Урок литературы в 7 классе «Подвиг любви бескорыстной…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Тема урока: «Подвиг любви бескорыстной» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Цель урока: проанализировать поэму, познакомиться с историческим материалом, положенным в основу поэмы.

Задачи урока:
Познакомить учащихся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.

Ход урока:
Интрига. (Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима» ) (Показ слайда №1) 13 декабря 1825 год. Санкт-Петербург. Ничто не нарушает тишину ночи. Всё уснуло, и только Медный всадник да яркие звёзды не спят. Ничто не предвещает трагедии.
(Показ слайда№2).
Утро 14 декабря. Площадь наполняется людьми. Именно в этот день должна была состояться присяга новому императору Николаю Павловичу (Николаю I ). Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Мятежные офицеры и части позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, то есть, по понятиям того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введения конституции, т.е. обязательного закона для всех, а также за ликвидацию крепостного права. Восстание было подавлено. Зачинщиков ждала ссылка, каторга, смерть.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.

- Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?
(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)
II. Работа по теме урока. (Показ слайда №3).
Я предлагаю назвать сегодняшний урок «Подвиг любви бескорыстной» по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н. Некрасов
- Кому посвятил первую часть поэмы Н.А.Некрасов?
- Кто же эти люди- княгиня и князь Трубецкие?

(Показ слайда №4) Историческая справка ученика.
Сергей Петрович Трубецкой . Ему было 30 лет, когда он познакомился со своей будущей женой – Екатериной Лаваль. Он уже был заслуженным героем, участником Бородинской битвы, заграничных походов войска российского 1813 – 1815 годов, носил чин полковника, служил штаб-офицером пехотного корпуса. Его род восходил в глубины истории, он был богат, приметен, образован. Единственного не знал о нём граф Лаваль: его будущий зять состоит в тайном обществе, и не просто состоит – он управляет делами Северного общества, он готовится свергнуть царя, ему намечено быть руководителем восстания.
(Показ слайда №5) Историческая справка ученицы
Екатерина Ивановна Трубецкая, урождённая графиня Лаваль, воспитанная среди роскоши, любви. Екатерина Ивановна, как вспоминает декабрист Оболенский, не была хороша лицом, но тем не менее могла всякого обворожить своим добрым характером, приятным голосом и умною, плавною речью. Она была образована, начитанна и приобрела много сведений во время пребывания за границей.


Прежде чем приступить к содержанию поэмы, заглянем в 1825 год, в царские апартаменты.
(Разыгрывается сцена учениками)
Голос царя: Жёны сих преступников потеряют прежнее званиедети, прижитые в Сибири, поступают в казённые заводские крестьяне
Трубецкая: Согласна!
Голос царя: Ни денежных сумм, ни вещей многоценных взять им с собой дозволено быть не может
Трубецкая: Согласна!
Голос царя: Ежели люди, преступники уголовные, коих за Байкалом множество, жуткие люди, погрязшие в пороках, надругаются над вами или же – не дай бог! – убьют, власти за то ответственности не несут
Трубецкая: Согласна!
. История создания поэмы.
Учитель. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.
После возвращения декабристов в России намечается очередной общественный подъем. Многие русские поэты и писатели откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.
В 1872-1873 годах в журнале «Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:
Быть может, мы, рассказ свой продолжая,
Когда-нибудь коснемся и других,
Которые, отчизну покидая,
Шли умирать в пустынях снеговых.
Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.
В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской», и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.

Опрос по домашнему заданию. Беседа с классом.
- К какому жанру относится произведение? Дайте определение поэмы как жанра.
( Поэма – большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом)
- Какова его основная идея?
- Какова ее композиция?
Перечитаем начало поэмы.
- С чего начинается поэма? (Показ слайда №8)(Поэма начинается с картины стремительного бега возка.)
- О чём 1 часть? (Это воспоминание о прощании с отцом)
-Как вы думаете, почему поэт передаёт эту часть именно в виде воспоминаний?
- Что происходит в душе княгини? Какая борьба? (Между представлением о долге и любовью к близким.)
-Обратите внимание на последовательность эпизодов. Не нарушена ли временная последовательность?
- С чего начинается 2 часть? (Почти так же, как и первая: всё тот же возок, всё та же бесконечная дорога.)
- Зачем Н.А. Некрасову такой повтор? ( Такой повтор показывает нам длительность пути княгини)
(Вот одна из особенностей построение поэмы.)
- Что составляет основу 2 части, т.е. в виде чего она построена? Диалог и монолог? Для какого жанра характерны монологи и диалоги?
(Таким образом, особенностью композиции поэмы является то, что она построена как драматическое произведение. Здесь есть всё: реплики участников диалога, ремарки автора)
- Что это даёт нам как читателям? (Такое построение произведения приближает читателя к событиям поэмы, делает его свидетелем разговора, усиливает сопереживание, сочувствие читателя к героине)
Анализ 2-ой части.
2.1. Словарная работа:
Мощи – высохшие останки людей, почитаемые церковью как святые.
Доха - шуба мехом и внутрь и наружу.
Кресты – ордена.
Клеймо – печать, знак; здесь: клеймо каторжника.
Варнак – лжец, буян, каторжник.
Ханжество – от слова «ханжа» - лицемер, прикрывающийся добродетелью.

2.2. Чтение отрывка из поэмы учениками.
Цейдлер. Позвольте -с.
Я согласен сам,
Что дорог каждый час.
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Бесплодна наша сторона,
А та - еще бедней.
Короче нашей там весна,
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой.
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Цейдлер. Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед!
Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя.
Цейдлер. Живут? Но молодость свою
Припомните.. .дитя!
Княгиня Трубецкая. Пусть смерть мне суждена-
Мне нечего жалеть.
Я еду! Еду!
Я должна Близ мужа умереть.
Цейдлер. Да. Вы умрете, но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него
Прошу: не ездите туда!
Княгиня Трубецкая. Покинув Родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг,- я слез не принесу
В проклятую тюрьму-
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Цейдлер. Да. Откровенно говорю
Вернитесь лучше в свет.
Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет!
Цейдлер. Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска?
К кому любовь?
Увлекся призраком пустым
И - вот судьба!.. И что ж?..
Бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
Княгиня Трубецкая. Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Пусть смерть мне суждена-
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть!

2.3. Беседа по содержанию.
Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.
- Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?
(Два месяца).
- Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?
(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).
- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?
(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).
- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?
(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества)
- Какой довод он приводит последним, самый страшный?
(«Я отпустить не вправе вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем»)
- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).
- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?
- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?
- Каков финал этой части поэмы?
(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)

2.4.Вывод.
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.
- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).
-Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)
Выводы учащихся. Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
Так о чем эта поэма “Русские женщины”?
Выводы учащихся:
О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.
Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос : «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?
-Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.
Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.
Какие же качества, по мнению Некрасова, присущи русским женщинам?
- Самопожертвование, достоинство, терпение.
А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.

9. Презентация о женах декабристов.
(Звучит «Лунная соната» Бетховена»).
Оценки за урок.
Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»