Технологическая карта урока истории Повседневная жизнь народов России в XVII в.


Технологическая карта урока «Повседневная жизнь народов России XVIв.»
Предмет: история России 7 класс.
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта с дидактической структурой.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя. Задание для учащихся, выполнение которых приведут к достижению планируемых результатов. предметные уудОрганизационный момент Проверка домашнего задания Отвечают на вопросы учителя, вспоминают даты и понятия беседа учитель задает вопросы, дети отвечают
знать достижения русской культуры 16 в. Определять влияние объединения страны на материальную и духовную культуру России (на примерах)
Изучение нового материала
Цель: выяснение, как создание единого гос-ва повлияло на культурное развитие России. 1. Делают записи в тетради.
Формулирую цели.
2. Сообщения
3. Работа с тестовым заданием.
4. Работа с текстом учебника, заполнение таблицы 1. Сообщение темы урока.
- Сформулируйте цели.
2. Сообщение учащихся:
* Пасха,
* Рождество и Крещение,
* ураза – байрам и курбан – байрам(или работа с текстом учебника с. 108-109 до просл абзаца)
3. Задание на слайде (карточка). Выполняют самостоятельно. Самопроверка.
4. Работа с текстом учебника.
Задание: прочитать с. 109 (посл абзац)-110 и заполнить таблицу.
Беседа по таблице.
1. Слушать учителя, делать записи в тетради, формулировать цели.
2. Выступают с сообщениями
3. Выполняют тестовое задание. (см. Прил)
4. Учащиеся читают и заполняют таблицу (см ПРил 2).

Беседа по таблице.
Уяснить особенности развития культуры в 16 в. Систематизировать характерные черты развития культуры страны.
Уметь работать индивидуально и парах.
Закрепление нового материала Отвечают на вопросы
О чём свидетельствуют русские поговорки:
Калачом не заманишь.
Хлеб всему голова.
Где щи да каша, там и место наше.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Киселем брюха не испортишь. (прил 3) Беседа по вопросам учителя.
Ученики объясняют пословицы. контроль Проверка правильности ответов. Рефлексия. Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Какую оценку вы бы поставили себе? Дом задание повторить п. 1-12, подготовиться к проверочной работе. Приложение 1.
Соотнесите названия народных праздников и их описание
1.Масленица а) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник прощёным воскресеньем.
2. Святки б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озер на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы.
3. Иван Купала в) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания.
4. Ураза – байрам г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий завершение поста, который длится в течение месяца Рамадан.
5. Курбан - байрамд) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима.
Ответ: 1- а; 2- в; 3- б; 4 – г; 5- д.
Приложение 2.
Пища населения России в 16 в.
Национальная принадлежность Основные продукты питания С чем были связаны пищевые пристрастия
русские карелы мордва татары башкиры чуваши Приложение 3.
Калачом не заманишь ( Никакими уговорами, никакими средствами не заставить кого-л. зайти или заехать куда-л)
Хлеб всему голова. (быть нужным, почтительное отношение к затраченному труду)
Где щи да каша, там и место наше. Щи да каша пища наша - русская пословица, означающая: 1) Основной пищей на Руси были щи и каша 2) Мы люди простые, едим только простую пищу. Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 определяет щи, как - жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много. Только в вышеупомянутом словаре указаны - Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи; Суточные щи и т.д.Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили, а потом замораживали. Считалось, что после заморозки щи становятся "ядреными" - приобретают более острый вкус. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу. В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом.
Щи на Руси появились в 9 веке, когда в к нам завезли капусту из Византии. Щи стали популярными у русских людей, так как их разновидность - пустые щи, широко использовалась во время христианского поста.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной. Когда в контексте русских былин, песен, сказаний, притч, сказок, пословиц и поговорок и даже в самих летописях встречается слово «каша», то это всегда означает именно гречневую кашу, а не какую-нибудь иную. Словом, гречиха — не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке с Х по XX века) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы). Что же касается сытности и отменного вкуса гречневой каши, то они — общепризнанны, вошли в поговорки.
Киселем брюха не испортишь. Пословица объединила в незамысловатом блюде все его полезные, питательные и вкусовые качества. Изначально русский кисель представлял собой кисловатое, студенистое блюдо. Готовили его на основе овсяной, ржаной или гороховой муки. К овсяному киселю подавали мед, а к гороховому полагалась мясная подливка. Блюдо это было дешевым и сытным. К тому же на его приготовление тратилось мало времени, да и особого кулинарного мастерства от хозяйки не требовалось. А еще оно было демократичным: ели кисель и за крестьянским, и за царским столом.
Соотнесите названия народных праздников и их описание
1.Масленица а) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник прощёным воскресеньем.
2. Святки б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озер на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы.
3. Иван Купала в) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания.
4. Ураза – байрам г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий завершение поста, который длится в течение месяца Рамадан.
5. Курбан - байрамд) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима.
Соотнесите названия народных праздников и их описание
1.Масленица а) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник прощёным воскресеньем.
2. Святки б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озер на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы.
3. Иван Купала в) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания.
4. Ураза – байрам г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий завершение поста, который длится в течение месяца Рамадан.
5. Курбан - байрамд) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима.
Соотнесите названия народных праздников и их описание
1.Масленица а) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник прощёным воскресеньем.
2. Святки б) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озер на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, водили хороводы, пели песни, плясали. Разжигали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекарственные травы.
3. Иван Купала в) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гадания.
4. Ураза – байрам г) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий завершение поста, который длится в течение месяца Рамадан.
5. Курбан - байрамд) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима.