О роли виртуального музея в достижении результатов освоения общеобразовательных программ по истории.


О роли виртуального музея в достижении результатов освоения общеобразовательных программ по истории.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоиндефикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Одной из основных задач изучения истории в основной школе является воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей многонациональной Родины, а так же формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своего поселка и обычаям народов, населяющих его. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Задача учебных заведений – сохранить для завтрашних граждан России их самобытную, могучую и славную родину, имеющую свои устои, свой национальный колорит и характер, - может быть выполнена только в тесном взаимодействии с музеями.
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в течение ряда лет работает в экспериментальном режиме. Тесная связь учебных предметов с культурой, историей, этнографией народов Севера привела учителей к мысли о необходимости создания в школе музея культуры обско-угорских народов. (По статусу – это кабинет этнографии, но по значимости и важности – это музей и далее мы так его и будем называть)
Имея музей в школе учителя свободно могут использовать экспонаты на своих уроках. Ведь очень важно, что учащиеся не с иллюстраций и не из рассказа учителя могут представить себе предметы материальной и духовной культуры народов Севера, а воочию увидеть их и даже потрогать.
Ребята на прямую приобщаются к традиционной культуре аборигенов, помогая в экспедиционных мероприятиях по сбору экспонатов для музея, овладевают навыками поисковой и исследовательской деятельности.
А так же, ученики нашей школы участвуют в реставрации экспонатов, и даже сами изготавливают предметы материальной культуры.
За время существования нашего музея собрано 216 экспонатов материальной и духовной культуры обских угров, среди которых есть очень ценные, например, среди мансийских женских украшений есть очень древний нагрудник, которому более 200 лет, он бережно хранился в семье Меровых и был отдан в школьный музей как семейная реликвия. Еще одним ценным экспонатом является родовой флаг семьи Тихоновых, который долгое время хранился в семье, а теперь занимает почетное место в нашем музее.
В музее подготовлены экспозиции по темам: «Традиционная одежда и обувь», «Женские украшения», «Берестяная утварь», «Предметы домашнего обихода», «Женские швейные принадлежности», «Орудия и принадлежности национальных промыслов», «Макеты ловушек на боровую дичь», «Макеты традиционных построек», «Коллекция денежных знаков», «Макет традиционного переносного жилища – чума», сменная фотовыставка «История народа в объективе». По данным экспозициям подготовлены экскурсоводы из числа ребят, входящих в Совет музея.
Кроме сбора, описания и реставрации экспонатов Совет музея осуществляет следующую деятельность:
Разработка исследовательских проектов «Топонимика нашего края», «Улицы нашего села», «История одной семьи»
Проведение акции «Подарок школьному музею»
Проведение музейных уроков по различным темам
Сбор экспонатов и выставка по теме: «Семейная реликвия»
Установление связи с музеями района.
Участие в декаде «Дни культуры народов Севера»
Фотовыставка «Семейный архив», посвященная 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Продумали мы и структурную модель музея. Возглавляет его Совет музея, состоящий из координаторов четырех отделов:
Архивного
Отдела переписки
Экскурсионного
Отдела Web– конструирования
Все отделы работают на развитие и пополнение музейных фондов. Большую роль в развитии музея играет совместная поисковая и проектная деятельность учащихся и учителей, а так же очень важно приобщать к работе нашего музея родителей, старожилов села и носителей национальных традиций.
У нас накоплен богатый материал, которым мы готовы поделиться. Совсем недавно у нас возникла идея как это можно сделать – создать виртуальный этнографический музей культуры обско-угорских народов. Это новая форма работы музея, которая дает очень много возможностей:
Новые проекты и акции;
Привлечение к деятельности музея неограниченное количество сопричастных лиц (выпускников, учителей, родителей и единомышленников);
Расширение круга поисковой работы;
Регулярное обновление экспозиций;
Виртуальное общение с другими музеями и заинтересованными людьми.
Использование материалов музея в различных видах деятельности школы;
Информационные технологии, позволяющие стимулировать интерес ребят к изучению предмета, к определенным проблемам.
Виртуальный музей— тип Web-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.
В Сарапнпаульской школе доступ к сети Интернет появился сравнительно недавно, но, тем не менее, изучение его происходило достаточно быстро и помимо знакомства с ресурсами глобальной сети с той же скоростью осваивались основы Web– конструирования.
Приобретенные навыки позволили начать реализацию проекта «Виртуальный музей Культуры обско-угорских народов»
Сайт создавался в программе Microsoft Publisher.
Создание сайта осуществляется согласно основным требованиям:
Правильная компоновка информации на странице;
Удобство и наглядность представления элементов управления и кнопок навигаций;
Соответствие определенному стилю и самобытность;
Быстрая загрузка страниц;
Комфортное сочетание цветовой гаммы;
Учет интересов целевой аудитории.
Web– ресурс будет включать в себя:
Главная страница
О нас
Залы
Форум
Новости
Гостевая книга
Наши друзья
На главной странице в рубрике «О нас» можно познакомиться с историей создания нашего музея. В рубрике «Наши друзья» можно узнать о людях, благодаря которым появился наш музей, об авторах экспонатов и людях, которые сумели сохранить предметы материальной культуры и сдали их в наш музей, в общем, о тех без кого не было бы музея в нашей школе.
В нашем виртуальном музее будут представлены экспонаты, которые расположены в девяти залах:
«Традиционная одежда и обувь»
«Женские украшения»
«Берестяная утварь»
«Предметы домашнего обихода»,
«Женские швейные принадлежности»,
«Орудия и принадлежности национальных промыслов»,
«Макеты ловушек на боровую дичь»,
«Макеты традиционных построек»,
«Коллекция денежных знаков»,
На данное время готов один зал с экспозицией «Домашняя утварь». В рамках декады «Профильное обучение» прошла апробация сайта (в режиме предварительного просмотра Web - страниц) на открытом занятии элективного курса «Народы мира» для учащихся 5 классов. Получив положительные отзывы со стороны детей и учителей-экспертов пришли к решению публикации сайта на бесплатном хостинге Народ.руВ рамках исторического образования в нашей школе виртуальный музей имеет очень важную роль и часто его материалы используются на уроках. Во – первых материал урока лучше усваивается с применение ИКТ технологий, во –вторых, программный материал по истории России с опорой на исторический материал родного края запоминается лучше и воспринимается с большим интересом.
Экспонаты виртуального музея используются при изучении следующих разделов и тем:
класс Раздел, тема Экспонаты музея
5 класс «История древнего мира»
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей «Орудия и принадлежности национальных промыслов»,
«Макеты ловушек на боровую дичь»,
Возникновение искусства и религиозных верований. «Женские украшения» (металлические отливки , обереги)
«Предметы домашнего обихода»,
Появление неравенства и знати «Предметы домашнего обихода»,
Религия древних египтян «Верования обских угров»
6 класс «История Отечества» Восточные славяне в древности Боги и духи обских угров(орнаменты и обереги)
Племена и города восточных славян и финно-угров«Традиционная одежда и обувь»
Киевская Русь на рубеже Х-Х1в. Принятие христианства «Верования обских угров»
(христианизация обского Севера)
Присоединение Западной Сибири «Орудия и принадлежности национальных промыслов»,
Таким образом, школьный музей является одним из источников обогащения учащихся знаниями по истории родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.
Руководитель школьного музея учитель культурологии и истории Хозяинова В.В.