножаются?
Давайте посмотрим, как размножается папоротник
(Просмотр видеофильма «Размножение папоротника»)
Задание № 4.
Подумайте, как происходит размножение папоротника. Какими способами папоротник размножается?
( работа с иллюстрированной анимацией у доски, оставление схемы размножения папоротников)
Взрослое растение ( спорофит) - сорусы – спорангии – споры – заросток (гаметофит)- зигота – зародыш – взрослое растение (спорофит)
Пользуясь информацией из учебника, запишите в тетрадь определение, что такое «спорофит» и что такое « гаметофит».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( Можно не использовать, так как дети в течение всего урока и так передвигаются)
Если ответ «Да», то поднять руки и похлопать, если «Нет», то сесть или присесть на корточки.
Хвощи, плауны это современные виды папоротников? ( ДА)
Папоротниковидные – это низшие споровые растения? (НЕТ)
Хвощи и плауны размножаются только бесполым путем? (НЕТ)
Папоротники относят к высшим растениям? (ДА)
Споры образуются на корне папоротника? (НЕТ)
В учебнике четких определений нет, необходимо проанализировать текст и выбрать информацию
Сорусы – группы спорангиев на нижней стороне листа
Спорофит – взрослое растение папоротника ( бесполое размножение)
Гаметофит – половое размножение. На нем содержатся органы полового размножения ( антеридии и археогонии).
Заросток – гаметофит папоротника
( в цикле развития папоротников, хвощей и плаунов чередуется половое размножение с помощью гамет и бесполое размножение спорами. Одно растение может образовать несколько миллионов спор. Во влажной теплой среде их споры очень долго сохраняют способность к прорастанию.
В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка - заросток. Вскоре на нижней поверхности заростка, в особых органах – гаметанглиях, формируются мужские (антеридии) и женские
(археогонии) половые клетки. С помощь. Воды, образовавшейся в результате таяния снега, дождя, мужские гаметы доставляются к яйцеклеткам. После оплодотворения из зиготы образуется зеленый побег с листьями. Со временем он развивается в крупное зеленое многолетнее растение. Споры образуются на листьях растения в особых органах – спорангиях. Поэтому зеленую стадию жизненного цикла папоротника называют спорофитом, а стадию заростка гаметофитом. В отличие от мхов у них спорофит – многолетнее поколение в цикле их развития, имеющее зеленые листья.



А теперь давайте ответим на вопрос: действительно ли в ночь на Ивана купала можно увидеть цветок папоротника? (нет, папоротник никогда не цветет, а вместо семян у него служат мельчайшие крупинки – споры, созревающие в крохотных мешочках на нижней стороне листа)
- Учитель показывает через электронный микроскоп микропрепарат «заросток папоротника».
Закрепление
Задание 5. Посмотрите на схему развития папоротника, изображенную схему на доске и сравните ее с рисунком 116 на странице 118 учебника.
( у доски представитель команд выборочно)
Задание 6
закрепление ( взаимопроверка)
Закрепление – в виде теста. «Какие утверждения верны?»
Растущие на земле папоротники – очень древние растения. (да)
Папоротники – это высшие споровые нецветковые растения. (да)
Заросток папоротника называется спорофитом.(нет)
Взрослую стадию папоротника называют гаметофитом.(нет)
Половое размножение папоротника происходит при наличии воды.(да)
Спора – орган бесполого размножения растений.(да)
обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в царстве растений есть отдел папоротниковидные
-А какой можно сделать вывод о строении этих организмов?
ПРИЕМ « СИНЕКТИК» ( Надо назвать неодушевленный предмет и сравнить его с папоротником, вставляя в текс, который выведен на экран)
…….. как единое целое похоже на папоротник, потому что…….

Например:
Песчинка , как единое целое похожа на папоротник, потому что как спора маленького размера.
Подведение итогов, домашнее задание.
Подведем итоги нашей работы.
Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.
Озвучивают группы по очереди.
Теперь мы можем ответить на наш главный вопрос «Есть ли цветок у папоротника?» (нет). Но в поиске ответа на этот вопрос мы узнали много нового и интересного о папоротникообразных.
Домашнее задание
§ 22 изучить, Задания на выбор , я хочу вам дать в творческом ключе
составить сказку «Путешествие по каменноугольному лесу», буклет «Высшие споровые растения», найти легенду о папоротнике в повести Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
Жду творческие задания , которые вы мне пришлете по электронной почте. (адрес на доске)
адрес электронной почты pisarevskaya-galinа@mail.ru
Выставление оценок. Рефлексия:
Оцените свою деятельность на уроке. Напишите мне телеграмму.
Мне сегодня удалось узнать…
- Я удивлён….
- Я сегодня расскажу родителям о том, что…
- Мне самостоятельно нужно будет поработать над вопросом…
Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! Выставление оценок.
(Дети подходят к островам и выражают свою мысль, почему они выбрали именно этот остров)
Острова»: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости
Перед вами находятся разные острова, какой остров вы выберете, решать вам. Я выбираю остров Радости, так сегодняшний урок оставил для меня радостное , не забываемое впечатление
А закончить наш урок я хочу словами Леонардо Да Винчи «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться!»
В организме растений, как и в нашем организме, нет ничего лишнего. Но чтобы лучше знать свой организм, надо вести здоровый образ жизни, доброе отношение к людям. Помните об этом каждый час, каждый миг, каждую минуту.
Спасибо за урок!
\s