Методическая разработка занятия «Создание виртуального музея «Занятия древних людей»
Занятие объединения «Юный краевед», 7 класс
«Создание виртуального музея «Занятия древних людей»
Цель: «Создание вертуального музея «Занятия древних людей»
Задачи:
Формирование любви к малой родине - Южному Уралу, уважительного отношения к народам, живущим на Южном Урале. Вовлечение учащихся в обучение на деятельностном уровне путём погружения в эпоху палеолита.
Развитие навыков индивидуально – групповой творческой деятельности.
Воспитание умения работать в группе, в коллективе.
Средства:
Работа по развитию воображения средствами выполнения рисунков первобытных людей, оформление мини-экспозиции выставки
Работа с иллюстративным материалом /народы Южного Урала/, коллекцией горных пород и минералов
Изготовление орудий труда первобытного человека
Создание выставочных экспонатов музея путём воплощения в образ
Проведение экскурсии
Музыкальное оформление при выполнении работ учащимися
Оборудование: АРМ учителя, коллекция минералов и горных пород, деревянные палки, бумага, клей, кусочки каменного угля, шкуры животных, верёвки, разрезная мозаика «Народы Южного Урала», мел, ученическая доска, ручка, фотоаппарат.
Результат: В ходе занятий учащиеся, выполняя индивидуальные и групповые (парные) задания становятся участниками событий эпохи палеолита, оформляют экспозицию музея, проводят экскурсию.
Закрепляют знания, полученные в результате посещения «Челябинского краеведческого музея» (декабрь 2013 года), учебного материала курса 7 класса.
Ход занятия
Структура занятия,
методическое обеспечение
Деятельность педагога
Деятельность детей
1. Вводная часть.
Вступительное слово педагога.
Слайд №1.
Слайд №2
(эффектом анимации запускается каждая строка с интервалом)
/стихотворение Л.Татьяничевой/
В декабре 2013 года мы с вами посетили краеведческий музей, где знакомились с экспозицией «Эпоха палеолита на Южном Урале». В 1 четверти на уроках краеведения вы знакомились с этой темой.
Я хочу, чтобы на занятии мы научились любить свою малую родину - Южный Урал.
В этом году мы с вами создали блог «Позитив», где рассказываем всем о своей жизни. Всё, что мы сегодня с вами создадим, мы разместим на страницах нашего блога
Представьте, что мы с вами находимся на вершине горы. Перед нами открывается панорама Уральских гор
И всю любовь к Уралу, к нашей родине мы сейчас с вами выразим строчками стихотворения Людмилы Татьяничевой
Я предлагаю всем вместе прочитать это стихотворение
Дети вместе читают стихотворение
Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал.Как девочки, Сосны босыеСбегают с заснеженных скал.В лугах, на ковровых просторах,Среди плодоносных полей,Лежат голубые озёраосколками древних морей.
Людмила Татьяничева
Слайд №3
Челябинская область /карта/, Урал/карта/
Слайд «Лента времени» №4
Слайд «Эволюция человека»№5
Что для вас означает слово Родина?
Как мы называем свой край, в котором мы живём?
Каждый из нас когда-то появился на свет.
Опрос детей о дате их дня рождения
А когда появился первый человек?
Как его называли?
Древние люди появились на территории Южного Урала в каменном веке около 300 тыс. лет назад
Ответы детей
Южный Урал. Это наша Родина.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
2. Целеполагание
Коллекция минералов и горных пород
Слайд №6-8 Животные
Слайды Каповой и Игнатьевской пещеры №9-15-20
Задание №1 - нарисовать рисунки первобытного человека
Листы белой бумаги, угольки
Слайд-подсказка №18 «Рисунки первобытного человека». Приложение №2
Слайд «Древние орудия труда» № 21-13
Задание №2. Работа с коллекцией минералов и горных пород
/гипс-мел-известняк-гранит-яшмовые породы/.
Подготовка музейной экспозиции
Задание №3. Изготовление орудий труда для музейной экспозиции «Занятия древних людей», фотографий для виртуального музея.
Мел, доска, шкуры животных, минералы, подручные материалы для орудий труда (верёвки, палки, горные породы)
Приложение 3
Слайд № 24 (с музыкальным сопровождением),
когда закончится музыка (можно поставить слайд № 25 (дубль слайда № 18))
Слайд № 24 «Рисунки диких животных, обитавшие в палеолите на территории Южного Урала»
Подготовка виртуального музея
Экскурсия
Слайд №26 «Народы Челябинской области»
Задание № 4. Собрать мозаику «Народы Челябинской области».
Приложение 1
Итог занятия. Виртуальная экскурсия
(с музыкальным сопровождением «Челябинск под солнцем. mp3»)
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на Южный Урал в каменный век.
Эта форма занятия называется «Погружение в эпоху каменного века».
Мы не просто совершаем путешествие. Итогом нашей работы будет создание музейной экспозиции «Люди каменного века».
Мы научимся оформлять музейные экспозиции,
- проводить экскурсии,
- познакомим с нашей деятельностью на страницах блога объединения не только наших родителей, но и весь мир.
Ребята. Перед вами лежат не просто горные породы и минералы, а наш Уральский хребет. Эти породы собрали мои ребята во время экскурсий, летних путешествий. Вы сами сможете собрать такую коллекцию, подарить своим друзьям. А можно передать в дар нашему школьному музею. Этот минерал будет украшать витрину музея и будет написано, что этот экспонат подарен родной школе учеником 7 класса____(например, Ефремовым Ильёй)
А давайте заглянем в каменный век на Южном Урале. Это была эпоха оледенения. Какие животные тогда жили?
Древние люди не умели разговаривать. Как они скажут соплеменникам, что на той стороне реки находится мамонт и пора идти на охоту?
Рассказ - беседа педагога с учащимися по слайдам
Задание - нарисовать рисунки первобытного человека (3 мин).
Эти рисунки мы уже можем поместить в наш музей, а можем подарить нашим родителям.
(комментарии после выполнения задания)
Почему древних людей называли людьми каменного века? Работа вместе с учащимися по слайдам
Комментарий учителя при разборе разных горных пород
Чего нам не хватает для охоты?
Мог ли человек в то время выжить один? Поэтому мы должны всё делать вместе.
Вы должны разделиться по 2 человека, одеть одежду первобытного человека, изготовить орудие труда и изобразить свой вид деятельности. Вы станете экспонатами музейной экспозиции, которую мы сегодня создадим.
Нам нужен летописец и экскурсовод, чтобы поведать всему миру о том, что здесь происходило у нас на Урале в каменном веке... На выполнение задания – 5 минут.
/детям выдаётся карточка-задание, на которой написано задание/
-Экскурсовод-летописец- 1 чел.
-Фотограф-1 чел.
-Художник. /Нарисовать на доске рисунок первобытного человека/- 2 чел.
-Охотник. Каменный топор – 2 чел.
-Охотник. Копьё -2 чел.
- Охотник. Лук и стрелы. – 2 чел.
-Рыбак. Гарпун. – 2 чел.
-Охотник. Копьё -2 чел.
- Первобытный человек добывает огонь – 1 чел.
Но нам сегодня нужен фотограф. Мы должны создать не просто музей, а виртуальный музей. Рассказать о нём своим друзьям. Этим мы займёмся с вами сегодня.
Фотограф фотографирует только лучшие экспонаты. Когда вы закончите, то выберите позу, наиболее раскрывающий вас образ и стойте тихо, как в музее.
Педагог консультирует учащихся, даёт задание фотографу:
По окончании экскурсии, в ходе которой фотограф сделает фотографии, он из фотоаппарата фотографии перенесёт на ноутбук для виртуальной экскурсии
Давайте посмотрим, какую музейную экспозицию мы сегодня с вами создали и послушаем нашего экскурсовода
Какие вы молодцы.
Но для блога нам нужна ещё и виртуальная экскурсия. Пока фотограф всё готовит, мы поговорим, а какие же народы проживают на территории Челябинской области?
Краткая информация педагога о народах (приложение 5).
Предлагаю выполнить задание № 4. Собрать мозаику «Народы Челябинской области».
На столе лежат конверты. Нужно, работая в парах, собрать мозаику, склеить и по костюму определить национальность народа Челябинской области
На территории области проживает более 130 народов. Мы сейчас узнаем наиболее многочисленные народы.
А теперь посмотрим нашу виртуальную экскурсию.
Понравилось?
В блоге нашего класса «Позитив» мы отражаем всё, чем мы занимаемся в классе.
О нашем проекте - создании музейной экспозиции «Люди каменного века» должны узнать ваши друзья, родители, страна, да и весь мир. Для этого мы должны сфотографироваться ещё раз все вместе и разместить фотографии на сайте.
Педагог благодарит учащихся за работу.
Ответы детей
Ответы детей (рисунки древнего человека)
Дети называют по рисункам животных
Рисунки детей
Обсуждение материала, представленного на слайдах.
Орудия изготовляли из камня
Выбор пород, пригодных для изготовления орудий труда
Ответы детей
Дети одевают одежду первобытного человека, изготовляют орудие труда. Готовятся к проведению экскурсии
Учащиеся выполняют задание. Летописец готовит выступление, фотограф фотографирует
Экскурсовод рассказывает об экспонатах
Фотограф готовит фотографии для просмотра
Учащиеся выполняют задания.
Представляют свою работу
Фотограф знакомит ребят с результатом работы
Общая фотография класса в облачении людей каменного века
Приложение 1
(подсказка экскурсоводу)
Экскурсия «Люди эпохи палеолита на Южном Урале»
1. Люди на Южном Урале появились 200 – 300 тыс лет назад. Об этом рассказывают стоянки древних людей, наскальные рисунки в Игнатьевской пещере и Каповой пещере Башкирии
2. На Южном Урале жил человек разумный _
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Они умели добывать огонь________________________/продемонстрировать/
В Каповой и Игнатьевской пещерах сохранились рисунки первобытного человека__________________________/продемонстрировать, что нарисовано на доске, пояснить, какие здесь животные или знаки нарисованы/
Люди изготавливали орудия труда:________________________/продемонстрировать и описать сделанные вами орудия труда, отобранные для выставки экспонаты. ИХ делали из яшмы, кремния
Можно описать юмористически.
-Охотник. каменный топор –
-Охотник. копьё -
- Охотник. лук и стрелы
-Рыбак. гарпун –
Приложение 2
Подсказка для рисунков детей, для оформления экспозиции «Животные жившие в каменном веке
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 4
(для мозаики Народы Челябинской области)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14115
Номо-сапиенс- человек разумный
человек прямоходящий
Номо-хабилис
- человек умелый
трогонтериевый слон- степной мамонт
мамонт
Пещерный медведь
Шерстистый носорог
Лошадь
Благородный олень, северный олень
Бизон