План-конспект урока по истории России для 6 класса по теме: Повседневная жизнь населения в соответствии с ФГОС ООО
МОБУ ООШ № 26 ст. Ереминской Лабинского района
План-конспект урока
Класс: 6
Дата проведения: 16.02.2016
Учитель: Дорохова М.С.
Тема: Повседневная жизнь населения.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: Домашняя утварь. Пряжа. Лучина. Рубаха, порты, зипуны, епанча. Онучи, лапти. Понёва, чепец, сарафан, кокошник. Хоромы, терем, сени.
Образовательная технология: технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология.
Цели урока:
-воспитательные:
воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;
-развивающие:
тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;
-обучающие:
изучить повседневную жизнь разных слоев населения в Древней Руси, особенности мужской и женской одежды, жилищ.
Задачи урока:
-образовательные:
ввести представление о жизни и быте разных слоев общества Древней Руси.
-развивающие:
- информационные:
умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
- логические:
умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
- организационные:
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
-воспитательные:
совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.
Планируемые результаты:
-предметные:
Учащийся научится использовать иллюстрации учебника как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины сходств и отличий в образе жизни разных социальных слоев общества Древней Руси.
-метапредметные:
Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
-личностные:
Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
Визуализация:
Проектор, компьютер, интерактивная доска;
Презентация «Повседневная жизнь населения»
Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент
(1 мин.) Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке Приветствуют учителя
Повторение
(10 мин) Игра «Историческое лото»
(приложение)
Правила игры: Каждый ученик получает игровую карту. Учитель перемешивает карточки с вопросами и в любом порядке читает вопросы. Учащиеся ищут ответ, отвечают. Кто первым правильно ответил на вопрос, и назвал номер ответа, тот получает карточку. Задача ребят – закрыть как можно больше ячеек в своих игровых картах.
Сообщает правила игры, проводит игру.
Подводит итоги игры совместно с учащимися Играют в «Историческое лото», применяют ранее полученные знания.
Подсчитывают количество правильных ответов (по количеству карточек)
Мотивационно-целевой(2-3 мин.) Что такое повседневная жизнь?
Какие следы она может после себя оставить?
Почему историки активно изучают повседневную жизнь людей прошлого?
Помогает учащимся формулировать тему урока, определить его цели Высказывают предположения, формулируют тему и цели урока
Содержательно-операционный
(10-15 мин) Историческая задача.
Матушка Добрынюшке говаривала,Матушка Никитичу наказывала:«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!Ты не ездитко на гору сорочинскую,Не топчитко там ты малыих змеенышев,Не выручай же полону там русского,Не куплиська ты во матушке Пучайреки;Тая река свирипая,Свирипая река, сердитая:Изза первоя же струйки как огонь сечет,Изза другой же струйки искра сыплется,Изза третьей же струйки дым столбом валит,Дым столбом валит да сам со пламенью».
Вопросы:
Определите, откуда эти строки?
Кто и когда рассказывал былины?
В какое время года былины становились одним из основных развлечений жителей Древней Руси? Почему?
Жизнь земледельцев, горожан, князей и бояр.
Расскажите, какие категории населения существовали в Древнерусском государстве. Чем различалось положение различных категорий населения? Могло ли это отражаться на их повседневной жизни? Какой из языческих праздников сохранился у жителей нашей страны до настоящего времени? Что он может рассказать нам о жизни и верованиях жителей Древней Руси?
Прочитайте фрагмент из сочинения А. В. Терещенко о древнерусском пире (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните смысл фразы: «Дух братства сближал сердца».
Рассмотрите иллюстрации в параграфе, на интерактивном плакате. Что было общего и в чём заключалось различие в образе жизни знатных и простых людей? Опишите какую-либо вещь, предмет на основе иллюстрации. Встречаются ли такие предметы быта сейчас? Демонстрирует электронное приложение к учебнику Данилова А.А. (сферы) – стр. 26-27.
Задает историческую задачу, предлагает вопросы, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.
Демонстрирует страницы электронного учебника, иллюстрации; задает вопросы, предлагает найти информацию для ответа на вопросы в учебнике или в электронном учебнике, участвует в обсуждении
Демонстрирует стр. 26-27 электронного учебника Данилова А.А. (Сферы) и интерактивные плакаты
Предлагает составить устные описания жилищ и одежды жителей Руси, Заслушивает ответы, по необходимости корректирует, задает наводящие вопросы.
Предлагает выполнить мини-проект: зарисовать предмет одежды (любой), дать его описание письменно (если не успеют, можно выполнить дома)
Анализируют полученную информацию, высказывают предположения по решению исторической задачи.
Анализируют информацию из учебника, электронного учебника, отвечаю на вопросы
Составляют рассказ на основе
текста учебника, схемы, иллюстраций.
Сравнивают положение различных категорий населения.
Используют собственный жизненный опыт для описания исторических явлений
Составляют описание жилищ и одежды по иллюстрациям, тесту
Формулируют вывод, в чем жизнь простых людей отличалась от жизни бояр и князей
Выполняют мини-проекты
«Предмет одежды жителей Древней Руси», «Жилище Древней Руси», «Праздники и развлечения знати на Руси»
Контрольно-оценочный
(10 мин)
Защита проектов.
Самооценка и взаимооценка учащихся. Предлагает задавать вопросы друг другу по содержанию проектов.
Участвует в оценке работ учащихся. Выступают с защитой мини-проекта.
Проводят самооценку работы на уроке и взаимооценку.
Рефлексия
(3-2 мин.) Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся Задает вопросы
«Что вы сегодня узнали на уроке?»
«Что вам было наиболее интересно?»
«Что понравилось и что не понравилось на уроке?» Высказывают свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления
Домашнее задание
(1 мин.) §11, з. 1-4 к параграфу (на выбор), работа со словариком терминов Дает домашнее задание обучающимсяЗаписывают домашнее задание
Итог урока.
(1 мин.) Подведение итогов, выставление оценок в дневники Выставляет оценки Список литературы, используемой при подготовке проекта:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015
3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016
Электронные материалы:
1. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику. Сферы
Приложение 1. Историческое лото ИГРОВАЯ КАРТА
882 г. Закуп Князь
Игорь 911 г. Ольга
Князь Олег 1072 г. Князь Владимир РюрикРядович
Владимир Мономах Князь Святослав 1097 г. Ярослав Мудрый 1113 г.
1111 г. Нестор Мстислав Великий Смерд Борис
Карточки с заданиями для ведущего (разрезать)
Установлены нормы дани разгромил Хазарский каганат Принял «Русскую правду» Строительство крепостей на левобережье Днепра Восстание в Киеве
Один из первых русских святых Крестил Русь Автор «Поучения детям» Убит в землях древлян в 945 г. Основатель первой правящей династии
Автор «Повести временных лет» Заключение торговых договоров с Византией Предупреждал
«Иду на вы» Любечский съезд князей Начало Киевской Руси
Разгром половцев Сын Владимира Мономаха Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за купу Свободный крестьянин, нес повинности в пользу князя Человек, заключивший договор на выполнение определенной работы